Недействующий


Московская область

З А К О Н

О пожарной безопасности на территории
Московской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 10 января 2006 года на основании
Закона Московской области от 27 декабря 2005 года N 269/2005-ОЗ
____________________________________________________________________

Настоящий Закон разработан в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности", регулирует отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями и физическими лицами в сфере пожарной безопасности на территории Московской области.


Глава I.
Общие положения

Статья 1. Цели и задачи обеспечения пожарной безопасности


Обеспечение пожарной безопасности осуществляется в целях защиты жизни и здоровья людей, имущества граждан, организаций, общественных объединений и государства от пожаров.

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших задач органов государственной власти Московской области, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений и граждан.



Статья 2. Правовые основы обеспечения пожарной безопасности


Правовую основу обеспечения пожарной безопасности в Московской области составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О пожарной безопасности" и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере пожарной безопасности, Устав Московской области, настоящий Закон, законы и иные нормативные правовые акты Московской области.

Принимаемые органами государственной власти нормативные правовые акты Московской области в сфере пожарной безопасности не действуют в части установления более низких, чем настоящий Закон, требований пожарной безопасности.


Статья 3. Организационная основа обеспечения пожарной безопасности


Организационной основой обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в разработке и осуществлении мер по предупреждению и тушению пожаров.


Статья 4. Ответственность за нарушение и неисполнение настоящего Закона


За нарушение и неисполнение настоящего Закона граждане и должностные лица привлекаются к административной, дисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава II.
Компетенция органов государственной власти, органов местного самоуправления Московской области. Права и обязанности организаций и граждан в области пожарной безопасности


Статья 5. Компетенция Московской областной Думы в области пожарной безопасности


К ведению Московской областной Думы относится разработка и принятие законов Московской области, других нормативных правовых актов в области пожарной безопасности.


Статья 6. Компетенция Администрации Московской области в области пожарной безопасности


К ведению Администрации Московской области в области пожарной безопасности относятся:

разработка и принятие в пределах компетенции нормативных правовых актов в области пожарной безопасности;

организация выполнения и осуществление мер пожарной безопасности, контроль за соблюдением законодательства о пожарной безопасности;

разработка программ по обеспечению пожарной безопасности на территории Московской области и организация их исполнения;

координация деятельности центральных органов исполнительной государственной власти по обеспечению пожарной безопасности путем создания комиссий по пожарной безопасности при Администрации Московской области;

установление перечня организаций, на которых в обязательном порядке создается пожарная охрана;

создание, реорганизация и ликвидация подразделений пожарной охраны, содержащихся за счет средств областного бюджета и установление численности личного состава этих подразделений (не ниже нормативной);

установление порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров;

установление особого противопожарного режима на всей территории Московской области или на территории нескольких муниципальных образований, установление на период его действия дополнительных требований, согласованных с Государственной противопожарной службой;

обеспечение участия населения в работе по предупреждению и ликвидации пожаров, развитию добровольной пожарной охраны;

социальное и экономическое стимулирование обеспечения пожарной безопасности, в том числе производства и закупок пожарно-технической продукции, проведение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности, а также участие населения в борьбе с пожарами;

организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников;

использование средств массовой информации в сфере обеспечения пожарной безопасности, проведение противопожарной пропаганды;

разработка единого порядка отчислений в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений, жилых домов и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов;

осуществление мер по правовой и социальной защите личного состава пожарной охраны и членов их семей, установленных федеральными законами и законами Московской области.

Статья 7. Компетенция органов местного самоуправления в области пожарной безопасности


В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" к ведению органов местного самоуправления относятся:

разработка и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований, включение мероприятий пожарной безопасности в планы и программы развития территорий;

установление на местном уровне порядка привлечения сил и средств для тушения пожаров;

разработка, утверждение и исполнение местного бюджета в части расходов на пожарную безопасность, в том числе на содержание пожарной охраны;

создание, реорганизация и ликвидация в установленном порядке пожарной охраны, финансируемой за счет средств местного бюджета и установление численности личного состава этих подразделений (не ниже нормативной);

установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, установление на время его действия дополнительных требований, согласованных с Государственной противопожарной службой;

установление обязательных отчислений, местных налогов (целевых сборов) с организаций и граждан на обеспечение пожарной безопасности;

установление налоговых и иных льгот в области пожарной безопасности;

обучение населения и работников организаций мерам пожарной безопасности, привлечение их к работе по предупреждению и тушению пожаров;

организация и осуществление мер по защите от пожаров лесных массивов и торфяников, создание условий и проведение мероприятий по тушению лесоторфяных пожаров;

использование средств массовой информации в сфере обеспечения пожарной безопасности.


Статья 8. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности


Организации имеют право:

устанавливать более высокий уровень противопожарного режима, чем это предусмотрено действующими нормативными документами;

осуществлять работы и услуги в области пожарной безопасности в установленном порядке;

поощрять личный состав пожарной охраны, участвующий в проведении работ по предупреждению и тушению пожаров;

обжаловать действия должностных лиц подразделений государственной противопожарной службы в установленном законом порядке.

Организации обязаны:

издавать приказы и инструкции о мерах пожарной безопасности, а также планы действий рабочих и служащих на случай возникновения пожара и не реже одного раза в полугодие проводить практические тренировки по их отработке;

создавать пожарно-технические комиссии для организации работ по предупреждению пожаров и боевые расчеты по тушению пожаров;

организовать работу по обеспечению пожарной безопасности;

не допускать к работе лиц, не прошедших противопожарный инструктаж;

обеспечивать соответствие выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности;

возмещать ущерб, причиненный пожаром, в порядке, установленном законодательством;

сообщать подразделениям государственной противопожарной службы данные о применяемых, перерабатываемых и хранящихся опасных (взрывопожароопасных), сильнодействующих ядовитых веществах;

организовывать работу по эвакуации людей и тушению пожаров до прибытия подразделений пожарной охраны;

проводить ведомственные расследования причин пожаров, разрабатывать мероприятия по их предотвращению;

направлять письменные ответы на запросы, письма, представления, поступившие из органов Государственной противопожарной службы;

уведомлять Государственную противопожарную службу о проводимом строительстве, капитальном ремонте, реконструкции объектов, их расширении и техническом переоснащении.

Статья 9. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности


Граждане имеют право:

защиты жизни, здоровья и имущества от пожаров;

на возмещение ущерба, причиненного пожаром, в порядке, установленном законодательством;

вступать в ряды добровольных пожарных и участвовать в работе инспекций общественного пожарного надзора;

вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, Государственную противопожарную службу по обеспечению пожарной безопасности;

содействовать укреплению материально-технической базы пожарной охраны.

Граждане обязаны:

соблюдать законодательство в области пожарной безопасности, требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

уведомлять пожарную охрану о возникновении пожаров и принимать посильные меры по их тушению, спасению людей и имущества, оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, предоставлять возможность должностным лицам пожарной охраны проводить обследования и проверки принадлежащих гражданам производственных, хозяйственных, жилых и иных помещений и строений в целях контроля за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений;

не загромождать дворы, подъезды личным транспортом и укрытиями для него, обеспечивать свободный доступ пожарной техники к домам для тушения пожаров и эвакуации людей.


Глава III. Организация пожарной охраны в Московской области

Статья 10. Виды пожарной охраны в Московской области


Пожарная охрана в Московской области подразделяется на следующие виды:

государственная противопожарная служба;

ведомственная пожарная охрана;

муниципальная пожарная служба;

добровольная пожарная охрана;

объединения пожарной охраны.

Статья 11. Государственная противопожарная служба


Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны на территории Московской области и входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации. Государственная противопожарная служба в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации и Московской области, соответствующими положениями, уставами и другими нормативными правовыми актами.

Территориальным органом управления Государственной противопожарной службы в Московской области является управление государственной противопожарной службы (далее управление) самостоятельное структурное подразделение Главного управления внутренних дел Московской области.


Статья 12. Ведомственная пожарная охрана


Ведомственная пожарная охрана может создаваться федеральными органами исполнительной власти, организациями для обеспечения пожарной безопасности. Деятельность подразделений ведомственной пожарной охраны, имеющих на вооружении пожарную технику, осуществляется на основании лицензий, выдаваемых Государственной противопожарной службой. Подразделения ведомственной пожарной охраны, имеющие на вооружении пожарную технику, включаются в расписание выездов гарнизона пожарной охраны (план привлечения сил и средств), ежедневно сообщают в Государственную противопожарную службу данные о численности личного состава в боевом расчете и состоянии техники.

Подразделения ведомственной пожарной охраны на подведомственных объектах имеют право:

вносить предложения в администрацию обслуживаемого объекта по вопросам усиления пожарной безопасности;

давать письменные и устные предложения должностным лицам для устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности;

приостанавливать полностью или частично работу предприятий, отдельного производства, производственного участка, агрегата, эксплуатацию зданий, сооружений, помещений, проведение отдельных видов работ при выявлении нарушений требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и безопасности людей;

составлять административные протоколы о нарушении требований пожарной безопасности с представлением их в подразделения Государственной противопожарной службы.

Подразделения ведомственной пожарной охраны обязаны:

обеспечивать боевую готовность имеющихся сил и средств;

участвовать в составе комиссий в проведении пожарно-технических обследований обслуживаемых территорий, объектов;

контролировать выполнение мероприятий, предлагаемых предписаниями должностных лиц Государственной противопожарной службы;

информировать Государственную противопожарную службу и администрацию обслуживаемого объекта о противопожарном состоянии;

организовывать выполнение требований пожарной безопасности, принимать меры по устранению причин и условий возникновения пожаров;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»