МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 28 мая 1999 года N 25/99-ОЗ
О научной деятельности и научно-технической политике Московской области
(с изменениями на 2 ноября 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 мая 2006 года на основании
Закона Московской области от 13 мая 2006 года N 75/2006-ОЗ
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Текст документа с изменениями, внесенными
Законом Московской области от 07.03.2001 N 33/2001-ОЗ,
Законом Московской области от 17.10.2003 N 128/2003-ОЗ,
Законом Московской области от 08.12.2004 N 166/2004-ОЗ,
Законом Московской области от 02.11.2005 N 229/2005-ОЗ
____________________________________________________________________
Принят
решением Московской областной Думы
от 12 мая 1999 года N 5/55
Настоящий Закон регулирует отношения между субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности, органами государственной власти Московской области, органами местного самоуправления и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг) на территории Московской области.
1. Правовое регулирование научной, (или) научно-технической и (или) инновационной деятельности на территории Московской области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике" N 127-ФЗ, Уставом Московской области, Концепцией социальноэкономического развития Московской области, настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Московской области.
2. Основными задачами настоящего Закона являются:
а) установление основных положений государственной научнотехнической политики Московской области и методов ее реализации;
б) установление норм и гарантий для эффективной научной, (или) научно-технической и (или) инновационной деятельности и использования их результатов в интересах социально-экономического развития Московской области.
1. Научная (научно-исследовательская) деятельность (далее научная деятельность) - деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, и включающая:
а) фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний о человеке, основных закономерностях строения, функционирования и развития общества и окружающей природной среды;
б) прикладные научные исследования - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
2. Научно-техническая деятельность - деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
3. Инновационная деятельность - деятельность, направленная на использование научных и (или) научно-технических результатов, законченных опытно-конструкторских работ с целью получения новых или усовершенствованных продуктов, услуг, способов их производства или совершенствования и (или) реализацию их на рынке. (в ред. Закона Московской области от 07.03.2001 N 33/2001-ОЗ)
4. Экспериментальные разработки - деятельность, которая основана на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направлена на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование.
5. Научный и (или) научно-технический результат - продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе.
6. Научная и (или) научно-техническая продукция - научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации.
7. Государственная научно-техническая политика Московской области - составная часть социально-экономической политики Московской области, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Московской области в сфере научной, научнотехнической, инновационной деятельности и осуществляемая в интересах развития экономики, культуры, охраны окружающей среды, здоровья и повышения уровня благосостояния населения Московской области.
8. Научные работники (исследователи) - граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной, (или) научно-технической и (или) инновационной деятельностью.
9. Инженерно-технические работники (специалисты) - граждане, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование и способствующие получению научной и (или) научнотехнической продукции.
10. Научная организация - юридическое лицо, осуществляющее в качестве основной научную, (или) научно-техническую и (или) инновационную деятельность, подготовку научных работников и действующее в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, общественные объединения научных работников, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектноконструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную, (или) научно-техническую и (или) инновационную деятельность.
11. Субъекты научной, (или) научно-технической и (или) инновационной деятельности - юридические лица при условии, если научная, (или) научно-техническая и (или) инновационная деятельность предусмотрена их учредительными документами, и физические лица, осуществляющие научную, (или) научно-техническую и (или) инновационную деятельность в пределах прав, установленных законодательством.
12. Наукоград - муниципальное образование с градообразующим научно-производственным комплексом.
13. Территория научно-технического развития Московской области (далее территория научно-технического развития) - наукоград или часть территории Московской области, входящая в границы территорий одного или нескольких муниципальных образований, с расположенными на ней населенными пунктами и объектами научно-производственного комплекса.
14. Научно-производственный комплекс - совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров и образовательную деятельность в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
1. Государственная научно-техническая политика Московской области формируется и реализуется органами государственной власти Московской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области с учетом государственной научно-технической политики Российской Федерации и интересов социально-экономического развития Московской области.
2. Основными целями государственной научно-технической политики Московской области являются:
а) развитие и эффективное использование научного, научнотехнического и образовательного потенциала Московской области для социально-экономического развития и повышения уровня жизни населения Московской области;
б) создание инновационной среды, обеспечивающей превращение научных достижений организаций научно-производственного комплекса в рыночную конкурентоспособную продукцию;
в) привлечение инвестиций в научно-производственный комплекс для подъема производства и создания новых рабочих мест, в том числе на основе развития технологий двойного применения и конверсии;
г) удовлетворение потребностей Московской области в высококвалифицированных научных и инженерно-технических кадрах на основе интеграции науки и образования.
3. Государственная научно-техническая политика Московской области реализуется, исходя из следующих основных принципов:
а) признание науки социально значимой отраслью, определяющей уровень развития производительных сил Московской области;
б) выбор и государственная поддержка приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в Московской области;
в) распределение средств, выделяемых на научную, научнотехническую и инновационную деятельность из бюджета Московской области и внебюджетных фондов Московской области, по государственным программам Московской области и проектам, отбираемым на конкурсной основе, после проведения их обязательной государственной экспертизы в соответствии с законодательством;
г) приоритетное финансирование завершенных этапов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках государственного заказа Московской области;
д) гласность и открытость информации о расходовании средств, выделяемых на научную, научно-техническую и инновационную деятельность;
е) интеграция научной, научно-технической, инновационной и образовательной деятельности посредством создания учебно-научных комплексов на базе высших учебных заведений и научных организаций, находящихся в ведении Российской Федерации или Московской области;
ж) стимулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности через систему налоговых и иных льгот;
з) поддержка конкуренции и предпринимательской деятельности в области науки и техники;
и) привлечение научной общественности к решению проблем сохранения, развития и использования научного, научно-технического и инновационного потенциала Московской области;
к) развитие международного научного, научно-технического и инновационного сотрудничества Московской области.
4. Государственное регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности органами государственной власти Московской области осуществляется путем:
а) бюджетного финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности;
б) предоставления финансовой помощи субъектам научной, научно-технической и инновационной деятельности за счет средств областного бюджета;
в) введения системы налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области;
г) участия органов государственной власти Московской области в качестве учредителей (соучредителей) научных организаций, организаций инфраструктуры, обеспечивающих деятельность организаций научно-производственного комплекса, с закреплением в их пользовании объектов, находящихся в областной собственности, и предоставлением дополнительных ресурсов;
д) участия в формировании государственных программ Российской Федерации в научно-технической сфере, затрагивающих интересы Московской области;
е) контроля за соблюдением государственных норм и стандартов;
ж) инициирования в соответствии с законодательством процессов банкротства и перевода на внешнее управление научных организаций, имеющих систематические задолженности перед бюджетом Московской области;
з) аккредитации научных организаций, находящихся в ведении Московской области;
и) государственной экспертизы научных, научно-технических и инновационных проектов, а также результатов проведенных в рамках данных проектов работ, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
к) государственных гарантий Московской области инвесторам и содействия инновационной деятельности;
л) принятия нормативных правовых актов в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности и осуществления иных полномочий, предусмотренных законодательством.
5. Государственное регулирование научной, научно-технической и инновационной деятельности в наукоградах, расположенных на территории Московской области, органами государственной власти Московской области осуществляется путем участия органов государственной власти Московской области в реализации комплексных программ социально-экономического развития наукоградов, в которых для каждого наукограда определяются основные направления социально-экономического развития, приоритетные для этого муниципального образования направления развития науки и техники, конкретные меры государственной поддержки, источники финансирования с указанием разделов расходной части бюджетов всех уровней в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
1. Государственная научно-техническая политика Московской области формируется и реализуется органами государственной власти Московской области с учетом государственной научно-технической политики Российской Федерации при взаимодействии с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством и заключаемыми между ними соглашениями.
2. Формирование государственной научно-технической политики Московской области, определение приоритетных направлений научной, научно-технической и инновационной деятельности в Московской области, разработка предложений по сохранению и использованию научно-производственного потенциала Московской области, принятие решений по финансированию за счет средств областного бюджета, реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ Московской области и межрегиональных научных, научно-технических и инновационных программ осуществляются органами государственной власти Московской области с учетом рекомендаций Московского областного совета по научно-технической политике в условиях гласности, с использованием государственной экспертизы.
3. Государственная научно-техническая политика Московской области реализуется на основании государственной программы Московской области поддержки и развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в Московской области и других государственных программ Московской области, общие принципы, порядок разработки и принятия которых определяются законодательством Московской области.
4. Основными задачами Московского областного совета по научно-технической политике, создаваемого органами государственной власти Московской области из числа представителей органов государственной власти Московской области, известных ученых и специалистов в сфере науки, техники, образования, являются:
а) разработка для органов государственной власти Московской области предложений по формированию и приоритетным направлениям реализации научно-технической политики Московской области;
б) подготовка предложений по использованию передовых достижений науки и техники, развитию инновационной деятельности и формированию инновационной инфраструктуры в интересах социально-экономического развития Московской области;
в) координация деятельности расположенных в Московской области научных организаций в части выполнения ими работ в интересах Московской области;
г) подготовка предложений по проведению государственной областной научно-технической и экологической экспертиз нового строительства и реконструкции наиболее крупных производственных объектов и иных научно-технических проектов, финансируемых за счет средств бюджета Московской области;
д) оценка целесообразности приобретения за счет средств областного бюджета импортного оборудования и технологий, имеющих отечественные аналоги;
е) взаимодействие с научными (научно-техническими) международными, межрегиональными, общественными и иными научными (научно-техническими) советами и объединениями.
5. Московский областной совет по научно-технической политике в пределах своей компетенции на основании результатов экспертизы, итогов конкурсов, заключений государственных заказчиков научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ подготавливает руководителям органов государственной власти Московской области мотивированные заключения по:
а) перечню научных, научно-технических и инновационных проектов, финансируемых на безвозвратной основе (в том числе в порядке долевого участия) за счет средств областного бюджета;
б) приоритетности финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при секвестре расходной части бюджета Московской области;
в) перечню договоров, по которым необходима индексация цен в пределах выделенных средств, и договоров, работы по которым должны быть прекращены;
по иным вопросам, предусмотренным положением о Московском областном совете по научно-технической политике.
6. Персональный состав Московского областного совета по научно-технической политике и положение о Московском областном совете по научно-технической политике утверждаются Губернатором Московской области.