МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПРИКАЗ

от 24 мая 2019 года N под-852/19


Об утверждении Концепции полилингвального образовательного комплекса "Адымнар - путь к знаниям и согласию"



Во исполнение протокола совещания у Государственного Советника Республики Татарстан о Концепции и ходе реализации проекта полилингвальных образовательных комплексов в Республике Татарстан от 24 мая 2019 года N ПГС-5 и в целях формирования позитивного имиджа полилингвального образовательного комплекса в Республике Татарстан приказываю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию полилингвального образовательного комплекса "Адымнар - путь к знаниям и согласию".


2. Начальнику Управления общего образования (Т.Т.Федорова) довести настоящий приказ до сведения руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций муниципальных образований Республики Татарстан.


3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя министра И.Г.Хадиуллина.



Заместитель Премьер-министра
Республики Татарстан - министр
Р.Т.БУРГАНОВ



Утверждена
приказом
Министерства образования
и науки Республики Татарстан
от 24 мая 2019 г. N под-852/19



КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИЛИНГВАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА "АДЫМНАР - ПУТЬ К ЗНАНИЯМ И СОГЛАСИЮ"



Общие положения


Концепция полилингвального образовательного комплекса разработана с учетом общегосударственных, этнокультурных потребностей многонационального народа Республики Татарстан и Российской Федерации, лучших отечественных и зарубежных образовательных практик, мировых тенденций развития образования на основе опыта функционирования системы национального образования в Республике Татарстан.



Значимость реализации проекта


Республика Татарстан - это субъект Российской Федерации, для которого такие понятия, как этнокультурное разнообразие, межнациональный и межконфессиональный мир всегда имели особое значение ввиду специфики его исторического развития. Именно поэтому реализация данного образовательного проекта - это прежде всего воплощение той жизненной философии взаимоуважения, которая на протяжении многих десятилетий бережно культивируется в сознании татарстанцев.


Цель проекта - создание модели современного полилингвального образовательного комплекса, обеспечивающего конкурентное образование на русском, татарском, английском языках, воспитание подрастающего поколения в духе межнационального согласия.



Уникальность проекта


Образовательный проект полилингвального комплекса "Адымнар - путь к знаниям и согласию" отличают уникальные идеи организации учебно-воспитательного процесса. Среди них:


создание современной образовательной инфраструктуры, нетиповых образовательных пространств;


тесное сотрудничество семьи и педагогического коллектива в процессе воспитания и обучения ребенка в школе;


интеграция языковых дисциплин в учебный процесс через организацию учебной деятельности на преподаваемых языках;


возможность выбора траектории образования ребенка (полилингвальная школа, билингвальная школа). Учет индивидуальных образовательных запросов ребенка и семьи (индивидуальные учебные планы);


разделение детей на потоки в соответствии с уровнем сформированности основных компетенций (технология Streaming);


интеграция культурного, исторического наследия народов республики в учебно-воспитательный процесс и образовательное пространство школы;


формирование межнационального и межконфессионального взаимоуважения обучающихся школы.



Модель выпускника


Выпускник полилингвального образовательного комплекса "Адымнар - путь к знаниям и согласию" - это гражданин России, воспитанный на глубоком уважении к культуре родной страны, бережно относящийся к этнокультурному наследию своей республики, свободно владеющий русским, татарским, английским языками, способный к личностному росту и развитию для блага и процветания нашего отечества.


Основной посыл полилингвального обучения - это паритетное обучение на нескольких языках, приобщение детей средствами изучаемых языков к культурному богатству многонационального народа России, знакомство детей с достижениями мировой культуры, воспитание их в духе толерантности и межнационального согласия.



Базовые ценности школы


В своей деятельности полилингвальный образовательный комплекс опирается на совокупность ценностей, которые являются этической базой, основой для ее развития. Прежде всего это:


обеспечение выполнения Конвенции о правах ребенка, формирование общечеловеческих ценностей, воспитание патриотизма, осознание себя гражданином России и Татарстана, способного к сохранению и приумножению их исторического и культурного наследия;


ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом;


сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития;


формирование ценностей здорового образа жизни, ориентир на ценности семьи;


воспитание значимости труда как важнейшего условия личностного развития.


Принципы, на которых основывается деятельность школы:


принцип природосообразности: интеллектуальное развитие обучающихся строится в соответствии с потребностями ребенка, его возраста, пола, психоэмоциональных особенностей;


принцип культуросообразности: учет в воспитании общечеловеческих ценностей и национальных культур;


этнокультурный принцип: становление обучающихся на основе освоения этнических культур как гражданина своей страны, представителя этноса и мира, готового к успешной деятельности в этнокультурной и поликультурной среде;


принцип идей гуманитаризации образования: обеспечение доверительного отношения между учителями и учениками, проявление любви и уважения к детям, создание ситуации успеха;


принцип личностно-ориентированного обучения: учет личностно-психологических особенностей восприятия каждого ребенка;


принцип эффективности социального взаимодействия: воспитание и формирование навыков социальной адаптации и самореализации.



Проектирование образовательных пространств на принципах полилингвального обучения


Современное образование характеризуется переходом от школы-конвейера, где ученик рассматривается как объект непрерывного педагогического воздействия, к школе-студии, где ребенок выступает в роли равноправного субъекта всего педагогического процесса, а его интересы и запросы являются определяющими доминантами проектирования как образовательной среды, так и непосредственно его образовательной траектории. Обучение детей языкам и преподавание предметов на полилингвальной основе реализуются при многоплановом общении, взаимодействии с педагогами и сверстниками, в связи с чем планировка помещений должна максимально способствовать общению и раскрытию внутреннего потенциала ребенка, способствовать его успешной социализации.



Структура полилингвального образовательного комплекса


Полилингвальный образовательный комплекс "Адымнар - путь к знаниям и согласию" - это структура, включающая в себя образовательные учреждения начального, основного и среднего общего образования, рассчитанная на обучение 2400 детей. Включает следующие структурные подразделения:


Начальная школа


Билингвальная школа


Полилингвальная школа


Интернат


Загородный центр дополнительного образования



Базовые детские сады


Дошкольное образование - это место, где ребенок впервые, кроме родного русского (татарского) языка, знакомится с иными языковыми системами. Главный концепт данного уровня образования - формирование бережного взаимоуважения к сверстникам разных национальностей. Уникальность этого возраста состоит в том, что освоение второго, третьего языка происходит естественно, без затруднений. Именно поэтому создается сеть базовых детских садов, в которых дети смогли бы получить предшкольную подготовку и воспитание в соответствии с требованиями концепции полилингвального образования.



Начальное общее образование (начальная школа)


Начальное образование осуществляется в отдельном здании, рассчитанном на обучение 800 детей.


В каждой параллели работают классы с воспитанием и обучением на полилингвальной основе с углубленным изучением английского языка. Здесь преподавание основных дисциплин ведется на паритетной основе на русском и татарском языках, а начиная с 3 класса добавляется обучение таких дисциплин, как музыка, ИЗО, технология на иностранном языке. Предполагается организация внеклассной и внеурочной деятельности, направленной на формирование языковых компетенций, этнокультурного, трудового и физического воспитания обучающихся.



Основное общее образование (Основная школа)


По окончании 4 класса по результатам Всероссийской проверочной работы и внутренних диагностик уровня сформированности языковых компетенций с учетом мотивации детей и желанием родителей формируются пятые классы. Дети, чьи родители заинтересованы в полилингвальном образовании, продолжают обучение в полилингвальной школе, остальные выпускники 4 классов - в билингвальной школе. В полилингвальной школе в 5 - 9 классах предусматривается расширенное изучение предметной области "Родной язык и литература", преподавание предметов осуществляется на трех языках. Такие предметы, как география, математика, информатика, начиная с 7 класса преподаются на английском языке. В билингвальной школе преподавание ведется на русском языке, реализуется углубленное изучение иностранного языка. В учебном плане предусматриваются часы на изучение родного языка. И в той, и в другой школе начиная с 5 класса преподается второй иностранный язык.



Среднее общее образование (Старшая школа)


Обучение в старших классах продолжается либо в билингвальной, либо в полилингвальной школе в соответствии с тем, где ребенок получал основное общее образование (5 - 9 класс). Отличительной особенностью образования этого уровня является реализация профильного обучения, выстраивание траекторий индивидуальных учебных планов, выявление профессиональных способностей и интересов обучающихся. Предусматриваются естественно-научная и социально-гуманитарная профилизации обучающихся, ориентированных на получение соответствующего образования.



Цифровая школа


Внедрение проекта "Цифровая школа" в образовательном комплексе позволит обеспечить обновление содержания образования, дав возможность учащимся свободно и в то же время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Он будет направлен на формирование у обучающихся навыков в цифровом мире, обучение обработке и анализу данных, элементам программирования и, самое главное, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии. Ученик получит свободный доступ к электронному образовательному контенту, что повысит интерес к процессу обучения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»