МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 31 декабря 1997 года N 461
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 31 декабря 1997 года N 792
ПРИКАЗ
В соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений"
приказываем:
1. Утвердить Временный порядок декларирования безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций и перечень объектов электроэнергетики, подлежащих декларированию безопасности в 1998-2000 годах.
2. Утвердить Временный порядок экспертизы деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций и перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы деклараций безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций.
3. Региональным центрам по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органам, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Главгосэнергонадзору России и его региональным и территориальным управлениям в течение января 1998 года обеспечить:
информирование администраций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о документах, указанных в пунктах 1 и 2 настоящего приказа;
изучение порядка декларирования безопасности гидротехнических сооружений персоналом, осуществляющим контроль в области безопасности гидротехнических сооружений, и проверку знаний;
организацию изучения порядка декларирования безопасности гидротехнических сооружений руководящими работниками и специалистами организаций, эксплуатирующих гидротехнические сооружения, и проверки знаний.
4. Организациям, которые включены в перечень промышленных объектов, подлежавших декларированию безопасности в 1996 и 1997 годах согласно Приложению в соответствии с приказами МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 года N 222/59 и от 20 марта 1997 года N 157/45, представить в порядке, установленном настоящим Приказом, декларации безопасности гидротехнических сооружений и экспертные заключения до 31 марта 1998 года.
Министр топлива и энергетики
Российской Федерации
С.В.Кириенко
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям
и ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.К.Шойгу
Приложение
к приказу Минтопэнерго
России и МЧС России
от 31 декабря 1997 года N 461/792
ПЕРЕЧЕНЬ
гидротехнических сооружений электростанций,
подлежавших декларированию безопасности в 1996-
1997 годах в соответствии с приказами МЧС России
и Госгортехнадзора России
N | Наименование объекта | Номер и дата приказа | N п/п в перечнях, |
1. | Саяно-Шушенская ГЭС | N 222/59 от 4 апреля | 307 |
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтопэнерго России
и МЧС России
от 31 декабря 1997 года N 461/792
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК
экспертизы деклараций безопасности
эксплуатируемых гидротехнических сооружений
гидравлических и тепловых электростанций
1. Общие положения
1.1. Экспертиза декларации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений электростанций Российской Федерации (далее именуется - экспертиза) является обязательной и осуществляется в соответствии с федеральным Законом "О безопасности гидротехнических сооружений" и "Временным порядком декларирования безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций.
1.2. Данный "Порядок экспертизы" учитывает основные положения "Порядка экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" (приложение N 1 к приказу МЧС России и Госгортехнадзора России от 7 августа 1996 года N 599/125).
1.3. Порядок экспертизы обязателен для организаций всех форм собственности, которые имеют в своем составе гидротехнические сооружения, подлежащие декларированию безопасности, а также для организаций, проводящих экспертизу (далее именуются - экспертные организации).
1.4. Порядок экспертизы устанавливает цели, порядок организации и проведения экспертизы декларации безопасности, требования к составу экспертного заключения.
1.5. Целью экспертизы является установление полноты и достоверности информации, представленной в декларации безопасности гидротехнического сооружения в части:
- определения степени выявления опасностей на гидротехническом сооружении;
- соответствия предусмотренных мер безопасности требованиям норм и правил;
- достаточности принятых мер по обеспечению безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
1.6. Экспертиза основывается на следующих принципах:
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экспертизы;
- независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочий в области экспертизы;
- ответственности участников экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экспертизы.
2. Проведение экспертизы
2.1. Экспертиза проводится организацией, включенной в "Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций", который утверждается МЧС России и Минтопэнерго России, и имеющей соответствующую лицензию. Организациям, не имеющим указанной лицензии на момент ввода в действие настоящего "Порядка экспертизы", но включенным в указанный "Перечень", необходимо оформить лицензию в Главгосэнергонадзоре России, предварительно получив заключение МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
"Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций" подлежит обновлению один раз в год.
2.2. Не допускается проведение экспертизы декларации безопасности организациями, участвующими в ее разработке.
2.3. Экспертиза проводится на основании договора между экспертной организацией и организацией, подлежащей декларированию безопасности, и осуществляется при условии полной предварительной оплаты экспертизы.
2.4. Срок проведения экспертизы не должен превышать 3-х месяцев со дня заключения договора на проведение экспертизы.
2.5. Экспертиза проводится экспертной комиссией, формируемой руководителем экспертной организации.
2.6. Результатом экспертизы является экспертное заключение, составленное в соответствии с требованиями, приведенными в разделах 3 и 4 настоящего "Порядка".
2.7. В случае отрицательного заключения экспертизы и несогласия с выводами экспертного заключения руководитель организации, представляющей декларацию безопасности, имеет право обратиться в МЧС России и Главгосэнергонадзор России путем подачи заявления.
Заявление оформляется на бланке организации, подлежащей декларированию безопасности, и подписывается ее руководителем.
Комплект документов, прилагаемых к заявлению, должен включать:
- декларацию безопасности, подписанную руководителем и заверенную печатью организации, подлежащей декларированию безопасности;
- экспертное заключение, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации.
Заявление регистрируется в МЧС России и Главгосэнергонадзоре России в обычном порядке.
Рассмотрение заявления осуществляется постоянно действующей комиссией, формируемой из специалистов МЧС России и Главгосэнергонадзора России.
Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее 1 месяца после поступления заявления.
2.8. После утверждения (регистрации) декларации безопасности руководитель организации, представившей декларацию, представляет копии декларации безопасности и экспертного заключения согласно п.п.4.3 и 4.4 "Временного порядка декларирования безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций".
2.9. Контроль за деятельностью экспертных организаций осуществляет Главгосэнергонадзор России.
3. Требования к экспертному заключению
3.1. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.
Анализ разделов декларации безопасности и замечания должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.2. При проведении экспертизы анализируются все составные части декларации безопасности с обязательным указанием их наименований и номеров.
3.3. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
- наименование экспертного заключения (с указанием полного наименования декларации безопасности);
- сведения о наличии у экспертной организации лицензии, дающей право проведения экспертизы безопасности гидротехнических сооружений электростанций;
- сведения о наличии заключения МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- краткую характеристику представленного на экспертизу материала;
- наименование организации, разработавшей декларацию безопасности;
- краткую характеристику и назначение декларируемого объекта;
- сведения о полноте представленной информации по всем разделам и пунктам декларации безопасности;
- сведения о степени выявления опасностей на гидротехническом сооружении;
- сведения о достаточности и соответствии принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил;
- сведения по обеспечению безопасности на декларируемом объекте;
- выводы согласно разделу 4 настоящего "Порядка".
3.4. При экспертизе сведений об опасности на гидротехническом сооружении необходимо:
- оценить обоснованность применяемых при разработке декларации безопасности подходов и методов анализа опасностей и риска;
- выявить полноту и достоверность выполненных расчетов по анализу опасностей и риска, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
- особо изучить условия и возможность выхода поражающих факторов аварии за пределы территории энергетического комплекса и последствия воздействия поражающих факторов на население, другие объекты и окружающую среду;
- оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в процесс эксплуатации гидротехнического сооружения и противодействия террористическим актам.
3.5. При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые методы анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов.
3.6. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и заверяется печатью экспертной организации.
4. Требования к выводам экспертизы
4.1. В экспертном заключении на основании сформулированных ранее замечаний следует сделать выводы о степени соответствия декларации безопасности требованиям "Временного порядка разработки декларации безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций".
4.2. Выводы должны включать обязательную оценку:
- полноты, достоверности и правильности информации, представленной в декларации безопасности;
- соответствия условий эксплуатации действующим нормам и правилам в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- степени выявления опасностей на гидротехническом сооружении;
- достаточности принятых мер по обеспечению безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтопэнерго России
и МЧС России
от 31 декабря 1997 года N 461/792