В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением администрации Владимирской области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области" постановляю:
1. Внести в постановление Губернатора области от 22.10.2013 N 1194 "Об утверждении государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области" следующие изменения:
1.1. Заголовок изложить в следующей редакции:
"О государственной программе Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области".
1.2. В преамбуле слова "постановлением Губернатора области от 24.02.2014 N 164 "О порядке разработки, формирования, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области" заменить словами "постановлением администрации Владимирской области от 24.12.2021 N 880 "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Владимирской области".
1.3. Пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Утвердить:
1.1. Стратегические приоритеты государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области" согласно приложению N 1.
1.2. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на строительство и реконструкцию очистных сооружений согласно приложению N 2.
1.3. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на мероприятия в области использования и охраны водных объектов (капитальный ремонт гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности) согласно приложению N 3.
1.4. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на мероприятия по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда окружающей среде согласно приложению N 4.
1.5. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на разработку проектно-сметной документации на рекультивацию свалок твердых бытовых отходов согласно приложению N 5.
1.6. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на реконструкцию гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, согласно приложению N 6.
1.7. Правила предоставления и распределения субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области на мероприятия по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов согласно приложению N 7.
1.8. Перечень объектов капитального строительства, реализуемых в рамках государственной программы Владимирской области "Охрана окружающей среды и рациональное природопользование на территории Владимирской области", согласно приложению N 8.".
1.4. Приложение к постановлению считать приложением N 1 и изложить его в редакции согласно приложению N 1.
1.5. Дополнить приложениями N 2 - 8 в редакции согласно приложениям N 2 - 8.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области, курирующего вопросы развития инфраструктуры, ЖКХ и энергетики.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора области
А.А.АВДЕЕВ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ"
Минерально-сырьевая база и добывающая промышленность области в последние годы оказались в сложном положении, так как работы осуществлялись в условиях спада производства, изменения федерального законодательства в сфере недропользования, создания дополнительных административных процедур в части согласования участков недр местного значения. Финансирование геологоразведочных работ осуществляется в основном за счет средств недропользователей.
Вследствие этого обострились проблемы минерально-сырьевой базы области. Основными из них являются:
- острый дефицит отдельных видов минерального сырья, обусловленный отсутствием крупных месторождений (твердых сортов гравия, песка крупнозернистого, карбонатных пород), а также слабой геологической и поисковой изученностью территории области при достаточно высоком прогнозном потенциале;
- истощение сырьевых баз действующих предприятий, осуществляющих добычу карбонатных пород (акционерное общество "Ковровское карьероуправление" и государственное унитарное предприятие Владимирской области "Владимирское карьероуправление"), гравийно-песчаных пород (ООО "Топаз", ЗАО "Международная венчурная компания");
- низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки полезных ископаемых;
- низкая конкурентоспособность значительного числа разведанных месторождений при их оценке по критериям рыночной экономики, что вносит существенные коррективы в общую оценку обеспеченности области минеральными ресурсами.
На территории области сосредоточены значительные запасы общераспространенных полезных ископаемых (пески строительные, песчано-гравийные породы, карбонатные породы, глинистое сырье, торф). Государственная политика в области развития минерально-сырьевой базы направлена на повышение инвестиционной привлекательности данной сферы, прежде всего, за счет снижения административных барьеров геологоразведочной деятельности недропользователей.
Экологическое просвещение в современной жизни является частью образовательного процесса, частью общественной культуры населения и, одновременно, элементом деятельности хозяйствующих субъектов при природопользовании.
Во Владимирской области экологическое просвещение осуществляется:
- в рамках деятельности образовательных организаций различных типов, реализующих основные и дополнительные образовательные программы;
- посредством размещения информации в средствах массовой информации, в сети Интернет;
- посредством распространения знаний о законодательстве в области охраны окружающей среды и природопользования.
Субъектами экологического просвещения являются образовательные организации, граждане, общественные организации, средства массовой информации.
Основными формами работы по экологическому просвещению являются организация и проведение экологических мероприятий (распространение информационных листовок и иной литературы, проведение семинаров, лекций, конференций, круглых столов, выставок по вопросам охраны окружающей среды и рационального природопользования), информирование населения об экологических проблемах и путях их решения, формирование экологического сознания.
Ежегодно Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Владимирской области издается государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды.
Условиями результативного экологического воспитания и просвещения населения являются:
- достаточно высокая точность используемых данных о состоянии биосферы в целом и отдельных ее регионов;
- необходимость комплексного характера освещения экологических явлений;
- система непрерывной экологической подготовки в рамках образовательной деятельности образовательных организаций различных типов.
Экологическая безопасность на территории Владимирской области остается острой проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение. Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Отдельной проблемой является недостаточный охват населения области раздельным сбором твердых коммунальных отходов (ТКО), а также большой процент образующихся отходов, направляемых на захоронение без предварительной сортировки. Последнее приводит к размещению отходов на объектах захоронения твердых коммунальных отходов без предварительной обработки. Еще одна проблема - это низкий процент отбора вторичных материальных ресурсов (ВМР) на существующих мусоросортировочных комплексах из-за морально устаревшего применяемого оборудования.
В настоящее время разработана и утверждена Территориальная схема обращения с отходами на территории Владимирской области (далее - Территориальная схема), которая содержит места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и их реестр в разрезе муниципальных образований. Электронная модель Территориальной схемы соответствует установленным требованиям и ежегодно актуализируется.
В рамках реализации регионального проекта "Чистая страна" в 2020 году проведены работы по ликвидации 3 несанкционированных свалок в границах городов.
Текущее состояние водохозяйственного комплекса Владимирской области имеет серьезные социально-экономические проблемы.
Эффективное функционирование водохозяйственного комплекса возможно лишь при системном подходе и эффективном взаимодействии всех его участников.
За последние годы эксплуатации гидротехнических сооружений (далее - ГТС) на большинстве из них образовалось значительное количество дефектов и локальных повреждений. На территории Владимирской области располагаются 54 ГТС, находящиеся в муниципальной собственности, 25 ГТС, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо от права собственности на которые собственник отказался более одного календарного года. Часть из них в настоящее время находится в предаварийном состоянии и требует капитального ремонта, общий уровень безопасности ГТС области можно оценить как недостаточный.
Остается актуальным вопрос предотвращения негативного воздействия вод в период половодья. Антропогенная нагрузка на реки в ряде населенных пунктов области нарушила гидрологический баланс водотоков. Аккумуляция наносов песка, торфа, техногенных загрязнителей приводит к снижению пропускной способности рек, происходит обмеление. Паводки проходят при более высоких уровнях воды, и выход воды на пойму происходит при меньших расходах воды, чем раньше. В результате при сравнительно небольших паводках происходит затопление и подтопление прилегающих территорий. Однако даже паводкового расхода недостаточно для гидравлического удаления наносов. Необходима искусственная расчистка и дноуглубление русел рек в границах населенных пунктов, подверженных негативному воздействию вод в период половодий и высоких паводков.
В рамках реализации регионального проекта "Сохранение уникальных водных объектов" завершена расчистка русла реки Унжа в границах города Меленки на участке 4,04 км, что позволило снизить риски возникновения негативного воздействия вод в населенном пункте, сократить площади затопления территорий жилой застройки населенных пунктов и объектов инфраструктуры.
Проведено установление 26 зон затопления на территориях населенных пунктов, что позволит провести превентивные меры по ограничению хозяйственной деятельности на затапливаемых участках и снизить возможный ущерб от негативного воздействия вод.