МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 23 марта 1998 года N 769
О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минпросвещения России от 23 июля 2020 года N 356
____________________________________________________________________
Важнейшим вопросом развития туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях является его кадровое обеспечение.
В целях сохранения и дальнейшего развития туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях Российской Федерации
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма, Примерный учебный план по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма и Программу курса по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма (приложение 1).
1.2. Положение о VI Всероссийском туристском слете учителей (приложение 2).
2. Отделу дополнительного образования Минобразования России (А.К.Бруднову) совместно с Центром детско-юношеского туризма Минобразования России (Ю.С.Константиновым) до 1 июня 1998 года разработать и представить на утверждение положения о юном инструкторе туризма, юном спасателе, учебные планы и программы их подготовки из числа обучающихся.
3. Одобрить опыт совместной работы Центра детско-юношеского туризма и Московского государственного открытого педагогического университета по заочной подготовке туристских кадров с высшим профессиональным образованием по специальности "031300 - Социальная педагогика" со специализацией "Организатор туристско-краеведческой работы".
4. Назначить головным образовательным учреждением подготовки инструкторов детско-юношеского туризма Центр детско-юношеского туризма Минобразования России, возложив на него программное и методическое обеспечение процесса обучения.
5. Рекомендовать ректорам педагогических вузов осуществлять по договорам с органами управления образованием субъектов Российской Федерации целевую подготовку специалистов из числа студентов, желающих получить дополнительную специализацию "Организатор туристско-краеведческой работы".
6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:
6.1. Принять меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации туристских кадров из числа педагогических работников образовательных учреждений на базе центров и станций юных туристов при участии институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
6.2. Организовать переподготовку и повышение квалификации инструкторов детско-юношеского туризма через центры и станции юных туристов совместно с институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.
6.3. Практиковать проведение в территориях туристских слетов учителей и иных педагогических работников образовательных учреждений для повышения их квалификации, используя возможности центров и станций юных туристов, привлекая к их проведению комитеты профсоюзов, комитеты по делам молодежи, комитеты по физической культуре и туризму. Готовить и направлять команды учителей и иных педагогических работников на всероссийские туристские слеты учителей.
6.4. Использовать меры поощрения учителей и педагогов дополнительного образования, активно участвующих в туристско-краеведческой работе со школьниками.
7. Контроль за выполнением приказа возложить на Отдел дополнительного образования (А.К. Бруднова).
Заместитель Министра
Е.Е.Чепурных
Приложение 1
ПОЛОЖЕНИЕ
об инструкторе детско-юношеского туризма
I. Общие положения
Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивается лицам, достигшим 18-летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе "Инструктор детско-юношеского туризма", совершившим зачетный поход первой категории сложности и успешно сдавшим зачеты.
Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися, в том числе опыт руководства походом III степени сложности, могут, предоставив письменные практические работы, сдать зачеты на звание "Инструктор детско-юношеского туризма" экстерном.
Инструктор детско-юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образования и является организатором туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путешествиями, экскурсиями, походами I категории сложности. Проводить подготовку для выполнения нормативов на значки "Юный турист России" и "Турист России", спортивные разряды по туризму, готовить младших инструкторов туризма, участвовать в организации и руководстве туристскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими видами туристско-краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.
Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.
II. Порядок присвоения звания
1. Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивают образовательные учреждения туристско-краеведческой направленности или учреждения, имеющие туристско-краеведческие отделы.
2. Лицам, получившим инструкторские звания, выдают удостоверения единого образца, установленного Центром детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.
О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается запись в удостоверении инструктора и учетной карточке (приложения 1, 2 к Положению об инструкторе детско-юношеского туризма), которая хранится в учреждении, выдавшем удостоверение.
III. Общие права и обязанности
1. Инструктор детско-юношеского туризма пользуется преимущественным правом:
участвовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью повышения туристского мастерства и квалификации;
получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися. Инструктор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет организации, проводящей (направляющей на) мероприятие.
2. Инструктор детско-юношеского туризма обязан:
готовить и воспитывать туристско-краеведческие кадры в лучших традициях российского туризма, организовывать и возглавлять туристские походы, путешествия, экспедиции и экскурсии, быть честным, принципиальным, требовательным и быть примером для юных туристов;
проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравственному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать готовность к защите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма, сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобретению новых знаний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в природной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;
всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Родине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;
активно участвовать в развитии детско-юношеского туризма, туристско-краеведческой деятельности, охране природы, памятников истории и культуры;
целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;
быть организатором общественно полезной деятельности юных туристов, бороться за высокую культуру российского туризма;
проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и других государственных учреждений;
постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и туристское мастерство.
3. Инструктор детско-юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет туристскую переподготовку.
4. Инструктор детско-юношеского туризма обязан обеспечить дисциплину среди обучаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для туристов правил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.
IV. Взыскания
Инструктор детско-юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско-краеведческой работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.
V. Учет работы инструктора детско-юношеского
туризма и норма его нагрузки
Учет работы инструктора детско-юношеского туризма производит образовательное учреждение, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору.
Количество обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются нормативными документами по туристско-краеведческой работе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.
ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма
+----------------------------------------------------------------+
¦ N ¦ Наименование темы ¦ Количество часов ¦
¦ п/п ¦ +--------------------¦
¦ ¦ ¦всего¦лекций¦ практ.¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятия¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦1. ¦История туризма в России. Туризм и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦краеведение в системе образования ¦1 ¦1 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦2. ¦Нормативные документы по вопросам ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристской и краеведческой работы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с учащимися ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3. ¦Организация, содержание и формы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристско-краеведческой работы в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательном учреждении ¦21 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.1. ¦Организация и планирование турист- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ской и краеведческой работы в обра- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦зовательном учреждении ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2. ¦Формы туристско-краеведческой ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы ¦19 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.1.¦Работа туристско-краеведческих ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объединений ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.2.¦Туристский лагерь ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.3.¦Организация и проведение массовых ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристских мероприятий с учащимися ¦10 ¦2 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.4.¦Туристско-краеведческое движение ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Отечество" ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.2.5.¦Школьный музей ¦3 ¦1 ¦2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦3.3. ¦Туристские маршруты и экскурсионные ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объекты родного края ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4. ¦Организация, подготовка и проведение¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туристских походов с учащимися ¦74 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.1. ¦Подготовка похода ¦4 ¦4 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.2. ¦Финансовое, продовольственное и ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦материально-хозяйственное обеспе- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦чение похода ¦5 ¦3 ¦2 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.3. ¦Первая доврачебная помощь в походе. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Гигиена юного туриста ¦10 ¦2 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.4. ¦Основы топографии и ориентирования ¦12 ¦4 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.5. ¦Физическая и техническая подготовка ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦юных туристов ¦10 ¦2 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.6. ¦Меры по обеспечению безопасности в ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦походах и на экскурсиях ¦10 ¦2 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.7. ¦Содержание и методика выполнения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦краеведческих наблюдений и экспеди- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ционных заданий. Общественно полез- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ная работа юных туристов ¦6 ¦2 ¦4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.8. ¦Организация и методика проведения ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экскурсий ¦5 ¦1 ¦4 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.9. ¦День в походе ¦10 ¦2 ¦8 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦4.10. ¦Подведение итогов похода ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦5. ¦Степенной учебный поход ¦24 ¦- ¦24 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦6. ¦Особенности горных, лыжных, водных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и велосипедных походов ¦15 ¦4 ¦11 ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦7. ¦Учебная и воспитательная работа ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦инструктора детско-юношеского ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦туризма ¦2 ¦2 ¦- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦8. ¦Стажировка с группами учащихся ¦(вне ¦сетки ¦часов) ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦9. ¦Зачетные занятия ¦3 ¦- ¦3 ¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦ ¦Всего ¦144 ¦46 ¦98 ¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦ ¦Зачетно-категорийный поход ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦не менее ¦56 ч.¦- ¦56 ¦
+----------------------------------------------------------------+
ПРОГРАММА
курса по подготовке инструкторов
детско-юношеского туризма
1. История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования. Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся
История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскурсий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.