В целях обеспечения реализации программы Ямало-Ненецкого автономного округа "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ямало-Ненецкий автономный округ" Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
1. Утвердить прилагаемое изменение, которое вносится в приложение N 2 к государственной программе Ямало-Ненецкого автономного округа "Развитие внешних связей и науки, международной кооперации и экспорта", утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года N 1133-П.
2. Настоящее постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2022 года.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
ИЗМЕНЕНИЕ, КОТОРОЕ ВНОСИТСЯ В ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "РАЗВИТИЕ ВНЕШНИХ СВЯЗЕЙ И НАУКИ, МЕЖДУНАРОДНОЙ КООПЕРАЦИИ И ЭКСПОРТА"
Приложение N 2 к государственной программе изложить в следующей редакции:
"Приложение N 2
к государственной программе
Ямало-Ненецкого автономного округа
"Развитие внешних связей и науки,
международной кооперации и экспорта"
(в редакции постановления Правительства
Ямало-Ненецкого автономного округа
от 1 апреля 2022 года N 321-П)
ПРОГРАММА ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, В ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ"
I. Паспорт программы Ямало-Ненецкого автономного округа
Наименование Программы Ямало-Ненецкого автономного округа | "Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Ямало-Ненецкий автономный округ" (далее - Программа) |
Дата согласования проекта Программы | 30 июля 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2020 года N 1985-р) |
Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган, автономный округ) | департамент внешних связей Ямало-Ненецкого автономного округа |
Цель Программы | 1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 (далее - Государственная программа по переселению соотечественников). 2. Обеспечение социально-экономического развития автономного округа путем стимулирования и организации процесса добровольного переселения соотечественников на постоянное место жительства в автономный округ |
Задачи Программы | 1. Создание организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в автономный округ. 2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов путем привлечения квалифицированных специалистов из числа соотечественников в сферы экономики автономного округа, содействие развитию малого и среднего предпринимательства |
Исполнители основных мероприятий Программы | департамент внешних связей автономного округа при участии администраций муниципальных округов, муниципальных районов и городских округов в автономном округе |
Этапы и сроки реализации Программы | 2014 - 2024 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | объемы финансирования Программы, утвержденные законом об окружном бюджете, составляют 23927,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 2326,30 тыс. рублей), в том числе по годам: 2014 год - 2564,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 168,00 тыс. рублей); 2015 год - 3283,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 455,00 тыс. рублей); 2016 год - 2216,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 467,00 тыс. рублей); 2017 год - 2032,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 185,00 тыс. рублей); 2018 год - 2248,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 233,00 тыс. рублей); 2019 год - 1321,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 125,30 тыс. рублей); 2020 год - 2216,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 140,00 тыс. рублей); 2021 год - 2129,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 157,00 тыс. рублей); 2022 год - 1850,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 120,00 тыс. рублей); 2023 год - 1972,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 132,00 тыс. рублей); 2024 год - 2096,00 тыс. рублей (в том числе средства федерального бюджета - 144,00 тыс. рублей). На реализацию мероприятий Государственной программы по переселению соотечественников возможно привлечение средств федерального бюджета в виде субсидий бюджету автономного округа на оказание дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участникам Государственной программы по переселению соотечественников и членам их семей, предоставленных на основании соглашения между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Правительством автономного округа |
Основные показатели эффективности Программы | 1. Численность участников Государственной программы по переселению соотечественников и членов их семей, прибывших в автономный округ и поставленных на учет в Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по автономному округу (далее - УМВД России по ЯНАО). 2. Количество проведенных мероприятий организационного, социально-экономического и информационного характера, направленных на создание условий, способствующих добровольному переселению в автономный округ соотечественников. 3. Доля соотечественников, получивших положительное решение при рассмотрении заявлений. 4. Доля расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы по переселению соотечественников и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий. 5. Численность соотечественников из числа переселившихся в автономный округ, имеющих профессиональное образование. 6. Доля участников Государственной программы по переселению соотечественников и трудоспособных членов семьи, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация Программы позволит обеспечить: 1. Улучшение демографической ситуации за счет привлечения соотечественников на постоянное место жительства на территорию автономного округа: 1.1. численность участников Государственной программы по переселению соотечественников и членов их семей, прибывших в автономный округ и поставленных на учет в УМВД России по ЯНАО - 1800 соотечественников, в том числе 720 участников Государственной программы по переселению соотечественников, 1080 членов их семей, в том числе по годам: 2014 год - 90 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 138 членов их семей; 2015 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей; 2016 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей; 2017 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей; 2018 год - 60 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 93 члена их семей; 2019 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей; 2020 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей; 2021 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей; 2022 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей; 2023 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей; 2024 год - 65 участников Государственной программы по переселению соотечественников и 95 членов их семей; 1.2. доля соотечественников, получивших положительное решение на въезд в автономный округ при согласовании заявлений, - 85%. 1.3. количество проведенных мероприятий организационного, социально-экономического и информационного характера, направленных на создание условий, способствующих добровольному переселению в автономный округ соотечественников, - 24 шт. 2. Сокращение дефицита трудовых ресурсов в автономном округе: 2.1. численность соотечественников из числа переселившихся в автономный округ, имеющих профессиональное образование, - 640 человек; 2.2. доля участников Государственной программы по переселению соотечественников и трудоспособных членов семьи, занятых трудовой, предпринимательской, образовательной и иной не запрещенной законодательством Российской Федерации деятельностью, - 95%. 3. Повышение уровня удовлетворенности соотечественников условиями, создаваемыми для их приема и адаптации в автономном округе: 3.1. доля расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением мер дополнительной поддержки участникам Государственной программы по переселению соотечественников и членам их семей, в том числе оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов окружного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий - 92% |
II. Общая характеристика сферы реализации Программы
Автономный округ занимает 769,3 тыс. км2 и по площади относится к числу крупнейших субъектов Российской Федерации.
Его территория расположена в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.
По многим макроэкономическим показателям автономный округ занимает ведущие места среди субъектов Российской Федерации и Уральского федерального округа.
Основой экономики автономного округа выступает промышленное производство, представленное добычей углеводородного сырья.
О стабильной ситуации экономики региона свидетельствует высокий уровень инвестиций в основной капитал. В 2020 году автономный округ занял 2-е место в России по объему инвестиций (5,3% от общего объема по России). За 9 месяцев 2021 года объем капиталовложений составил 801,5 млрд рублей (102,5% к январю - сентябрю 2020 года).
Сегодня в регионе крупнейшими нефтегазодобывающими компаниями реализуются такие проекты, как:
- "Арктик СПГ-2": строительство завода по сжижению природного газа на ресурсной базе Салмановского месторождения, сопоставимого по мощностям с проектом "Ямал СПГ";
- "Обский ГХК": создание необходимой инфраструктуры для производства аммиака и метанола.
Также ведется обустройство нефтегазоконденсатных месторождений (крупнейшие из них: Северо-Комсомольское, Харасавейское, Харбейское, месторождения Большехетской впадины).
По состоянию на декабрь 2021 года автономный округ имеет следующие кредитные рейтинги, присвоенные российскими и международными рейтинговыми агентствами:
- Standard&Poor's на уровне BBВ-, прогноз "Стабильный";
- FitchRatings на уровне BBB, прогноз "Стабильный";
- RAEX (Эксперт РА) на уровне ru AAA, прогноз "Стабильный";
- АКРА (АО) на уровне ААА(RU), прогноз "Стабильный".
Рейтинги находятся на максимально возможном уровне для регионов Российской Федерации и по-прежнему сдерживаются суверенным рейтингом.
Кредитные рейтинги отражают высокий уровень бюджетной обеспеченности, высокие показатели устойчивости и ликвидности бюджета, что будет способствовать сохранению сбалансированности бюджета, а также поддержанию долговой нагрузки на приемлемом уровне, соответствующем текущим рейтингам.
Ямал является лидером среди регионов УрФО (среди регионов России - 2-е место) по объему промышленного производства на душу населения (в январе - октябре 2021 года - 6 158 000 (шесть миллионов сто пятьдесят восемь тысяч) рублей).
На протяжении многих лет автономный округ находится в тройке лидеров по объему строительных работ на душу населения среди субъектов России. В январе - октябре 2021 года с объемом в 872 000 (восемьсот семьдесят две тысячи) рублей на душу населения автономный округ занимает 1-е место среди регионов России.
В автономном округе отмечается достаточно высокий, по сравнению с другими регионами, средний уровень заработной платы.
В 2020 году размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в автономном округе составил 111 215 (сто одиннадцать тысяч двести пятнадцать) рублей. При этом выявляется высокая отраслевая дифференциация: наиболее высокий уровень заработной платы отмечается в сфере добычи полезных ископаемых (158 917 (сто пятьдесят восемь тысяч девятьсот семнадцать) рублей), наиболее низкий - в сфере сельского, лесного хозяйства, рыболовства и рыбоводства (42 555 (сорок две тысячи пятьсот пятьдесят пять) рублей).
Величина прожиточного уровня на душу населения в 2021 году в целом по автономному округу составила 17 029 (семнадцать тысяч двадцать девять) рублей.
Большую часть расходов в структуре прожиточного минимума составляют расходы на продовольственные товары - 44%, на услуги приходится 26%, на непродовольственные товары - 22%, на обязательные платежи и сборы - 8% прожиточного минимума.
Стратегические планы развития автономного округа повышают требования к качеству рабочей силы, увеличивают спрос на квалифицированные кадры, оптимизируют их возрастную и профессиональную структуры.
Изменения на рынке труда в условиях распространения новой коронавирусной инфекции коснулись большинства стран мировой экономики, в том числе и России, в то же время ситуацию на рынке труда автономного округа можно назвать стабильной.
На протяжении многих лет автономный округ находится в числе лидеров по основным показателям, характеризующим рынок труда.
По итогам обследования рабочей силы, проведенного в октябре 2021 года, численность рабочей силы в среднем в августе - октябре 2021 года составила 324 тыс. человек (59,2%) от общей численности региона, из них 318,1 тыс. человек были заняты в экономике и 5,9 тыс. человек не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные).
Уровень участия в рабочей силе (76,8%) и уровень занятости населения (75,4%) сохраняют высокие позиции и опережают значение показателей по Российской Федерации (62,6% и 59,8% соответственно).
Уровень общей безработицы (1,8%) в автономном округе значительно ниже показателя по Российской Федерации (4,4%).
По данным Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2021 года численность населения округа составила 547,0 тыс. человек. Плотность населения - 0,7 человека на квадратный километр, удельный вес городского населения - 83,9%.
Начиная с 90-х годов прошлого века автономный округ входит в немногочисленную группу регионов России с постоянным положительным естественным приростом населения на уровне более 3,8 тыс. человек в год. В 2020 году этот показатель на 1 000 населения составил 6,9 человек (5-е место по России и 1-е место по УрФО). В январе - октябре 2021 года этот показатель на 1 000 населения составил 6,4 человек (5-е место по РФ и 1-е место по УрФО).
Ежегодно в автономном округе появляется более 6,8 тыс. новорожденных. В январе - октябре 2021 года на каждую 1 000 жителей региона родилось 12,5 детей, что выше общероссийского показателя (9,6 детей на 1 000 жителей). По уровню рождаемости автономный округ занимает 8-е место по стране и 1-е место по УрФО.
В субъекте отмечаются достаточно низкие показатели смертности населения: 6,1 человек на 1 000 населения в январе - октябре 2021 года. Это третье место по стране.
Автономный округ - один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. В автономном округе проживают представители 112 народностей и национальностей. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года доля аборигенного населения в общей численности населения автономного округа составила 8% (41,2 тыс. человек), кочевой образ жизни ведут более 13 тыс. человек (что составляет 32% от всего аборигенного населения). Согласно переписи национальный состав населения автономного округа представлен следующим образом: русские - 61,7%; украинцы - 9,7%; ненцы - 5,9%; татары - 5,6%; ханты - 1,9%.
В то же время в автономном округе происходят достаточно интенсивные миграционные процессы. Общая миграция по итогам девяти месяцев 2021 года имеет положительное значение (1 697 человек), при этом миграция в пределах Российской Федерации имеет отрицательное сальдо (- 464 человека), международная миграция - положительное (2 161 человек).
Таблица 1
Оценка готовности автономного округа к приему участников Государственной программы по переселению соотечественников и членов их семей в период с 2019 по 2024 годы
N п/п | Наименование показателя | Год | Единица измерения | Значение показателя по автономному округу на последнюю отчетную дату (за последний отчетный период) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Общая численность населения на 01 января | 2018 | тыс. чел. | 538,5 |
2019 | 541,5 | |||
2020 | 544,4 | |||
2. | Естественный(ая) прирост (убыль) населения | 2018 | тыс. чел. | 4,7 |
2019 | 4,3 | |||
2020 | 3,7 | |||
3. | Миграционный(ая) прирост (убыль) населения | 2018 | тыс. чел. | -1,7 |
2019 | -1,3 | |||
2020 | -1,1 | |||
4. | Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения | 2018 | % | 58,5 |
2019 | 58,3 | |||
2020 | 56,8 | |||
5. | Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения | 2018 | % | 97,9 |
2019 | 98,1 | |||
2020 | 97,6 | |||
6. | Общая численность безработных (по методологии Международной организации труда) | 2018 | чел. | 5500 |
2019 | 5493 | |||
2020 | 12229 | |||
7. | Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) | 2018 | % | 2,0 |
2019 | 1,8 | |||
2020 | 2,6 | |||
8. | Численность граждан, признанных безработными государственными учреждениями службы занятости населения | 2018 | чел. | 1805 |
2019 | 1795 | |||
2020 | 6482 | |||
9. | Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения | 2018 | % | 0,58 |
2019 | 0,57 | |||
2020 | 2,05 | |||
10. | Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) | 2018 | чел. | 0,22 |
2019 | 0,22 | |||
2020 | 0,61 | |||
11. | Численность привлеченных иностранных работников | 2018 | чел. | 21401 |
2019 | 19489 | |||
2020 | 10541 | |||
12 | Прожиточный минимум (в среднем на душу населения) | 2018 | руб. | 15905 |
2019 | 16318 | |||
2020 | 16541 | |||
13. | Количество жилья в среднем на 1 жителя | 2018 | кв. м | 20,5 |
2019 | 20,5 | |||
2020 | 20,7 | |||
14. | Количество постоянного жилья для приема переселенцев | 2018 | кв. м | 0 |
2019 | 0 | |||
2020 | 0 | |||
15. | Количество временного жилья для приема переселенцев | 2018 | кв. м | 0 |
2019 | 0 | |||
2020 | 0 | |||
16. | Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста | 2018 | мест | 741 |
2019 | 782 | |||
2020 | 814 |