Недействующий

Об утверждении ведомственной целевой программы "Молодежь Архангельска"



I. Характеристика текущего состояния сферы реализации ведомственной программы


В 2020 году были приняты новые стандарты работы в сфере государственной молодежной политики. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим взаимоотношения в данной сфере, стал новый Федеральный закон от 30 декабря 2020 года N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации". Также на уровне региона была принята государственная программа Архангельской области "Молодежь Поморья", утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 9 октября 2020 года N 659-пп.


Проблема развития молодежной инфраструктуры отмечается как не только молодежью, но и экспертами. Качественная и комфортная, современная инфраструктура для молодежи - это не только профилактика асоциальных явлений в молодежной среде, но и серьезный элемент воспитания, формирования конструктивных досуговых практик, создание условий для всестороннего развития молодого человека. Кроме этого, отсутствие современной молодежной инфраструктуры и возможностей является одним из факторов миграции молодежи.


Однако количественные показатели развития инфраструктуры не всегда сочетаются с потребностями в конкретных мерах, формах, содержательном наполнении различных групп и категорий. На части территории Архангельской области учреждения по работе с молодежью отсутствуют и их услуги недоступны для молодежи.


Исследования установили, что актуальными для молодежи являются как традиционные форматы типа кафе, клубов, так и современные, открытые и закрытые общественные пространства, позволяющие проводить время, слушать музыку, играть в настольные, интеллектуальные игры. Кроме этого, молодежь демонстрирует высокую заинтересованность в активном участии при проектировании и реализации такой инфраструктуры.


Современная инфраструктура должна отвечать следующим требованиям: интересный дизайн, технологии, доступ к различным сервисам, комфорт, отсутствие ограничений и возможность общения с большим количеством людей без каких-либо ограничений по времени. При организации работы в данном приоритете предполагается придерживаться концепции "третьего места", в соответствии с которой у молодых людей должно быть три места, которые они постоянно посещают: первые два - это дом и учеба (работа), а третье - это то место, где им хочется проводить свободное время. При этом третье место может появиться только при условии совместного проектирования таких пространств органами государственной власти и органами местного самоуправления с лидерами общественного мнения в молодежной среде и привлечения лиц, объединений и организаций, заинтересованных в развитии территории.


На данный момент функции учреждения по работе с молодежью выполняет муниципальное учреждение культуры городского округа "Город Архангельск" "Молодежный культурный центр "Луч" (далее - МУК МКЦ "Луч"). Однако, данное учреждение не соответствует концепции "третьего места", поскольку на данный момент на него возложены полномочия по обеспечению населения территориального округа Майская горка услугам культурно-досугового типа в рамках выполнения показателей национального проекта "Культура". В связи с этим необходимо создание на территории городского округа "Город Архангельск" отдельного муниципального учреждения по работе с молодежью.


За последние годы в городе Архангельске происходит смещение направления социальной активности молодых людей в сторону молодежного самоуправления. Для усиления органов молодежного самоуправления, снижения ротации кадров и повышения реализуемых инициатив в ведомственной программе предусмотрено проведение обучающих мероприятий. В целях развития института молодежного самоуправления предусмотрена поддержка деятельности Молодежного совета Архангельска, мероприятия по развитию молодежного самоуправления в территориальных округах, а также в организациях всех форм собственности. В целях вовлечения молодежи в социально-активную практику предусмотрена поддержка проведения молодежных форумов.


Одной из выявленных проблем при реализации патриотического воспитания является низкий уровень внедрения инновационных подходов, что снижает интерес молодежи к мероприятиям патриотической направленности. Как показывают исследования, повысить интерес и привлечь молодежь к гражданско-патриотическим мероприятиям может внедрение информационных технологий в гражданско-патриотическое воспитание, например применение игротехник, использование дополненной и виртуальной реальности. Другой проблемой, которую выявили последние социологические исследования, граждане называют преобладание мероприятий военно-патриотического характера над гражданско-патриотическими, что делает процесс патриотического воспитания несбалансированным, не позволяет охватить и заинтересовать все слои молодежи. В целях повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре Российской Федерации в целом и Архангельска в частности, в ведомственную программу включены мероприятия, направленные на развитие гражданской активности детей и молодежи, комплекс мероприятий и проектов, позиционирующих Архангельск.


Условий для раскрытия талантов и способностей каждого молодого человека. Поддержка талантливой молодежи занимает второе место среди наиболее востребованных мер государственной поддержки у молодежи города Архангельска по результатам количественного опроса. Качественные исследования среди молодежи и экспертов указывают на необходимость расширения перечня мероприятий, включающих в себя понятие "талант". Традиционно сложилось понимание работы с талантливой молодежью в системе основного и дополнительного образования по таким направлениям как музыка, танцы, изобразительное искусство, спорт, наука. Необходимо отталкиваться не от поиска талантов в какой-либо сфере, а от поиска талантов в каждом молодом человеке. В связи с этим в ведомственной программе будут реализованы мероприятия по поддержке молодежных движений, адресная поддержка талантливой молодежи и организация доступного неформального образования для молодежи.


Решение проблем трудоустройства молодежи требует системного участия в виде комплекса мер, направленных на выстраивание образовательных и трудовых стратегий молодежи с привязкой к предложениям рынка труда. В этом направлении обязательным является расширение сети партнеров государства из числа крупного и среднего предпринимательства, а также образовательных организаций. В ведомственной программе предусмотрены мероприятия по профессиональной ориентации молодежи. Данные мероприятия будут влиять и на улучшения ситуации в части профилактики негативных явлений в молодежной среде, поскольку если молодой человек понимает чем он может заняться, а также ощущать на себе меры поддержки, то это в значительной степени снижает желание молодого человека совершать противоправные деяния.


Реализация ведомственной программы будет способствовать достижению цели муниципальной программы "Развитие социальной сферы городского округа "Город Архангельск" - повышение эффективности сфер образования, культуры и молодежной политики, физической культуры и спорта, социальной политики.


Сведения о целевых индикаторах и их значениях приведены в приложении N 1 к настоящей ведомственной программе.