Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 марта 1998 года N 769


О развитии системы подготовки кадров детско-юношеского туризма

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минпросвещения России от 23 июля 2020 года N 356
____________________________________________________________________


Важнейшим вопросом развития туристско-краеведческой деятельности в образовательных учреждениях является его кадровое обеспечение.

В целях сохранения и дальнейшего развития туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение об инструкторе детско-юношеского туризма, Примерный учебный план по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма и Программу курса по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма (приложение 1).

1.2. Положение о VI Всероссийском туристском слете учителей (приложение 2).

2. Отделу дополнительного образования Минобразования России (А.К.Бруднову) совместно с Центром детско-юношеского туризма Минобразования России (Ю.С.Константиновым) до 1 июня 1998 года разработать и представить на утверждение положения о юном инструкторе туризма, юном спасателе, учебные планы и программы их подготовки из числа обучающихся.

3. Одобрить опыт совместной работы Центра детско-юношеского туризма и Московского государственного открытого педагогического университета по заочной подготовке туристских кадров с высшим профессиональным образованием по специальности "031300 - Социальная педагогика" со специализацией "Организатор туристско-краеведческой работы".

4. Назначить головным образовательным учреждением подготовки инструкторов детско-юношеского туризма Центр детско-юношеского туризма Минобразования России, возложив на него программное и методическое обеспечение процесса обучения.

5. Рекомендовать ректорам педагогических вузов осуществлять по договорам с органами управления образованием субъектов Российской Федерации целевую подготовку специалистов из числа студентов, желающих получить дополнительную специализацию "Организатор туристско-краеведческой работы".

6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

6.1. Принять меры по совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации туристских кадров из числа педагогических работников образовательных учреждений на базе центров и станций юных туристов при участии институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

6.2. Организовать переподготовку и повышение квалификации инструкторов детско-юношеского туризма через центры и станции юных туристов совместно с институтами повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

6.3. Практиковать проведение в территориях туристских слетов учителей и иных педагогических работников образовательных учреждений для повышения их квалификации, используя возможности центров и станций юных туристов, привлекая к их проведению комитеты профсоюзов, комитеты по делам молодежи, комитеты по физической культуре и туризму. Готовить и направлять команды учителей и иных педагогических работников на всероссийские туристские слеты учителей.

6.4. Использовать меры поощрения учителей и педагогов дополнительного образования, активно участвующих в туристско-краеведческой работе со школьниками.

7. Контроль за выполнением приказа возложить на Отдел дополнительного образования (А.К. Бруднова).

Заместитель Министра
Е.Е.Чепурных


Приложение 1

ПОЛОЖЕНИЕ
об инструкторе детско-юношеского туризма


I. Общие положения

Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивается лицам, достигшим 18-летнего возраста, прослушавшим теоретический курс, выполнившим практические работы по программе "Инструктор детско-юношеского туризма", совершившим зачетный поход первой категории сложности и успешно сдавшим зачеты.

Лица, имеющие педагогическое образование и опыт руководства походами с учащимися, в том числе опыт руководства походом III степени сложности, могут, предоставив письменные практические работы, сдать зачеты на звание "Инструктор детско-юношеского туризма" экстерном.

Инструктор детско-юношеского туризма относится к туристским кадрам системы образования и является организатором туристско-краеведческой и экскурсионной работы в образовательных учреждениях любого типа. Имеет право руководить степенными походами, путешествиями, экскурсиями, походами I категории сложности. Проводить подготовку для выполнения нормативов на значки "Юный турист России" и "Турист России", спортивные разряды по туризму, готовить младших инструкторов туризма, участвовать в организации и руководстве туристскими лагерями, слетами, соревнованиями, краеведческими конференциями и другими видами туристско-краеведческой работы, вести занятия в туристских объединениях учащихся.

Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" может учитываться при прохождении педагогическими работниками очередной аттестации.

II. Порядок присвоения звания

1. Звание "Инструктор детско-юношеского туризма" присваивают образовательные учреждения туристско-краеведческой направленности или учреждения, имеющие туристско-краеведческие отделы.

2. Лицам, получившим инструкторские звания, выдают удостоверения единого образца, установленного Центром детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

О присвоении инструкторских званий и прохождении курса (сбора, семинара) делается запись в удостоверении инструктора и учетной карточке (приложения 1, 2 к Положению об инструкторе детско-юношеского туризма), которая хранится в учреждении, выдавшем удостоверение.

III. Общие права и обязанности

1. Инструктор детско-юношеского туризма пользуется преимущественным правом:

участвовать в учебных сборах, экспедициях, экскурсиях, путешествиях, походах с целью повышения туристского мастерства и квалификации;

получать туристское снаряжение для проведения туристских мероприятий с учащимися. Инструктор обеспечивается на время учебной работы необходимым снаряжением за счет организации, проводящей (направляющей на) мероприятие.

2. Инструктор детско-юношеского туризма обязан:

готовить и воспитывать туристско-краеведческие кадры в лучших традициях российского туризма, организовывать и возглавлять туристские походы, путешествия, экспедиции и экскурсии, быть честным, принципиальным, требовательным и быть примером для юных туристов;

проводить туристские мероприятия так, чтобы они способствовали духовному, нравственному и физическому развитию, укреплению здоровья юных туристов. Воспитывать готовность к защите Отечества, смелость, мужество и выносливость, чувство коллективизма, сознательную дисциплину, способствовать расширению кругозора обучающихся, приобретению новых знаний и умений. Обучать различным формам и методам выживания в природной среде, истории родного края, влиять на повышение уровня туристского мастерства;

всю свою деятельность направлять на воспитание патриотизма, чувства долга и любви к Родине, ответственности подрастающего поколения перед обществом;

активно участвовать в развитии детско-юношеского туризма, туристско-краеведческой деятельности, охране природы, памятников истории и культуры;

целенаправленно развивать экологическое воспитание обучаемых;

быть организатором общественно полезной деятельности юных туристов, бороться за высокую культуру российского туризма;

проводить все туристские мероприятия в строгом соответствии с нормативными документами Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму и других государственных учреждений;

постоянно повышать свою общую культуру, методическую подготовленность и туристское мастерство.

3. Инструктор детско-юношеского туризма обязан проходить один раз в пять лет туристскую переподготовку.

4. Инструктор детско-юношеского туризма обязан обеспечить дисциплину среди обучаемых или руководимых им туристов, пресекать всякие нарушения установленных для туристов правил и норм, предостерегать туристов от переоценки своих сил и возможностей.

IV. Взыскания

Инструктор детско-юношеского туризма, проявивший безответственное отношение к своим обязанностям, грубо нарушивший нормативные документы по туристско-краеведческой работе с учащимися, либо совершивший поступки, недостойные педагога, может быть подвергнут взысканию вплоть до лишения звания.

V. Учет работы инструктора детско-юношеского
туризма и норма его нагрузки

Учет работы инструктора детско-юношеского туризма производит образовательное учреждение, в котором он состоит на учете или работает по трудовому договору.

Количество обучаемых одним инструктором и нормы педагогической нагрузки определяются нормативными документами по туристско-краеведческой работе, утвержденными Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации.

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма

+----------------------------------------------------------------+
¦  N   ¦         Наименование темы          ¦  Количество часов  ¦
¦ п/п  ¦                                    +--------------------¦
¦      ¦                                    ¦всего¦лекций¦ практ.¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦занятия¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦   1  ¦                   2                ¦  3  ¦   4  ¦   5   ¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦1.    ¦История туризма в России. Туризм и  ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦краеведение в системе образования   ¦1    ¦1     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦2.    ¦Нормативные документы по вопросам   ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦туристской и краеведческой работы   ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦с учащимися                         ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.    ¦Организация, содержание и формы     ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦туристско-краеведческой работы в    ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦образовательном учреждении          ¦21   ¦      ¦       ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.1.  ¦Организация и планирование турист-  ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦ской и краеведческой работы в обра- ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦зовательном учреждении              ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.2.  ¦Формы туристско-краеведческой       ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦работы                              ¦19   ¦      ¦       ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.2.1.¦Работа туристско-краеведческих      ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦объединений                         ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.2.2.¦Туристский лагерь                   ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.2.3.¦Организация и проведение массовых   ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦туристских мероприятий с учащимися  ¦10   ¦2     ¦8      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.2.4.¦Туристско-краеведческое движение    ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦"Отечество"                         ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.2.5.¦Школьный музей                      ¦3    ¦1     ¦2      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦3.3.  ¦Туристские маршруты и экскурсионные ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦объекты родного края                ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.    ¦Организация, подготовка и проведение¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦туристских походов с учащимися      ¦74   ¦      ¦       ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.1.  ¦Подготовка похода                   ¦4    ¦4     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.2.  ¦Финансовое, продовольственное и     ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦материально-хозяйственное обеспе-   ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦чение похода                        ¦5    ¦3     ¦2      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.3.  ¦Первая доврачебная помощь в походе. ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦Гигиена юного туриста               ¦10   ¦2     ¦8      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.4.  ¦Основы топографии и ориентирования  ¦12   ¦4     ¦8      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.5.  ¦Физическая и техническая подготовка ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦юных туристов                       ¦10   ¦2     ¦8      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.6.  ¦Меры по обеспечению безопасности в  ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦походах и на экскурсиях             ¦10   ¦2     ¦8      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.7.  ¦Содержание и методика выполнения    ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦краеведческих наблюдений и экспеди- ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦ционных заданий. Общественно полез- ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦ная работа юных туристов            ¦6    ¦2     ¦4      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.8.  ¦Организация и методика проведения   ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦экскурсий                           ¦5    ¦1     ¦4      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.9.  ¦День в походе                       ¦10   ¦2     ¦8      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦4.10. ¦Подведение итогов похода            ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦5.    ¦Степенной учебный поход             ¦24   ¦-     ¦24     ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦6.    ¦Особенности горных, лыжных, водных  ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦и велосипедных походов              ¦15   ¦4     ¦11     ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦7.    ¦Учебная и воспитательная работа     ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦инструктора детско-юношеского       ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦туризма                             ¦2    ¦2     ¦-      ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦8.    ¦Стажировка с группами учащихся      ¦(вне ¦сетки ¦часов) ¦
¦      ¦                                    ¦     ¦      ¦       ¦
¦9.    ¦Зачетные занятия                    ¦3    ¦-     ¦3      ¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦      ¦Всего                               ¦144  ¦46    ¦98     ¦
+------+------------------------------------+-----+------+-------¦
¦      ¦Зачетно-категорийный поход          ¦     ¦      ¦       ¦
¦      ¦не менее                            ¦56 ч.¦-     ¦56     ¦
+----------------------------------------------------------------+

ПРОГРАММА
курса по подготовке инструкторов
детско-юношеского туризма

1. История туризма в России. Туризм и краеведение в системе образования. Роль туризма в патриотическом воспитании учащихся

История туризма в России. Роль туристских походов, путешествий, экспедиций, экскурсий, краеведческих поисков в формировании характера учащегося, его нравственных принципов, патриотизма, повышения знаний.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»