ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2019 года N 552-пр


О внесении изменений в государственную программу Хабаровского края "Формирование современной городской среды", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. N 356-пр



В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", национального проекта "Жилье и городская среда", федерального проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3, регионального проекта "Формирование комфортной городской среды", утвержденного Губернатором Хабаровского края 12 декабря 2018 г., Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", постановления Правительства Хабаровского края от 07 мая 2019 г. N 181-пр "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Хабаровского края" Правительство края постановляет:


Внести в государственную программу Хабаровского края "Формирование современной городской среды", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 31 августа 2017 г. N 356-пр, следующие изменения:


1) паспорт изложить в новой редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;


2) приложения N 1, 5, 10, 11 изложить в новой редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;


3) дополнить приложениями N 12 - 14 согласно приложению N 3 к настоящему постановлению.



Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И.Фургал



Приложение N 1
к постановлению
Правительства Хабаровского края
от 17 декабря 2019 г. N 552-пр



"УТВЕРЖДЕНА
Постановлением
Правительства Хабаровского края
от 31 августа 2017 г. N 356-пр



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ"



ПАСПОРТ
 государственной программы Хабаровского края "Формирование современной городской среды"

Наименование государственной программы

-

государственная программа "Формирование современной городской среды" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

Соисполнители, участники государственной программы

-

органы местного самоуправления муниципальных образований края (по согласованию);

граждане, организации (по согласованию)

Цели государственной программы

-

создание условий для кардинального повышения комфортности городской среды Хабаровского края (далее также - край), повышение индекса качества городской среды, сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза;

создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды в крае, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды

Задачи государственной программы

-

благоустройство общественных территорий, включенных в муниципальные программы формирования современной городской среды в муниципальных образованиях края;

вовлечение граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях края, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, в решение вопросов развития городской среды;

разработка и реализация перечня мероприятий по цифровизации городского хозяйства края;

повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований

Основные мероприятия государственной программы

-

поддержка муниципальных программ формирования современной городской среды;

поддержка обустройства мест массового отдыха населения (городских парков);

реализация регионального проекта "Формирование комфортной городской среды"

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

-

среднее значение индекса качества городской среды по Хабаровскому краю;

количество реализованных проектов благоустройства общественных территорий, представленных в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для включения в Федеральный реестр лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству;

количество реализованных проектов по благоустройству дворовых территорий (при предоставлении субсидии на поддержку мероприятий по благоустройству дворовых территорий);

количество реализованных проектов благоустройства мест массового отдыха населения (городских парков);

количество городов с благоприятной средой;

доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды в крае, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях в края, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды;

количество обустроенных общественных пространств в Хабаровском крае, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

2018 - 2024 годы

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края

-

общий объем финансирования государственной программы в период 2018 - 2024 год <1> - 948,488 млн. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 366,525 млн. рублей,

2019 год - 463,777 млн. рублей,

2020 год - 59,692 млн. рублей,

2021 год - 58,494 млн. рублей,

2022 год - 0,00 млн. рублей,

2023 год - 0,00 млн. рублей,

2024 год - 0,00 млн. рублей

из них:

средства краевого бюджета - 902,679 млн. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 324,768 млн. рублей,

2019 год - 459,725 млн. рублей,

2020 год - 59,692 млн. рублей,

2021 год - 58,494 млн. рублей,

2022 год - 0,00 млн. рублей,

2023 год - 0,00 млн. рублей,

2024 год - 0,00 млн. рублей

в том числе средства краевого бюджета, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, - 642,718 млн. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 249,651 млн. рублей,

2019 год - 393,067 млн. рублей,

2020 год - 0,00 млн. рублей,

2021 год - 0,00 млн. рублей,

2022 год - 0,00 млн. рублей,

2023 год - 0,00 млн. рублей,

2024 год - 0,00 млн. рублей

средства бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 45,809 млн. рублей, в том числе по годам:

2018 год - 41,757 млн. рублей,

2019 год - 4,052 млн. рублей,

2020 год - 0,00 млн. рублей,

2021 год - 0,00 млн. рублей,

2022 год - 0,00 млн. рублей,

2023 год - 0,00 млн. рублей,

2024 год - 0,00 млн. рублей

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета по годам реализации представлено в приложении N 3 к настоящей государственной программе.

Прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований края на реализацию мероприятий государственной программы представлена в приложении N 4 к настоящей государственной программе.

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

среднее значение индекса качества городской среды по Хабаровскому краю составит N + 30 процентов к 2025 году;

количество реализованных проектов благоустройства общественных территорий, представленных в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на конкурс лучших реализованных практик (проектов) по благоустройству, составит не менее 40 проектов;

количество реализованных проектов по благоустройству дворовых территорий составит не менее 608 единиц;

количество реализованных проектов благоустройства мест массового отдыха населения (городских парков) составит не менее 14 единиц;

количество городов с благоприятной городской средой в крае составит 4 единицы;

доля граждан, принявших участие в решении вопросов развития городской среды в крае, от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях края, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды, составит не менее 30 процентов;

количество обустроенных общественных пространств в Хабаровском крае, включенных в государственные (муниципальные) программы формирования современной городской среды, составит не менее 660 единиц.


________________


<1> потребность в средствах на реализацию мероприятий на 2020 - 2024 год будет определяться по мере актуализации муниципальных программ по формированию современной городской среды



1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы


Основным стратегическим направлением края является обеспечение устойчивого развития населенных пунктов, которое предполагает развитие городской (поселковой, сельской) среды путем создания современных и эстетичных территорий с развитой инфраструктурой, в том числе обеспечение безопасного пребывания жителей на общественных территориях в муниципальных образованиях края, формирование качественной среды для вовлечения населения в активный образ жизни, создание центров "притяжения" для жителей городов и поселений, вовлечение граждан в решение вопросов по благоустройству городской среды, воспитание у них ответственного отношения к окружающему миру.


Создание комфортной городской среды для человека является одним из основных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития.


Сегодня гражданам важно, как обеспечено освещение улиц, обустроены тротуары, скверы, парки, набережные, центральные улицы, дворовые территории и многое другое.


Городская (поселковая, сельская) среда обитания (проживания) - совокупность конкретных основополагающих условий, созданных человеком и природой в границах населенного пункта, которые оказывают влияние на уровень и качество жизнедеятельности человека. Городская среда обитания формирует отношение человека к городу и системе управления.


Общественные и дворовые территории - неотъемлемая составляющая городской структуры. Это территория, в которой человек проводит значительную часть жизни. В процессе становления и преобразования населенных пунктов, научного и технического развития появляются новые потребности, вследствие чего территории должны претерпевать изменения, чтобы соответствовать возникающим запросам. Современное пространство, как общественное, так и дворовое, можно охарактеризовать как отображение изменяющейся социальной активности современного человека.


В настоящее время благоустройство дворовых и общественных территорий муниципальных образований края не соответствует современным требованиям. По состоянию на 01 января 2017 г. более 60 процентов общественных территорий муниципальных образований края не благоустроены. Около 60 процентов дворовых территорий не обеспечены минимальным перечнем элементов благоустройства в совокупности (отсутствуют освещение, скамейки, урны, асфальтированные дворовые проезды).


Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных образований края обладают неполной информацией о состоянии дворовых и общественных территорий муниципальных образований края по причине отсутствия инвентаризации этих территорий.


Успешная реализация в крае мероприятий государственной программы позволит повысить уровень благоустройства дворовых территорий, общественных территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, пешеходных аллей, скверов, парков), улучшить в целом облик населенных пунктов, а также повысить ответственность жителей края к благоустраиваемым территориям не только за счет участия самих жителей в благоустройстве территорий, но и за счет того, что в населенных пунктах будут создаваться центры "притяжения" жителей, где они смогут реализовывать свои творческие и (или) предпринимательские идеи.


Перечень основных мероприятий и мероприятий государственной программы, а также обобщенная характеристика последствий их нереализации представлены в приложении N 2 к настоящей государственной программе.



2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере благоустройства городской среды. Цели и задачи государственной программы


Государственная политика Хабаровского края в сфере благоустройства городской среды увязана с приоритетами и целями государственной политики в жилищной и жилищно-коммунальной сферах, определенными Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.


Основные цели государственной программы:


- создание условий для кардинального повышения комфортности городской среды в муниципальных образованиях края, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза;


- создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды в Хабаровском крае, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.


Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:


- благоустройство не менее 660 общественных пространств, включенных в муниципальные программы формирования современной городской среды в муниципальных образованиях края в период с 2018 по 2024 год включительно;


- вовлечение не менее 30 процентов граждан от общего количества граждан в возрасте от 14 лет, проживающих в муниципальных образованиях края, на территории которых реализуются проекты по созданию комфортной городской среды (на основании данных муниципальных образований), в решение вопросов развития городской среды к 31 декабря 2024 года с применением целевой модели вовлечения граждан в принятие решений по вопросам развития городской среды;


- разработка и реализация перечня мероприятий по цифровизации городского хозяйства края в рамках регионального проекта "Умный город";


- повышение уровня благоустройства дворовых территорий муниципальных образований.



3. Прогноз ожидаемых результатов реализации государственной программы


Реализация государственной программы позволит повысить качество и комфорт городской (поселковой, сельской) среды для жителей края.


Планируемый эффект реализации государственной программы - качественное изменение территорий муниципальных образований края, в том числе с применением современных материалов, оборудования и цифровых технологий, демонстрация жителям края возможности практической реализации мероприятий по благоустройству дворовых и общественных территорий и их результатов, создание основы для дальнейшего стимулирования активности граждан в реализации мероприятий по благоустройству.


Основными ожидаемыми результатами реализации государственной программы, отражающими социальные и экономические выгоды края, должны стать:


- реализованные проекты благоустройства общественных пространств в количестве не менее 660 территорий;


- реализованные проекты благоустройства мест массового отдыха населения (городских парков) в количестве не менее 14 территорий;


- представленные в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации практики (проекты) на конкурс лучших проектов по благоустройству общественных территорий в количестве не менее 40 проектов.



4. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками в целях минимизации их влияния на достижение целей государственной программы

N п/п

Наименование риска/возможности

Мероприятия по предупреждению риска/реализации возможности

1

2

3

Ключевые риски

1.

Отсутствие средств федерального, местных бюджетов для софинансирования проектов по благоустройству в крае

проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан, организаций и бизнеса в софинансировании проектов по благоустройству

2.

Отсутствие заявок от муниципальных образований края, непредставление проектов по благоустройству в министерство жилищно-коммунального хозяйства края для дальнейшего направления на конкурс лучших практик в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации

активная работа и вовлечение должностных лиц (руководителей органов местного самоуправления) муниципальных образований края, граждан и организаций, которые могут стать инициаторами проектов по благоустройству

проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации в целях стимулирования активности граждан и бизнеса в инициации проектов по благоустройству

3.

Реализация в неполном объеме муниципальных программ по формированию современной городской среды

формирование четкого графика реализации конкретных мероприятий в рамках муниципальных программ по формированию современной городской среды с указанием сроков исполнения мероприятий и ответственных должностных лиц за реализацию мероприятий

Возможности

1.

Запрос представителей бизнеса на участие в проектах по благоустройству в качестве соисполнителей и (или) соинвесторов, имея в виду, что создание отдельных объектов благоустройства на определенных территориях (например, обустройство заброшенного парка) привлечет граждан как потенциальных потребителей услуг, предлагаемых бизнесом

определение условия участия инвестора в реализации проектов по благоустройству

2.

Запрос граждан на участие в проектах по благоустройству в качестве соисполнителей и соинвесторов, имея в виду, что создание отдельных объектов благоустройства (например, обустройство дворовой территории) обеспечит повышение комфорта и повысит уровень ответственности таких граждан за сохранность приведенных в порядок объектов

определение условия участия граждан в реализации проектов по благоустройству;

создание алгоритмов участия граждан в формировании и реализации проектов по благоустройству, в том числе создание системы "обратной связи" с гражданами

3.

Запрос представителей общественных организаций (объединений), в том числе представляющих интересы определенных групп граждан (например, общество защиты инвалидов, молодежные объединения), на участие в проектах по благоустройству в качестве соисполнителей и соинвесторов, имея в виду, что создание отдельных объектов благоустройства (например, обустройство объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения) обеспечит повышение комфорта и будет отвечать интересам указанных организаций

определение условия участия общественных организаций (объединений) в реализации проектов по благоустройству;

создание алгоритмов участия общественных организаций (объединений) в формировании и реализации проектов по благоустройству, в том числе создание системы "обратной связи" с общественными организациями (объединениями)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»