УТВЕРЖДЕНА
Отраслевым центром
повышения квалификации
работников торговли
Комитета Российской Федерации
по торговле
12 августа 1994 года N 1-1098/32-2
МЕТОДИКА
учета сырья, товаров и производства
в предприятиях массового питания различных
форм собственности
1. Введение
Современный период перехода к рыночным отношениям характеризуется коренной ломкой сложившихся отношений в экономике, финансах и учете. Это требует разработки принципиально новых подходов к учету в различных отраслях народного хозяйства, их методическому обеспечению. Особое значение это имеет для оперативного учета при выпуске продукции общественного питания и определения их цен.
Следует отметить, что методическое обеспечение предприятий общественного питания нуждается в усовершенствовании и модернизации с учетом новых условий хозяйствования, когда ситуация в общественном питании изменилась существенным образом.
К основным тенденциям развития сферы общественного питания, влияющим на ведение оперативного учета, относятся:
увеличение товарооборота в фактических ценах (более чем в 7 раз) и снижение в товарной массе (в 2 раза);
преобладание реализации покупных товаров над реализацией продукции собственного производства;
сокращение сети предприятий общественного питания (за два последних года на 26%);
ухудшение кадрового состава отрасли вследствие увольнения ранее работавших и набора новых, неквалифицированных кадров, что касается и бухгалтеров.
В этой связи возникла необходимость разработки Основных положений учета сырья, собственной продукции, товаров и пр. Это явилось предметом исследования по теме "Основные положения учета сырья, товаров и производства в предприятиях массового (общественного) питания разных форм собственности и ведомственной подчиненности" взамен ранее действовавшего Приказа Министерства торговли РСФСР от 20.01.87 N 18 "Об основных положениях по бухгалтерскому учету сырья (продуктов), товаров и производства в предприятиях общественного питания", который не учитывает специфику оперативного учета в предприятиях общественного питания с разными формами собственности.
Целью настоящей работы явилась оптимизация схем оперативного учета путем разработки нормативного документа, регламентирующего учет сырья, товаров и производства продукции в предприятиях массового питания разных форм собственности.
2. Состояние вопроса
Кардинальные перемены, происшедшие в постановке бухгалтерского учета предприятий общественного питания в связи с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.92, утвердившим Положение о бухгалтерском учете и отчетности, и введением нового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, вызвали необходимость разработки темы "Учет сырья, товаров и производства в предприятиях массового питания различных форм собственности".
Значимость этой работы возрастает в связи с приватизацией и возникновением предприятий общественного питания нетрадиционных форм собственности, развития рыночных отношений и других новых явлений хозяйственной жизни.
Использование работы создает возможность формирования полной и достоверной информации об имущественном и финансовом положении предприятий общественного питания независимо от организационно-правовых форм и подчиненности, способствует повышению оперативности учета затрат на производстве, особенно в тех предприятиях, которые имеют структурные подразделения - объекты аналитического учета, и лучшей отработке техники ведения учета.
При разработке темы были учтены основополагающие правительственные документы и ведомственные нормативные документы, включая письмо Комитета Российской Федерации по торговле от 05.04.93 N 1-565/32-7, согласованное с Комитетом Российской Федерации по политике цен. Работа основана на использовании учетной документации, соответствующей единым нормам действующего ОКУД количественно-суммового учета.
Работа регламентирует порядок документального оформления и учета сырья, продукции и товаров на предприятиях общественного питания, правильного и своевременного отражения операций по движению сырья, продуктов и товаров, достоверную информацию об остатках и движении продуктов (о запасах продуктов), способствует установлению оперативного контроля за сохранностью и правильным использованием сырья, продукции и товаров на всех этапах их движения и в местах хранения в производственно-торговых единицах, а также за запасами продуктов в оптимальных величинах, обеспечивающих торгово производственную деятельность.
Оптимальная схема учета выпуска продукции рекомендует порядок ведения учета в натурально-суммовом выражении по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому) или количественно-суммовому методу в бухгалтериях предприятий общественного питания или непосредственно собственниками, в том числе:
порядок определения цен (свободных отпускных, регулируемых розничных, свободных закупочных), по которым реализуются изделия кухни, и условия применения единых наценок общественного питания, порядок калькуляции цен в дневное и вечернее время реализации продукции в ресторанах и кафе;
сроки сдачи товарных отчетов материально ответственными лицами в бухгалтерию или собственнику;
конкретные указания о счетах аналитического учета, на которых отражается учет продуктов, товаров и тары;
порядок учета сырья (продуктов) и товаров в кладовых, учет продуктов на производстве (составление плана-меню, составление требований на продукты с учетом остатков на начало дня), а также в самостоятельных цехах по производству полуфабрикатов, кондитерских цехах, в буфетах, магазинах кулинарии и других предприятиях розничной торговли;
порядок расчета за реализуемые потребителям изделия кухни и документального оформления этих операций (кассовых чеков, талонов-абонементов, платежных поручений, подтверждающих оплату);
порядок оформления отпуска изделий кухни в раздаточные, филиалы и буфеты накладными или дневными заборными листами с указанием часов отпуска, а также порядка учета заборных листов и контроля за их ведением;
отчетность заведующего производством и соответствие суммы реализации по отчету, показателям кассового аппарата и документам, подтверждающим безналичный расчет;
порядок инвентаризации сырья, полуфабрикатов и товаров по этапам их движения и в местах хранения в производственно-торговых единицах, а также контроля за запасами продуктов в оптимальных величинах, обеспечивающих торгово-производственную деятельность.
При утверждении этой работы утрачивает силу Приказ Министерства торговли РСФСР от 20.01.87 N 18 "Об основных положениях по бухгалтерскому учету сырья (продуктов), товаров и производства в предприятиях общественного питания".
3. Общие положения по учету сырья,
товаров и производства в предприятиях массового
(общественного) питания различных форм собственности
и ведомственной принадлежности
3.1. Основные положения регламентируют порядок документального оформления и учета сырья, продукции и товаров на предприятиях массового (общественного) питания всех форм собственности и ведомственной принадлежности.
3.2. Учет сырья, продуктов и товаров должен обеспечить:
правильное и своевременное документальное отражение операций по движению и остаткам сырья, продукции и товаров;
контроль за сохранностью и правильным использованием сырья, продукции и товаров на всех этапах движения и в местах хранения и соответствием величины запасов продуктов для нормальной производственной деятельности.
3.3. Материальная ответственность за сохранность сырья, продуктов и товаров в предприятиях массового (общественного) питания может быть коллективная (бригадная) или индивидуальная в зависимости от организации работы с ценностями в подразделениях: кладовая, производство, цех, буфеты и определяется руководителем (собственником предприятия или частным предпринимателем).
________________
* Далее - предприниматель.
3.4. Учетная политика согласно Положению о бухгалтерском учете и отчетности выбирается руководителем (собственником) предприятия, предпринимателем, исходя из установленных правил, методик и соблюдения коммерческой тайны в соответствии с Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности.
4. Учет сырья (продуктов) и товаров в кладовой
4.1. Учет продуктов и товаров в кладовой ведется в свободных отпускных ценах, регулируемых розничных ценах и свободных закупочных ценах* с добавлением единой наценки или без добавления наценок в соответствии с письмом Роскомэкономики и Роскомторга от 05.04.93 N 1-565/32-7.
________________
* Свободные отпускные цены - используются при покупке сырья, продуктов и товаров у промышленных предприятий, посреднических организаций и частных предпринимателей; регулируемые розничные цены - при покупке социально значимых товаров; свободные закупочные цены - при закупке сельскохозяйственной продукции заготовительных организаций, фермерских хозяйств и частных лиц. Далее все цены обозначены как цены приобретения.
Учет продуктов и товаров в ценах приобретения с добавлением единой наценки целесообразно вести в кладовых предприятий, относящихся к одному типу и классу.
Учет продуктов и товаров в ценах приобретения без добавления единой наценки следует вести в кладовых предприятий, имеющих в подчинении различные типы (ресторан, кафе, бар, столовая, закусочная, магазин-кулинария и т.д.) и классы (рестораны и бары подразделяются на три класса: люкс, высший и первый).
Учет винно-водочных изделий и покупных товаров в кладовой предприятий ведется в ценах приобретения с добавлением торговой наценки.
При отпуске продуктов из кладовой на производство (кухню), в буфеты и т.п., в которых они должны учитываться с применением единой наценки, продукты и товары в накладных оцениваются в двух ценах: по учетным ценам кладовой для списания с подотчета и по ценам, по которым учитываются и приходуются на производстве, в буфете.
Уровень наценок определяется и утверждается самостоятельно руководителем (собственником) предприятия, предпринимателем, если не регулируется местными органами. Помимо этого собственник предприятия, предприниматель может самостоятельно утверждать цены, по которым реализуются изделия. В связи с этим сумма наценки представляет собой разницу между ценой реализации и ценой приобретения и в учетной политике должна предусмотреть эту особенность определения наценки.
4.2. По документам на поступившие от поставщиков продукты определяется их стоимость в следующих учетных ценах:
свободных отпускных ценах для расчетов с поставщиками и оприходования продуктов без добавления единой наценки при учете по этим ценам и с добавлением наценок;
регулируемых розничных ценах для расчетов с поставщиками и оприходования продуктов без добавления единой наценки и с добавлением наценок;
свободных закупочных ценах для расчетов с поставщиками и оприходования продуктов без добавления единой наценки и с добавлением наценок.
4.3. Отпуск продуктов из кладовой на производство (кухню) и товаров в буфеты производится на основании требований и оформляется накладными (приложение 1).
В накладной указываются: полное наименование, сорт продуктов и товаров, вес или количество, учетные цены кладовой и цена реализации с добавлением единой наценки, если учет в кладовой ведется без добавления единой наценки, а также должна быть отметка о номере сертификата соответствия (или заверенная копия сертификата).
Специи и соль отпускаются на производство в той же оценке, как и продукты, т.к. включаются в себестоимость согласно Сборнику рецептур блюд и кулинарных изделий*. Продукты на производство (кухню) отпускаются только поименованные в накладной и лишь в тех количествах, которые в ней указаны.
________________
* При использовании Сборника.
Все приходно-расходные документы материально ответственное лицо ежедневно сдает в бухгалтерию предприятия или собственнику вместе с товарным отчетом (приложение 2), в котором раздел о движении тары заполняется при небольшом ассортименте тары (до 10 наименований), в остальных случаях складской учет тары по наименованиям, количеству и учетным ценам осуществляется в товарной книге кладовщика или на карточках количественно-суммового учета.
По решению руководителя или собственника предприятия, предпринимателя товарные отчеты могут сдаваться в бухгалтерию или собственнику в иные сроки, но не реже одного раза в три дня.
4.4. Товарный отчет (приложение 2, форма N 35) составляется в двух экземплярах, первый экземпляр с приложенными к нему документами передается в бухгалтерию или собственнику под расписку на втором экземпляре, остающемся у материально ответственного лица. Бухгалтерия или собственник, желательно в день поступления отчета, проверяет правильность его составления и приложенных к нему документов.
4.5. При механизированных формах учета материально ответственное лицо (кладовщик) после отчетного дня в установленные сроки сдает в бухгалтерию приходные и расходные документы по реестру (код по ОКУД 0903014) под расписку на втором его экземпляре, остающемся у него. Определение стоимости продуктов и товаров и полное техническое оформление товарного отчета производится на ЭВМ.
4.6. При наличии кладовой в предприятиях общественного питания продукты и товары учитываются в бухгалтерии на счете 41 "Товары", субсчет 41/1 "Товары на складах".
Разница между учетной стоимостью и стоимостью приобретения продуктов и товаров учитывается на счете 42 "Торговая наценка", субсчет 42/1 "Торговая наценка (скидка, накидка)".
4.7. В местах хранения (кладовых) материально ответственные лица ведут складской учет продуктов и товаров в натуральном выражении по наименованиям, количеству и учетным ценам в товарной книге кладовщика (код по ОКУД 0903023) или на карточках количественно-суммового учета (код по ОКУД 0903121). На крупных предприятиях, где велико количество продуктов, рекомендуется вести учет по группам товаров (гастрономия, рыбные, мясные, молочные и т.д.). Книга (карточки) выдаются материально ответственному лицу в пронумерованном виде под расписку. Использованные книги сдаются в бухгалтерию или собственнику, где хранятся наряду с бухгалтерскими документами аналитического учета.
Записи в книгу (на карточки) кладовщиком производятся, желательно, в сроки сдачи товарного отчета (реестра) на основании приходных и расходных документов только по количеству (без указания суммы).
Правильность записей, ведущихся материально ответственными лицами в товарной книге (карточках количественно-суммового учета), должна регулярно, но не реже одного раза в неделю проверяться бухгалтерией или собственником предприятия. При этом сопоставляются записи, сделанные материально ответственным лицом в товарной книге или на карточках количественно-суммового учета, с записями в первичных товарных документах, а также проверяется выведение остатков по каждому наименованию (сорту) продуктов. Правильность записей подтверждается подписью работника бухгалтерии, производившего проверку, на товарном отчете.
4.8. Бухгалтерия ведет натурально-стоимостный учет продуктов и товаров по оперативно-бухгалтерскому (сальдовому методу) или количественно-суммовому методу.
Учет продуктов и товаров в кладовых оперативно-бухгалтерским (сальдовым) методом ведется в следующем порядке:
в бухгалтерии - суммарно в денежном выражении по учетным ценам (свободным отпускным, регулируемым розничным и свободным закупочным ценам с применением единой наценки или без применения единой наценки);
в местах хранения (кладовых) материально ответственные лица ведут учет по наименованиям, сорту (категории), цене и количеству продуктов и товаров (в товарной книге или карточных установленной формы).
По окончании каждого месяца и на дату инвентаризации материально ответственными лицами заполняется по данным товарной книги (карточек) ведомость остатков продуктов и товаров в кладовой (код по ОКУД 0903123, приложение 3), которая проверяется бухгалтерией или собственником предприятия, и правильность выведения остатков подтверждается их подписью.
Общая стоимость продуктов и товаров на конец каждого месяца или на день инвентаризации по этой ведомости сверяется с данными бухгалтерского учета, после чего ведомость подписывается материально ответственным лицом, бухгалтером или собственником предприятия.
Ведомость остатков продуктов и товаров открывается на год.
Помимо указанных желательных сроков составления и сверки ведомостей остатков продуктов и товаров рекомендуется составлять и проверять их в более частые периоды.
При количественно-суммовом методе в бухгалтерии на каждый сорт (категорию) и цену продукта открывают карточки количественно-суммового учета, в которых записывают как количество поступивших или выбывших продуктов, так и их стоимость. По истечении месяца и на дату инвентаризации в карточках подсчитывают итоги прихода и расхода и для сверки данных аналитического и синтетического учета составляют оборотную ведомость.
При наличии персональных компьютеров все данные бухгалтерского учета, изложенные выше, вводятся в компьютер и распечатываются для руководителя (собственника) предприятия или иных пользователей по их требованию.
4.9. В предприятиях малого бизнеса при отсутствии склада продукты и сырье поступают непосредственно на производство.
5. Учет продуктов на производстве