В соответствии с Законом Владимирской области от 10.12.2001 N 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области", постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
1. Внести в постановление администрации области от 29.12.2017 N 1169 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области" следующие изменения:
1.1. Заголовок изложить в следующей редакции:
"О государственной программе Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области".
1.2. В преамбуле слова "постановления Губернатора области от 24.02.2014 N 164 "О Порядке разработки, формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области" заменить словами "постановления администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области".
1.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1.1. Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области" согласно приложению N 1.
1.2. Перечень объектов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по договорам о проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ согласно приложению N 2.".
1.4. Пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.".
1.5 Приложение к постановлению считать приложением N 1 и изложить его в редакции согласно приложению N 1.
1.6. Дополнить приложением N 2 в редакции согласно приложению N 2.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора области, курирующего вопросы внутренней политики.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
А.А.АВДЕЕВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Владимирская область - регион Центрального федерального округа с относительно стабильным демографическим составом, в котором городское население (77,6%) преобладает над сельским (22,4%).
Численность постоянного населения Владимирской области по состоянию на 1 января 2021 года составила 1342099 человек и по отношению к 2018 году сократилась на 2,6%, или 3238 человек.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года во Владимирской области проживают представители 115 этнических групп, каждая из которых обладает своими особенностями материальной и духовной культуры. 95,6% жителей области составляют русские, украинцы - 0,9%, татары - 0,5%, армяне - 0,4%, белорусы - 0,3%, другие национальности - 2,2%.
К историческим особенностям Владимирской области, влияющим на современный характер этноконфессиональных отношений и содержание национальной политики, относятся:
- город Владимир в XII - XIII веках являлся столицей Северо-Восточной Руси и резиденцией митрополитов всея Руси. Здесь в 1274 году состоялся Собор, давший древнерусской Церкви новую Кормчую книгу правил, которые заложили духовные основы единения русского народа в единой Церкви и едином государстве. Исторически проблемы, связанные с проявлениями межэтнической нетерпимости, не характерны для Владимирского региона;
- до начала XX века Владимирский край являлся традиционно моноэтничным и мононациональным (русские составляли 99,74% всего населения). Несмотря на то, что в настоящее время регион представляет собой полиэтническое и поликонфессиональное сообщество, в нем сохраняются этническая (русская) и религиозная (православная) доминанты;
- в современном российском общественном сознании сохраняется историческая память о Владимирском крае как одном из центров формирования и развития российской государственности и культуры, где православие было не только определяющей формой религиозного опыта, но и важнейшим нормативно-регулятивным основанием всех элементов социокультурной жизни региона.
По данным Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Владимирской области в регионе зарегистрировано:
- 25 национальных объединений, из них 7 национально-культурных автономий. Национальные общественные объединения созданы армянами, азербайджанцами, поляками, евреями, дагестанцами, узбеками, таджиками, езидами, татарами, цыганами, чеченцами, украинцами, финно-угорскими народами;
- 431 религиозная организация, представляющая 17 конфессий. Доминирующее положение занимает Русская Православная Церковь (Московский Патриархат), к которой относятся 352 (81,7%) религиозных организаций.
Население Владимирской области ориентировано на межнациональное и межрелигиозное согласие и сотрудничество. Ежегодные социологические исследования показали, что в оценке состояния межнациональных отношений за последние шесть лет наблюдается положительная динамика. Доля респондентов, отмечающих улучшение межнациональных отношений, увеличилась в 3 раза.
Вместе с тем 8,4% опрошенных жителей Владимирской области часто испытывают враждебность к людям иной национальности, при этом 50,6% отметили, что такого с ними не бывает никогда. Доля указавших, что они пусть редко, но испытывают чувство враждебности по отношению к представителям иных этносов, уменьшилась за последние 6 лет на 15 процентов с 46% до 31,9%.
За последние шесть лет доля тех, кто указывает на возможность серьезного конфликта на национальной почве, снизилась более чем в 2 раза (с 14,4% - в 2016 году до 5,9% - в 2021 году). Процент тех, кто считает, что такой конфликт скорее возможен, чем не возможен, сократился за последние шесть лет почти в 2 раза.
Последнее десятилетие характеризуется трансформацией этнической структуры населения Владимирской области, которая обусловлена действием трех основных факторов:
- диспропорции в естественном воспроизводстве населения. Отрицательная динамика естественного прироста коренного населения региона при значительном росте численности постоянно проживающих, отнесших себя к киргизам, узбекам и таджикам (в 5,2, 4,1, 3,4 раза соответственно);
- активизация миграционных процессов. С одной стороны, миграционные связи области с другими регионами России и странами ближнего зарубежья не оказали существенного влияния на общее изменение численности жителей области, поскольку главным фактором являлась естественная убыль населения. С другой стороны, происходит возрастание потоков иностранных граждан, прибывающих в регион с целью трудовой деятельности из Узбекистана, Таджикистана, Украины, Молдовы, Вьетнама;
- социокультурные изменения под влиянием смешанных браков, число которых увеличивается.
Многообразие национального (этнического) состава и религиозной принадлежности населения, проживающего на территории Владимирской области, при сохранении русской и православной доминант, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов служат фактором укрепления общероссийской идентичности, определяют позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений во Владимирской области.
Вместе с тем выделяется ряд факторов, негативно влияющих на развитие этноконфессиональных отношений в регионе:
а) в социально-экономической сфере:
- естественная убыль титульного населения трудоспособного возраста;
- невысокий уровень жизни: 12,5% населения Владимирской области имели в 2020 году среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума. Индекс потребительских цен в декабре 2021 года к аналогичному периоду 2020 года составил 109,2%;
- разбалансированность рынка труда (переизбыток специалистов с высшим образованием и недостаток кадров рабочих профессий);
- безработица (в том числе среди молодежи), которая в 2021 году составила 3,9%;
б) в общественно-политической сфере:
- распространение некоторых новых религиозных движений на территории региона;
- возникновение расколов в традиционных религиях, связанных с социальными деструктивными практиками и экстремистскими идеями.
Среди факторов, оказывающих негативное влияние на духовно-нравственное состояние общества, является проявление элементов национализма, ксенофобской риторики. По данным опроса, проведенного в июне - сентябре 2021 года, 18,5% считают, что приезжие других национальностей отрицательно влияют на ситуацию в области, а 7,2% имеют противоположную точку зрения. Это еще раз подтверждает тот факт, что в притоке иностранных граждан заложен потенциал возможного обострения межнациональных отношений. Для большинства иностранных граждан характерен невысокий уровень адаптации к социокультурной среде региона.
Учитывая общероссийскую тенденцию роста миграционных потоков, в том числе во Владимирскую область, и устойчивую естественную убыль титульного населения, можно прогнозировать возможное изменение этнического баланса региона, что будет выдвигать на первый план задачу социально-культурной адаптации переселенцев.
Перечисленные проблемы могут послужить факторами, осложняющими общественно-политическую обстановку в регионе, оказывающими препятствие в его динамичном социально-экономическом развитии.
Инструментом реализации государственной национальной политики Российской Федерации во Владимирской области является государственная программа Владимирской области "Реализация государственной национальной политики во Владимирской области" (далее - Программа).
Реализуемые в рамках Программы мероприятия оказывают непосредственное позитивное влияние на обеспечение межнационального мира и согласия во Владимирской области.
Если по итогам 2017 года доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общем количестве жителей Владимирской области составляла 74,7%, то по результатам 2021 года значение указанной доли достигло 77,1%. За этот период уровень общероссийской гражданской идентичности увеличился с 78,4% до 82,3%.
Именно поэтому особая роль отводится комплексной реализации мероприятий Программы, направленных: