В соответствии с Законом области от 10.12.2001 N 129-ОЗ "О Губернаторе и администрации Владимирской области", постановлением администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
1. Внести в постановление Губернатора области от 17.12.2013 N 1390 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" следующие изменения:
1.1. Заголовок изложить в следующей редакции:
"О государственной программе Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области".
1.2. В преамбуле после слов "Указом Губернатора области от 02.06.2009 N 10" дополнить словами ", постановления администрации области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области".
1.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1.1. Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области" согласно приложению N 1.
1.2. Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на развитие жилищного строительства согласно приложению N 2.
1.3. Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по обеспечению территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности согласно приложению N 3.
1.4. Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на строительство социального жилья и приобретение жилых помещений для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, согласно приложению N 4.
1.5. Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятия по обеспечению жильем многодетных семей согласно приложению N 5.
1.6. Правила предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по обеспечению жильем молодых семей согласно приложению N 6.
1.7. Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой земельных участков, предоставляемых (предоставленных) бесплатно для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, согласно приложению N 7.
1.8. Перечень объектов капитального строительства, реализуемых в рамках государственной программы Владимирской области "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области", согласно приложению N 8.
1.9. Правила предоставления и расходования субсидии из областного бюджета на обеспечение деятельности унитарной некоммерческой организации "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Владимирской области" согласно приложению N 9.".
1.4. Приложение к постановлению считать приложением N 1 и изложить его в редакции согласно приложению N 1.
1.5 Дополнить приложениями N 2 - N 9 в редакции согласно приложениям N 2 - N 9.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
А.А.АВДЕЕВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ НАСЕЛЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Общий совокупный объем ввода жилья на территории Владимирской области в период с 2011 года по 2021 год составил 7021,9 тыс. кв. метров.
По итогам 2021 года объем ввода жилья составил 828,7 тыс. кв. метров, из которых многоквартирные дома - 178,8 тыс. кв. метров, индивидуальное жилищное строительство - 649,9 тыс. кв. метров.
Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности и составила в 2021 году 78,4% в общем объеме жилищного фонда Российской Федерации. Жилищная обеспеченность составляет 588 квартир на 1000 человек. В то же время средняя обеспеченность населения площадью жилья пока составляет 31,4 кв. метра на человека.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных процедур в сфере жилищного строительства.
Упрощены процедуры подготовки проектов планировки территорий, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.
Стимулирование спроса на жилье обеспечено развитием рынка ипотечного жилищного кредитования. Удалось обеспечить законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования.
Ежегодно во Владимирской области посредством ипотечного жилищного кредитования приобретают жилье более 15 тыс. семей.
В период массового жилищного строительства установлены (обнаружены) факты недобросовестного исполнения застройщиками своих обязательств по строительству многоквартирных домов и передаче объектов долевого строительства в них гражданам - участникам долевого строительства, денежные средства которых привлечены застройщиками для строительства указанных многоквартирных домов.
Так, на конец 2021 года на территории региона в единый реестр проблемных объектов (ЕРПО) включено 4 многоквартирных жилых дома общей площадью более 23 тыс. кв. метров.
В целях реализации государственной жилищной политики, направленной на повышение гарантий защиты прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства, на территории Владимирской области создана унитарная некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства Владимирской области", целью деятельности которой является урегулирование обязательств застройщиков, признанных банкротами, перед участниками долевого строительства с использованием механизмов федеральной публично-правовой компании "Фонд развития территорий".
В целях полного исключения возможности появления новых обманутых граждан - участников долевого строительства проведена масштабная реформа долевого строительства и осуществлен переход на привлечение средств граждан для финансирования жилищного строительства с использованием счетов эскроу.
В конце 2021 года на территории Владимирской области строилось более 438 тыс. кв. метров с использованием счетов эскроу, что составляет 33% всего жилья, строящегося в соответствии с Федеральным законом "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" на территории субъекта.
Одной из наиболее острых социальных проблем остается проблема обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В 2021 году был решен жилищный вопрос 356 семей (предоставлено из областного бюджета 241 млн. рублей).
В 2021 году (впервые после 2012 года) приняты меры по обеспечению жильем всех ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в жилых помещениях.
По состоянию на 1 января 2022 года на учете нуждающихся в жилых помещениях (имеющих право на предоставление социальной выплаты) состоят 1,7 тыс. семей, подлежащих обеспечению жильем, в том числе 1,3 тысячи молодых семей.
Массовое жилищное строительство и развитие территорий невозможны без осуществления грамотного, экономически и технически обоснованного градостроительного планирования. Необходимо обеспечение территорий документацией для осуществления градостроительной деятельности, приведенной в соответствие требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Это является необходимым условием для управления территорией, в том числе при принятии решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, выдаче разрешений на строительство.
Прогнозируемая структура ввода жилья во Владимирской области определяет соотношение между строительством многоквартирного жилого фонда и малоэтажного индивидуального жилья в период действия программы как 46% на 54% в долгосрочной перспективе до 2030 года.
Для развития индивидуального жилищного строительства предусматриваются дополнительные меры, направленные на инфраструктурное обеспечение застраиваемых земельных участков.
Активному развитию жилищного строительства в области препятствует:
- недостаточная покупательская и инвестиционная активность в строительстве;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
- отсутствие в достаточном количестве подготовленных земельных участков, обеспеченных инженерными сетями, объектами транспортной и социальной инфраструктуры для развития территорий в целях жилищного строительства;
- недостаточная проработанность в муниципальных образованиях документации территориального планирования и градостроительного зонирования;
- наличие широких социальных групп населения с доходами, не достаточными для приобретения жилья с помощью собственных и заемных средств.
На основании документов территориального планирования будут определены оптимальные варианты видов развития жилищного строительства по муниципальным образованиям области, исходя из перспектив социально-экономического и демографического развития поселений, с учетом потребностей и предпочтений их населения. Техническая политика в жилищной сфере будет осуществляться на основе разработки и внедрения технических регламентов, устанавливающих требования к безопасности зданий и сооружений и связанным с этими требованиями процессам проектирования (включая инженерные изыскания), территориального планирования и планировки территорий, строительства, эксплуатации и ликвидации зданий и сооружений, а также к безопасности строительных материалов, изделий, конструкций. Получат дальнейшее развитие различные формы государственно-частного партнерства, в том числе при развитии территорий под жилую застройку.
Вместе с тем сохранится высокая зависимость жилищной сферы от динамики макроэкономических показателей, которые будут оказывать существенное влияние на доходы населения, а также на процентную ставку и иные параметры ипотечного жилищного кредитования, определяющие уровень доступности жилья.
Приоритеты государственной политики Владимирской области в сфере жилищного строительства сформированы с учетом национальных целей развития на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Единым планом по достижению национальных целей и развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р, государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступными комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710, Стратегией социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, утвержденной Указом Губернатора области от 02.06.2009 N 10.