____________________________________________________________________
Утратил силу с 9 сентября 2003 года на основании
приказа МВД России от 31 июля 2003 года N 594 и
приказа МВД России от 5 февраля 2010 года N 64
____________________________________________________________________
Внести изменения и дополнения в Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-93), утвержденные приказом МВД России от 14 декабря 1993 года N 536 (зарегистрирован Минюстом России 27 декабря 1993 года N 445), согласно приложению.
Заместитель Министра
генерал-полковник милиции
П.М.Латышев
Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
19 января 1998 года
Регистрационный N 1456
ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ,
которые вносятся в Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ-01-93), утвержденные приказом МВД России от 14 декабря 1993 года N 536
1. В главе 13 "Транспортирование взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов" ввести название раздела 13.1 "Общие требования".
2. Пункты 13.1-13.43 считать соответственно пунктами 13.1.1-13.1.43.
3. Дополнить пункт 13.2 абзацем следующего содержания: "При организации перевозок легковоспламеняющихся жидкостей (далее "ЛВЖ"), горючих жидкостей (далее - "ГЖ"), сжиженных углеводородных газов, легкого углеводородного сырья и углеводородов группы пентанов (далее - "СУГ") в автоцистернах и СУГ в баллонах автомобильным транспортом следует выполнять требования "Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом", утвержденных приказом Минтранса России 8 августа 1995 года N 73 (зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 1995 года N 997) и других нормативных документов, утвержденных в установленном порядке".
4. Дополнить главу 13 разделом 13.2 "Перевозка сжиженных углеводородных газов в специальных железнодорожных вагонах-цистернах" следующего содержания:
"13.2. Перевозка сжиженных углеводородных газов в специальных железнодорожных вагонах-цистернах.
13.2.1. В настоящем разделе установлены требования пожарной безопасности при эксплуатации и обслуживании специальных железнодорожных вагонов-цистерн, предназначенных для перевозки СУГ.
13.2.2. Настоящие Правила распространяются на перевозку следующих СУГ и их смесей: пропан, н-бутан, изобутан, пропан-бутан, пропилен, изопентан, н-пентан, бутадиен, изопрен, н-бутилен, пропан-бутилен, альфа-бутилен, бета-бутилен, бутилен - дивинильная фракция (далее - "БДФ"), изобутилен, изобутан-изобутилен, пиперилен, бутан-изобутиленовая фракция (далее - "БИФ"), отработанная БИФ, пентан-изопентан, пентан-гексан, изоамилен, рефлюкс, нестабильный газовый бензин (далее - "НГБ"), бутан-бутиленовая фракция (далее "ББФ"), пропан-пропиленовая фракция (далее - "ППФ"), широкая фракция легких углеводородов (далее - "ШФЛУ"), а также другую аналогичную продукцию, разрешенную к перевозкам в установленном порядке.
13.2.3. Пользователи (владельцы и арендаторы) вагонов-цистерн для перевозки СУГ обязаны содержать их в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, и изложенными ниже требованиями.
13.2.4. Налив СУГ в цистерны и их слив должен производиться в соответствии с требованиями нормативных документов, утвержденных и зарегистрированных в установленном порядке, и изложенными ниже требованиями.
13.2.5. Налив и слив СУГ разрешается производить только на специальной эстакаде, выполненной в соответствии с Ведомственными указаниями по проектированию железнодорожных сливо-наливных эстакад легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и сжиженных углеводородных газов (ВУП СНЭ-87), утвержденными приказом Миннефтехимпрома СССР 17 июля 1986 года N 685), СНиП 2.04.08-87 "Газоснабжение", утвержденных постановлением Госстроя СССР 16 февраля 1987 года N 54 и принятой в эксплуатацию в установленном порядке.
13.2.6. У сливо-наливных эстакад должно быть соответствующее объему налива и слива путевое развитие. Заводы-поставщики (изготовители) должны иметь приемоотправочные пути, пути отстоя цистерн из расчета суточной отгрузки и эстакаду для осмотра и подготовки цистерн под налив.
13.2.7. Трубопроводы сливо-наливных эстакад должны быть оборудованы манометрами. Между местом установки манометров и угловыми вентилями цистерны не должно быть запорных устройств.
13.2.8. Для проведения сливо-наливных операций разрешается применение соединительных рукавов следующих типов:
- резиновых напорных с текстильным каркасом (ГОСТ 18698-79 "Рукава резиновые напорные с текстильным каркасом. Технические условия");
- резиновых высокого давления с металлическими оплетками неармированных (ГОСТ 6286-73 "Рукава резиновые высокого давления с металлическими оплетками неармированные. Технические условия");
- рукавов по другим стандартам и техническим условиям, если технические характеристики этих рукавов не ниже, чем регламентируемые указанными выше стандартами.
13.2.9. Соединительные рукава должны иметь на концах металлические наконечники (штуцера) для присоединения к цистерне и трубопроводам. Крепить наконечники к рукаву следует с помощью хомутов. Крепление наконечников к рукаву с помощью проволоки не допускается. В месте контакта резины с металлом на боковой поверхности штуцеров должны быть кольцевые выступы, препятствующие соскальзыванию рукава со штуцера.
Не допускается использование паронитовых и иных подкладок между хомутами и резинотканевыми рукавами.
13.2.10. Рукава перед началом эксплуатации и периодически в процессе эксплуатации по истечении половины гарантийного ресурса работы, определенного стандартами и техническими условиями на них, должны подвергаться осмотру и гидравлическому испытанию давлением, равным двукратному рабочему давлению.
13.2.11. Перед каждым наливом (сливом) цистерны должен проводиться наружный осмотр присоединяемых рукавов. Рукава со сквозными повреждениями нитей корда подлежат замене.
13.2.12. Устройства для присоединения рукавов к угловым вентилям должны обеспечивать сохранность резьбы штуцеров сливо-наливных вентилей.
Не допускается эксплуатация рукавов с устройствами присоединения, имеющими механические повреждения и износ резьбы.
13.2.13. Запрещается производить подтягивание и отвинчивание резьбовых и фланцевых соединений цистерны и коммуникаций, хомутов рукавов, находящихся под избыточным давлением, а также применять ударный инструмент при навинчивании и отвинчивании гаек.
13.2.14. Трубопроводы и резинотканевые рукава должны быть заземлены.
13.2.15. При проведении сливо-наливных операций запрещается держать цистерну присоединенной к коммуникациям, когда налив и слив ее не производится. В случае длительного перерыва при сливе или наливе СУГ соединительные рукава от цистерны должны быть отсоединены.
13.2.16. Во время налива и слива СУГ запрещается:
- проведение пожароопасных работ и курение на расстоянии менее 100 м от цистерны;
- проведение ремонтных работ на цистернах и вблизи них, а также иных работ, не связанных со сливо-наливными операциями;
- подъезд автомобильного и маневрового железнодорожного транспорта;
- нахождение на сливо-наливной эстакаде посторонних лиц, не имеющих отношения к сливо-наливным операциям.
13.2.17. Со стороны железнодорожного пути на подъездных путях и дорогах на участке налива (слива) должны быть выставлены сигналы размером 400 x 500 мм с надписью "Стоп, проезд запрещен, производится налив (слив) цистерны". Подъездные железнодорожные пути должны быть ограждены сигналами в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных МПС России 26 апреля 1993 года N ЦРБ-162.
13.2.18. Цистерны до начала сливо-наливных операций должны быть закреплены на рельсовом пути специальными башмаками и заземлены.
13.2.19. Выполнение сливо-наливных операций во время грозы запрещается.
13.2.20. Цистерна, наливаемая впервые или после ремонта с дегазацией котла, должна быть продута инертным газом. Концентрация кислорода в котле после продувки не должна превышать 5% (об.).
13.2.21. Запрещается налив цистерн в следующих случаях:
- истек срок заводского и деповского ремонтов ходовых частей;
- истек срок профилактического или планового ремонта арматуры, внутреннего осмотра и гидравлического испытания котла цистерны;
- отсутствует или неисправна предохранительная, запорная и контрольная арматура;
- нет установленных клейм, надписей и неясны трафареты;
- повреждены цилиндрическая часть котла или днища (трещины, вмятины, заметные изменения формы и так далее);
- требуется окраска цистерны;
- цистерны заполнены продуктами, не относящимися к СУГ;
- избыточное остаточное давление паров СУГ менее 0,05 МПа (для СУГ, упругость паров которых в зимнее время может быть ниже 0,05 МПа, избыточное остаточное давление устанавливается местной производственной инструкцией), кроме цистерн, наливаемых впервые или после ремонта.
13.2.22. Перед наполнением представители конторы сжиженного газа или товарно-транспортного цеха и завода-поставщика должны проверить наличие остаточного давления в цистерне и присутствие в цистерне воды или неиспаряющихся остатков СУГ. Вся оказавшаяся в котле цистерны вода или неиспаряющиеся остатки должны быть удалены до наполнения цистерны.
13.2.23. Дренирование воды и неиспаряющихся остатков СУГ разрешается производить только в присутствии второго лица. Утечки СУГ должны немедленно устраняться. При этом следует находиться с наветренной стороны и иметь необходимые средства индивидуальной защиты.
13.2.24. В процессе налива необходимо вести контроль за уровнем газа в котле цистерны. В случае обнаружения при наливе цистерны утечки продукта, налив должен быть прекращен, продукт слит, давление сброшено и приняты меры к выявлению и устранению неисправностей.
13.2.25. При приеме налитых цистерн необходимо проверять правильность их наполнения. Из переполненных цистерн избыточная часть продукта должна быть слита.
13.2.26. Максимальная степень наполнения цистерн не должна превышать 85% объема котла цистерн.
13.2.27. Сливо-наливная эстакада должна быть обеспечена первичными средствами пожаротушения: порошковыми огнетушителями, ящиками с песком, кошмой (асбестовым одеялом). Количество и места размещения первичных средств пожаротушения должны быть согласованы с территориальными подразделениями Государственной противопожарной службы МВД России (далее - "ГПС МВД России").
13.2.28. Формирование поездов с вагонами-цистернами с СУГ должно проводиться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных МПС России 26 апреля 1993 года N ЦРБ-162, и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
13.2.29. Организация движения поездов, имеющих в составе вагоны-цистерны с СУГ, должна осуществляться в соответствии с "Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации", утвержденных МПС России 26 апреля 1993 года N ЦРБ-162, и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке.
13.2.30. Цистерна с обнаруженной неисправностью, из-за которой она не может следовать по назначению, должна отцепляться от поезда и отводиться на отдельный путь в безопасное место. При необходимости разрешен ремонт экипажной части неискрящим инструментом без применения открытого огня.
13.2.31. При обнаружении у цистерны с СУГ неисправности, связанной с ее разгерметизацией, необходимо отцепить цистерну от состава, переместить в безопасное место вдали от потенциальных источников зажигания и контролировать содержание газа в воздухе. Нахождение такой цистерны под неотключенным контактным проводом запрещается.
13.2.32. На электрифицированных участках железных дорог запрещается проведение всех видов работ наверху цистерны, кроме внешнего осмотра, до снятия напряжения с контактной сети.
13.2.33. Запрещается использовать поезд, имеющий в составе вагоны-цистерны с СУГ, для оказания помощи остановившемуся на перегоне другому поезду, если в последнем возник пожар.
13.2.34. При возникновении пожароопасной ситуации или пожара на перегоне машинист ведущего локомотива незамедлительно должен сообщить об этом установленным порядком по поездной радиосвязи или любым возможным в создавшейся ситуации видом связи поездному диспетчеру и дежурному по ближайшей станции.
Сообщение должно включать в себя описание характера пожароопасной ситуации или пожара, содержащиеся в перевозочных документах сведения о наименовании СУГ, транспортируемого в вагонах-цистернах, его количестве в зоне пожароопасной ситуации (пожара), номер аварийной карточки, на электрифицированных участках - сведения о необходимости снятия напряжения с контактной сети.
13.2.35. Поезда, имеющие в составе вагоны-цистерны с СУГ, должны приниматься на станционные пути, указанные в технико-распорядительном акте станции. Меры безопасности, подлежащие соблюдению при приеме и отправлении таких поездов, устанавливаются специальными инструкциями МПС России. Запрещается располагать цистерны с СУГ на путях, соседствующих с грузами классов 1,5 и 8 (категорий 812, 815, 832 по ГОСТ 19433-88 "Грузы опасные. Классификация и маркировка"), и занимать цистернами предохранительные тупики.
13.2.36. Вагоны-цистерны с СУГ при стоянке на станции вне поездов или сформированных составов, за исключением находящихся под накоплением на путях сортировочных парков, должны устанавливаться на особых путях. Такие вагоны должны быть сцеплены, надежно закреплены от ухода тормозными башмаками и ограждены переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на пути стоянки вагонов-цистерн, должны устанавливаться в положение, исключающее возможность заезда на эти пути.
13.2.37. Машинисту локомотива запрещается отцеплять локомотив от состава, имеющего вагоны-цистерны с СУГ, не получив сообщения о закреплении состава тормозными башмаками.
13.2.38. При возникновении пожароопасной ситуации, связанной с цистерной с СУГ, находящейся на станции, следует принять меры к отцеплению этой цистерны от поезда (состава) и удалению ее в безопасное место.
13.2.39. При нахождении вагонов-цистерн с СУГ под накоплением на путях сортировочных парков должны соблюдаться особые меры предосторожности, установленные Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
13.2.40. При производстве маневров вагоны-цистерны с СУГ должны иметь прикрытие от локомотива, работающего на твердом топливе, в количестве не менее одного вагона с неопасным грузом или порожнего.
13.2.41. При проведении маневров толчками скорость вагонов-цистерн с СУГ не должна превышать 3 км/ч.