МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ
ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 7 августа 1996 года N 599
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ
от 7 августа 1996 года N 125
ПРИКАЗ
Об экспертизе деклараций безопасности промышленных
объектов Российской Федерации
В развитие приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 года N 222/59 и руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации",
приказываем:
1. Утвердить Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (приложение N 1) и Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (приложение N 2).
2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, начальникам округов и инспекций Госгортехнадзора России в течение сентября 1996 года обеспечить:
информирование администраций субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей промышленных объектов, подлежащих декларированию, о документах, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
организацию обучения руководящих работников и специалистов промышленных объектов и организаций, деятельность которых связана с повышенной опасностью производства, и проверку знаний ими прилагаемого Порядка экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации;
систематический контроль за ходом внедрения системы декларирования безопасности промышленных объектов и порядка проведения экспертизы деклараций безопасности.
3. Департаменту предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России (Козлов Е.А.), Техническому управлению Госгортехнадзора России (Красных В.А.) обеспечить в IV квартале 1996 года опубликование в журналах "Гражданская защита" и "Безопасность труда в промышленности" материалов по организации и проведению экспертизы деклараций безопасности промышленных объектов Российской Федерации.
Министр Российской Федерации
по делам гражданской обороны,
чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий
стихийных бедствий
С.Шойгу
Председатель Федерального
горного и промышленного
надзора России
М.Васильчук
Приложение N 1
к приказу МЧС России и
Госгортехнадзора России
от 7 августа 1996 года N 599/125
ПОРЯДОК
экспертизы декларации безопасности промышленного
объекта Российской Федерации
1.1. Порядок экспертизы декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (далее - Порядок экспертизы) разработан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 675 "О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации" и приказа МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 года N 222/59 "О Порядке разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации".
1.2. Порядок экспертизы обязателен для организаций всех форм собственности, имеющих в своем составе промышленные объекты с особо опасными производствами и подлежащих декларированию безопасности (в дальнейшем - организации, подлежащие декларированию безопасности), а также организаций, проводящих экспертизу декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации (в дальнейшем экспертные организации).
1.3. Порядок экспертизы устанавливает цели, порядок организации и проведения экспертизы декларации безопасности, требования к составу экспертного заключения.
1.4. Объектом экспертизы являются декларации безопасности промышленных объектов, подлежащих декларированию по критериям, установленным Порядком разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, определенным МЧС России и Госгортехнадзором России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года N 675.
1.5. Целью экспертизы является установление полноты и достоверности информации, представленной в декларации безопасности проектируемого или действующего промышленного объекта в части соответствия предусмотренных проектом или реализуемых при эксплуатации мер безопасности требованиям действующих норм и правил промышленной безопасности, степени выявления опасностей на промышленном объекте и достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.1. Экспертиза декларации безопасности промышленного объекта проводится организацией, входящей в Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности промышленных объектов, утверждаемый МЧС России и Госгортехнадзором России (приложение 2) и имеющей лицензию на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств, выдаваемую в установленном порядке*.
----------------
* Организациям, включенным в прилагаемый Перечень и на момент ввода в действие настоящего Порядка не имеющим лицензии на выполнение экспертных работ в области безопасности промышленных производств, необходимо оформить ее в установленном порядке, а также дополнительно получить заключение МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Сведения о наличии лицензии и заключения МЧС России должны приводиться согласно пункту 3.3 настоящего Порядка в экспертном заключении.
Организации, включенные в Перечень и на момент ввода в действие настоящего Порядка имеющие лицензию на выполнение экспертных работ в области безопасности промышленных производств, также должны получить соответствующее заключение МЧС России к моменту переутверждения прилагаемого Перечня.
Перечень организаций, имеющих право проведения экспертизы декларации безопасности, подлежит обновлению не реже одного раза в год.
2.2. Не допускается проведение экспертизы декларации безопасности организациями, участвующими в ее разработке.
2.3. Экспертиза проводится на основании договора между экспертной организацией и организацией, подлежащей декларированию безопасности.
Срок проведения экспертизы не должен превышать 3 месяцев со дня заключения договора на проведение экспертизы.
2.4. Результатом экспертизы является экспертное заключение, выполненное в соответствии с требованиями, приведенными в разделах 3 и 4 настоящего Порядка.
2.5. В случае отрицательного заключения экспертизы и несогласия с выводами экспертного заключения руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, имеет право обратиться в МЧС России и Госгортехнадзор России путем подачи заявления.
Заявление оформляется на бланке организации, подлежащей декларированию безопасности, и подписывается ее руководителем.
Комплект документов, прилагаемых к заявлению, должен включать:
- декларацию безопасности промышленного объекта, утвержденную руководителем и заверенную печатью организации, подлежащей декларированию безопасности;
- экспертное заключение, утвержденное руководителем и заверенное печатью экспертной организации.
Заявление регистрируется в МЧС России и Госгортехнадзоре России в обычном порядке.
Контроль за ходом рассмотрения заявления в МЧС России осуществляет Департамент предупреждения чрезвычайных ситуаций, а в Госгортехнадзоре России - Техническое управление.
Заявления рассматривается постоянно действующей комиссией, формируемой из специалистов Департамента предупреждения чрезвычайных ситуаций МЧС России и Технического управления Госгортехнадзора России.
Результаты рассмотрения заявления сообщаются заявителю не позднее 1 месяца после поступления заявления.
2.6. В случае положительного решения экспертизы руководитель организации, подлежащей декларированию безопасности, представляет копии декларации безопасности и экспертного заключения согласно п.6.5 Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации, утвержденного приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 года N 222/59.
2.7. Контроль за деятельностью экспертных организаций осуществляют МЧС России и Госгортехнадзор России.
3.1. Экспертное заключение должно быть конкретным, объективным, доказательным и аргументированным. Формулировки выводов должны иметь однозначное толкование.
Анализ разделов декларации безопасности и замечания должны сопровождаться ссылками на конкретные требования нормативных документов в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3.2. При проведении экспертизы анализируются все составные части декларации безопасности с обязательным указанием их наименований и номеров.
3.3. Экспертное заключение должно содержать следующую информацию:
- наименование экспертного заключения (с указанием полного наименования декларации безопасности);
- сведения о наличии у экспертной организации лицензии на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств;
- сведения о наличии заключения МЧС России о готовности организации к выполнению экспертных работ в части предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций*;
----------------
* Для организаций, имеющих на момент утверждения Перечня (приложение N 2) лицензию на право проведения экспертизы безопасности промышленных производств, сведения о наличии указанного заключения МЧС России представляются после переутверждения прилагаемого Перечня согласно п.2.1.
- краткую характеристику представленного на экспертизу материала;
- наименование организации, разработавшей декларацию безопасности;
- краткую характеристику и назначение декларируемого объекта;
- сведения о полноте представленной информации по всем разделам и пунктам декларации безопасности;
- сведения о степени выявления опасностей на промышленном объекте;
- сведения о достаточности и соответствии принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил;
- сведения по обеспечению безопасности на декларируемом объекте;
- выводы согласно разделу 4 настоящего Порядка.
3.4. При анализе достаточности и соответствия принятых мер обеспечения безопасности требованиям действующих норм и правил необходимо также учитывать документы, рекомендованные МЧС России и Госгортехнадзором России к использованию при разработке декларации безопасности.
3.5. При экспертизе сведений об опасностях на промышленном объекте необходимо:
- оценить обоснованность применяемых при разработке декларации безопасности подходов и методов анализа опасностей и риска;
- выявить полноту и достоверность выполненных расчетов по анализу опасностей и риска, а также степень учета всех факторов, влияющих на конечные результаты;
- особо изучить условия и возможность выхода поражающих факторов аварии за пределы территории промышленного объекта и последствия воздействия поражающих факторов на население, другие объекты и окружающую природную среду;
- оценить наличие и достаточность мер предотвращения постороннего вмешательства в деятельность особо опасных производств промышленного объекта и противодействия террористическим актам.
3.6. При необходимости следует указать или обосновать другие рекомендуемые методы анализа опасностей и риска или источники более достоверной исходной информации для расчетов.
3.7. В случае использования при разработке декларации безопасности методических материалов, которые не включены в рекомендованный МЧС России и Госгортехнадзором России Перечень, в заключении следует дать оценку целесообразности их использования.
3.8. Экспертное заключение утверждается руководителем экспертной организации и представляется в машинописном виде, заверенное печатью экспертной организации.
4.1. В экспертном заключении на основании сформулированных ранее замечаний следует сделать выводы о степени соответствия декларации безопасности требованиям Положения о декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации и Порядка разработки декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации.
4.2. Выводы должны включать обязательную оценку:
- полноты, достоверности и правильности информации, представленной в декларации безопасности;
- соответствия условий эксплуатации (или проекта) действующим нормам и правилам в области промышленной безопасности, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- степени выявления опасностей на промышленном объекте;
- достаточности принятых мер по обеспечению промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Текст документа сверен по:
"Правовое регулирование
и основы промышленной безопасности".
Сборник ч.1, 1998 год