Недействующий


МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

О защите населения и территорий Московской области от
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

____________________________________________________________________
Утратил силу с 25 мая 2005 года на основании
Закона Московской области от 4 мая 2005 года N 110/2005-ОЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Текст документа с изменениями, внесенными
     Законом Московской области от 19.07.01 N 131/2001-ОЗ,

Законом Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ,

Законом Московской области от 02.10.03 N 116/2003-ОЗ

____________________________________________________________________

   


Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Московской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного и подземного пространства, окружающей природной среды, объектов производственного и социального назначения в пределах Московской области (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области, населения, а также организаций, находящихся на территории Московской области, в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

Чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Опасный производственный объект - объект, функционирование которого сопряжено с риском возникновения чрезвычайных ситуаций и отнесенный законом Российской Федерации к категории опасных.

Декларация промышленной безопасности - документ, определяющий возможные характер и масштабы чрезвычайных ситуаций на промышленном объекте и мероприятия по их предупреждению и ликвидации.

Территориальный страховой фонд документации Московской области (ТСФД МО) - совокупность упорядоченных и надежно хранимых массивов управленческой, конструкторской, технологической, инженерно-изыскательской, проектной, нормативной, научной, историко-культурной и другой документации, зафиксированной на микрофильмах и других компактных носителях информации и необходимой для обеспечения устойчивого управления экономикой Московской области и сохранения (восстановления) промышленного потенциала, научного, культурного и историко-архитектурного наследия в условиях военного времени, а также ведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций. (абзац включен Законом Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ)



Статья 2. Правовое регулирование защиты населения и территорий
Московской области от чрезвычайных ситуаций


Законодательство Московской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", иных нормативных правовых актов, Устава Московской области и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Московской области в сфере защиты населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций.

     
Статья 3. Московская областная система предупреждения и
ликвидации чрезвычайных ситуаций

Московская областная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - МОСЧС) является составной частью единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), объединяет органы управления, силы и средства территориальных, функциональных и объектовых подсистем и звеньев, расположенных на территории Московской области, в интересах предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий Московской области в случае их возникновения.

Принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также иные вопросы функционирования МОСЧС определяются законодательством Российской Федерации и Московской области.


Статья 4. Информационное обеспечение

Информацию в области защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций составляют сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях и их последствиях, а также сведения о радиационной, химической, биологической, санитарно эпидемиологической, пожарной и другой опасной обстановке на территории Московской области.

Исполнительные органы государственной власти Московской области, органы местного самоуправления Московской области и руководители организаций, находящихся на территории Московской области, информируют население через средства массовой информации и по иным каналам о состоянии защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, приемах и способах защиты населения и территории Московской области от их последствий.

Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Московской области и (или) органы местного самоуправления Московской области, незамедлительно и на безвозмездной основе публикуют оперативную информацию о чрезвычайной ситуации по представлению органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

   
ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И
ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ


Статья 5. Московская областная Дума

Московская областная Дума:

а) осуществляет законодательное регулирование в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций;

б) утверждает областные целевые программы в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций;

в) утверждает бюджетные ассигнования на финансирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий;

г) устанавливает дополнительные льготы и гарантии социальной защиты для сотрудников органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций.

Статья 6. Губернатор Московской области


Губернатор Московской области:

а) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органом, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций;

б) издает постановления и распоряжения по вопросам предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий.

    
Статья 7. Исполнительные органы государственной власти Московской
области

Исполнительные органы государственной власти Московской области в пределах своей компетенции:

а) разрабатывают и принимают нормативные правовые акты в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций;

б) разрабатывают и обеспечивают выполнение областных целевых программ в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций;

в) создают областной резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций, организуют обучение населения способам защиты и действиям в указанных ситуациях;

д) организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы; при недостаточности собственных сил и средств обращаются к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи;

е) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и обеспечивают их выполнение;

ж) содействуют устойчивому функционированию организаций в условиях чрезвычайных ситуаций;

з) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;     

и) участвуют в создании, сохранении и использовании территориального страхового фонда документации Московской области.( п\п включен Законом Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ)

Статья 8. Органы местного самоуправления


Полномочия органов местного самоуправления Московской области в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций определяются законодательством Российской Федерации и Московской области.

Органы местного самоуправления участвуют в создании, сохранении и использовании территориального страхового фонда документации Московской области. ( абзац включен Законом Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ)

    
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
И ТЕРРИТОРИЙ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     
Статья 9. Государственное управление в сфере защиты населения
и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций

Комиссия по чрезвычайным ситуациям Московской области (далее КЧС) является постоянно действующим при Губернаторе Московской области координирующим органом Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечивающим единую государственную политику в сфере защиты населения и территории Московской области от чрезвычайных ситуаций. КЧС возглавляет председатель, назначаемый Губернатором Московской области.

Специально уполномоченным органом, действующим на территории Московской области в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, является Министерство по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по Московской области (МЧС по Московской области). ( в ред. Закона Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ)  

Полномочия и специализация Комиссии по чрезвычайным ситуациям Московской области и МЧС по Московской области определяются положениями об этих органах.( в ред. Закона Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ)


Статья 10. Обязанности организаций, находящихся
на территории Московской области

Организации обязаны:

а) планировать и осуществлять необходимые мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) страховать свою ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

г) организовывать обучение работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований гражданской обороны;

д) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

е) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ж) обеспечивать допуск должностных лиц органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и иные объекты организаций;

з) предоставлять спасательным формированиям для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории организаций горюче-смазочные материалы, продукты питания и места для отдыха спасателей, участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

и) оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации и незамедлительно сообщать в орган, специально уполномоченный в области защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций, о предпосылках к возникновению или возникшей чрезвычайной ситуации;

к) информировать органы, осуществлявшие государственное управление в сфере защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций, о согласованных с соответствующими органами маршрутах перевозки опасных и особо опасных грузов по территории Московской области;

л) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

м) создавать собственные резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

н) участвовать в создании, сохранении и использовании территориального страхового фонда документации Московской области.( п\п включен Законом Московской области от 17.01.03 N 9/2003-ОЗ)

ГЛАВА 4.  ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

     
Статья 11. Права и обязанности граждан Российской Федерации, находящихся
на территории Московской области, в сфере защиты населения
и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций

1. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на:

защиту жизни, здоровья и личного имущества;

использование средств коллективной и индивидуальной защиты и другого имущества исполнительных органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления Московской области и организаций, находящихся на территории Московской области, предназначенного для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

информацию о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории Московской области, и о необходимых мерах безопасности;

направление личных и коллективных обращений в органы государственной власти Московской области и органы местного самоуправления Московской области на решение задач в области защиты населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций;

участие в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу в результате чрезвычайных ситуаций;

медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий Московской области от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»