ЗАКОН
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 1 июня 1995 г. N 5/54
О референдуме Московской области
____________________________________________________________________
Утратил силу с 6 сентября 2003 года на основании
Закона Московской области от 22 июля 2003 года N 93/2003-ОЗ
____________________________________________________________________
РАЗДЕЛ 1
Общие положения
Статья 1
Понятие референдума и его компетенция
Референдум Московской области - голосование граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Московской области, по законопроектам, действующим законам Московской области и другим важным вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством к компетенции Московской области как субъекта Российской Федерации, а также по вопросам, находящимся в совместном ведении Российской Федерации и Московской области. Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Референдум Московской области проводится на всей территории Московской области.
На референдум Московской области не могут выносится вопросы:
- изменения статуса Московской области как субъекта Российской Федерации;
- принятия и изменения бюджета Московской области;
- введения, изменения и отмены установленных в Московской области налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты;
- принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
Статья 2
Право граждан на участие в референдуме
В референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, постоянно проживающие на территории Московской области и обладающие избирательным правом.
Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан на участие в референдуме Московской области в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий запрещаются.
Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда.
Статья 3
Общие принципы проведения референдума
Граждане участвуют в референдуме Московской области непосредственно и лично, голосование за других лиц не допускается. Участие в референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в референдуме.
Голосование на референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в референдуме на равных основаниях по месту своего постоянного проживания. Каждый гражданин имеет один голос.
Статья 4
Законодательство о референдуме и контроль
за его соблюдением
Вопросы подготовки и проведения референдума Московской области регулируются законодательством Российской Федерации, Московской области, настоящим Законом и Законом Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам.
Контроль за соблюдением настоящего Закона осуществляют Московская областная Дума, глава администрации Московской области, органы местного самоуправления Московской области.
В осуществлении контроля за соблюдением Закона "О референдуме Московской области" имеют право участвовать представители трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, зарегистрированных в установленном законом порядке средств массовой информации, политических партий, профсоюзов, иных общественных организаций и массовых движений, а также депутаты Федерального Собрания Российской Федерации, Московской областной Думы, органов местного самоуправления.
Статья 5
Агитация по поводу референдума
Зарегистрированным в установленном законом порядке политическим партиям, профсоюзам, другим общественным организациям и массовым движениям, а также трудовым коллективам предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, и гражданам гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" проекта вопроса или решения, выносимого на референдум. Агитация прекращается за один день до проведения референдума.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения, либо которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета (областного бюджета, местного бюджета), обязаны обеспечить равные возможности гражданам и общественным объединениям для изложения позиций "за" или "против" проекта вопроса или решения, выносимого на референдум.
Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Статья 6
Гласность при подготовке и проведения
референдума Московской области
Деятельность государственных и общественных органов, органов местного самоуправления, участвующих в организации и проведении референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся референдума, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум, подлежат опубликованию областными и местными средствами массовой информации в течение семи дней с момента их принятия соответствующими органами.
Областные и местные средства массовой информации освещают ход подготовки и проведения референдума Московской области, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с проведением референдума, и получение соответствующей информации.
Комиссии по проведению референдума Московской области в установленные настоящим Законом сроки информируют граждан о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в референдуме.
На заседаниях комиссий по проведению референдума, а также во время голосования и при подсчете голосов на участках для голосования, при определении результатов референдума вправе присутствовать общественные наблюдатели: представители трудовых коллективов предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории Московской области, собраний граждан по месту работы, учебы и жительства, зарегистрированных в установленном законом порядке политических партий и иных общественных организаций и движений, средств массовой информации, а также депутаты Федерального Собрания Российской Федерации. Лица, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания, направивших их организаций или иной документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительное уведомление комиссий референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется.
Статья 7
Материальное обеспечение референдума
Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума Московской области, с момента принятия решения о его назначении производится за счет областного бюджета.
Предприятия, учреждения и организации, государственные и общественные органы предоставляют в распоряжение комиссии референдума помещения и оборудование, необходимые для подготовки и проведения местного референдума безвозмездно или на условиях аренды. Аренда помещений и оборудования оплачивается комиссиями референдума за счет средств, выделяемых на проведение референдума.
РАЗДЕЛ 2
Назначение референдума Московской области
Статья 8
Назначение референдума
Референдум Московской области обязательно назначается по инициативе:
- не менее чем 100 000 граждан, постоянно проживающих на территории Московской области и имеющих право участвовать в референдуме, при условии, что на территории одного района (города областного значения) Московской области проживает не более 10 проц. из них;
- не менее 23 районов и городов областного значения Московской области, если такое решение принято собраниями представителей этих районов и городов.
С инициативой назначения референдума Московской области могут выступать Московская областная Дума и глава администрации Московской области.
Референдум Московской области назначается путем принятия Закона Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам.
Статья 9
Требования к Закону Московской области о проведении
референдума по конкретным вопросам
Закон Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам не может противоречить законодательству Российской Федерации, Московской области и настоящему Закону.
В Законе Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам должны быть определены: дата проведения референдума, вопросы, выносимые на референдум; необходимые финансовые средства на проведение референдума; государственные органы, должностные лица и органы местного самоуправления, ответственные за проведение референдума.
Закон Московской области о проведении референдума по конкретным вопросам может содержать другие необходимые для проведения референдума нормы.
Статья 10
Порядок реализации инициативы проведения референдума
гражданами и общественными объединениями
Каждый гражданин или группа граждан Российской Федерации, ростоянно проживающие на территории Московской области и имеющие право на участие в референдуме, а равно общефедеральные (их отделения), областные общественные объединения, политические партии, уставы которых зарегистрированы в органах юстиции Российской Федерации и Московской области, могут образовывать инициативные группы в количестве не менее 50 человек для сбора подписей с целью назначения и проведения референдума Московской области.
Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Московской области с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы указывается:
- формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум Московской области;
- перечень районов (городов) Московской области, на территориях которых предполагается сбор подписей;
- фамилия, имя, отчество, год рождения, место жительства, серия и номер паспорта (или документа, его заменяющего) членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени группы на территориях районов (городов) Московской области.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
Избирательная комиссия Московской области, установив соответствие ходатайства и приложенных документов требованиям настоящего Закона, в течение двух недель со дня поступления ходатайства принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство, извещает об этом Московскую областную Думу и главу администрации Московской области, а также органы местного самоуправдения районов (городов) Московской области, которые инициативная группа указала в ходатайстве.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение избирательной комиссии Московской области. Отказ в регистрации может быть обжалован в Московскую областную Думу или в судебном порядке. Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение инициаторами положений Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации, Московской области и настоящего Закона, указанное в мотивированном решении избирательной комиссии Московской области. Общее количество инициативных групп не ограничивается. По решению трех или более инициативных групп допускается создание координационной инициативной группы референдума Московской области.
С момента получения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи с целью проведения референдума Московской области. Регистрационное свидетельство, выданное инициативной группе по форме, утвержденной избирательной комиссией Московской области, действительно в течение двух месяцев.
После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает количество собранных подписей граждан по каждому району (городу) Московской области, где проводился их сбор, а также общее количество собранных подписей граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Московской области, о чем составляется итоговый протокол.
Подписные листы, пронумерованные и сброшурованные по каждому району (городу) Московской области, и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются в избирательную комиссию Московской области, которая проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей, принимает по результатам проверки решение и в 10-дневный срок направляет его в Московскую областную Думу и главе администрации Московской области. Копия решения направляется также инициативной группе.
Если в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отвечает требованиям настоящего Закона, избирательной комиссией Московской области выносится решение об отказе в проведении референдума Московской области. Копия решения направляется инициативной группе, и данная инициативная группа не может выступать повторно с предложением о проведении референдума Московской области.
В случае, если избирательная комиссия Московской области обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на две недели.
Если в течение срока действия регистрационного свидетельства не будет собрано необходимого количества подписей, то с инициативой о проведении референдума Московской области с такой же по содержанию или смыслу формулировкой вопроса можно обращаться не ранее чем через год. При этом ранее собранные подписи граждан не учитываются.
Статья 11
Подписной лист областного референдума
В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума Московской области (подписном листе) указываются:
- номер регистрационного свидетельства и дата регистрации инициативной группы;
- наименование района (города) Московской области, где проводится сбор подписей граждан;
- формулировка вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум Московской области;
- фамилия, имя, отчество (или инициалы), год рождения, место жительства, серия и номер паспорта (или документа, его заменяющего) гражданина, имеющего право на участие в референдуме Московской области, и его подпись. В отношении граждан, которым в год голосования исполняется 18 лет, дополнительно указывается день и месяц рождения.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан, и одного из уполномоченных инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, места жительства, года рождения, серии и номера паспорта (или документа, его заменяющего) каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.
Статья 12
Порядок реализации инициативы проведения референдума
Собраниями представителей районов и городов
областного значения Московской области
Собрание представителей каждого района Московской области и города областного значения (2/3 голосов от общего количества депутатов, уставновленного для данного Собрания представителей) может в инициативном порядке принять решение о проведении референдума Московской области и обратиться к Собраниям представителей других районов Московской области и городов областного значения с предложением поддержать его инициативу. В решении должны быть с учетом требований настоящего Закона сформулированы вопрос или вопросы, которые Собрание представителей района Московской области или города областного значения считает необходимым вынести на референдум Московской области.
Принятое решение направляется в избирательную комиссию Московской области, которая, в свою очередь, информирует о нем Московскую областную Думу, главу администрации Московской области, а также Собрания представителей всех районов Московской области и городов областного значения.