В соответствии со статьей 48 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области постановляет:
1. Внести в Постановление правительства Тульской области от 24.10.2013 N 575 "Об утверждении государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" следующие изменения и дополнения:
1) в пункте 1 Постановления текст "(приложение)" заменить текстом "(приложение N 1)";
2) дополнить Постановление пунктом 2 следующего содержания:
"2. Утвердить состав управляющего совета государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" по должностям (приложение N 2).", соответственно изменив нумерацию пункта;
3) приложение к Постановлению изложить в новой редакции (приложение N 1);
4) дополнить Постановление приложением N 2 (приложение N 2).
2. Постановление вступает в силу со дня официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.
Приложение N 1
к Постановлению правительства
Тульской области
от 24.10.2013 N 575
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ, В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ"
Тульская область среди субъектов Центрального федерального округа занимает пятое место по численности населения, которая на начало 2021 года составляла 1449,1 тыс. человек.
Для Тульской области в большей степени, чем для Российской Федерации (далее - РФ) и Центрального федерального округа (далее - ЦФО) характерен такой демографический показатель, как демографическое старение населения.
Средний возраст населения в регионе на начало 2021 года составлял 43,7 года, это один из самых высоких показателей среди субъектов РФ, выше он только в Тамбовской области - 43,8 года, (РФ - 40,4 года, ЦФО - 42,2 года). Изменения возрастной структуры населения Тульской области проявляются в сокращении доли населения трудоспособного возраста и повышении доли пожилых.
Доля населения в возрасте 16-54 года у женщин и 16-59 лет у мужчин на начало 2021 года составляла в Тульской области 53,5% (РФ - 54,7%; ЦФО - 54,6%).
Доля населения моложе трудоспособного возраста (0-15 лет) в Тульской области после некоторого повышения в предшествующие годы составляет 15,0% (РФ - 18,7%; ЦФО - 16,6%). Это одно из самых низких значений в РФ наряду с Республикой Мордовией.
Показатель доли женщин 55 лет и старше и мужчин 60 лет и старше, наоборот, - один из самых высоких в стране (на начало 2021 года (31,5%), выше он только в Тамбовской области (32,3%)).
Численность лиц старше трудоспособного возраста в 2,0 раза превышает число детей до 16 лет (в ЦФО - в 1,7 раза, в РФ - в 1,3 раза).
На начало 2021 года 19,8% жителей области, то есть каждый пятый, находился в возрасте 65 лет и старше (РФ - 15,8%; ЦФО - 17,6%).
По прогнозу Федеральной службы государственной статистики (Росстат) доля детей в возрасте до 16 лет в общей численности населения региона с 2022 года до 2024 года снизится с 14,8% до 14,6%. В дальнейшем доля детей будет сокращаться более быстрыми темпами и к началу 2026 года составит 14,3%.
Удельный вес трудоспособного населения, предположительно, будет увеличиваться, и с конца 20-х годов его доля будет составлять, по прогнозу, 60-61%. Удельный вес населения в возрасте старше трудоспособного предположительно будет находиться в пределах 27-28%.
Сложившаяся половозрастная структура населения определяет характер динамики численности населения и его тенденции в перспективе.
Определяющий фактор отрицательной динамики численности населения в Тульской области носит долговременный характер. За 2020 год численность населения за счет естественной убыли сократилась на 16,6 тыс. человек. Величина ежегодной естественной убыли в значительной степени определяется уровнем смертности.
Показатель смертности в 2020 году увеличился по сравнению с 2019 годом с 15,9 до 18,7 умерших на 1000 жителей (РФ - 14,6; ЦФО - 15,1). Более высокая величина общего коэффициента смертности в Тульской области по сравнению с общероссийским уровнем связана, главным образом, с половозрастной структурой населения. За счет этого компонента общий коэффициент смертности в Тульской области был в 2020 году выше, чем в целом по России на 19,4%, а за счет более высоких возрастных коэффициентов смертности - на 7,4%.
Общий коэффициент рождаемости по сравнению с 2019 годом снизился на 3,5%. В 2020 году составил 7,4 на 1000 населения (РФ - 9,8; ЦФО - 9,0).
В Тульской области сохраняется низкий суммарный коэффициент рождаемости (число родившихся детей в среднем на 1 женщину в возрасте 15-49 лет). В 2020 году он составил 1,25 против 2,15, необходимых для простого численного замещения поколения родителей их детьми (РФ - 1,5; ЦФО - 1,41).
Средний возраст матерей продолжает расти, в 2020 году он составил 28,6 года (в среднем по РФ - 28,8 года).
В общей численности новорожденных 2020 года повторные рождения (родившиеся по порядку вторыми, третьими и более) составили 62,5% (в 2019 году - 60,1%). При этом рост доли повторных рождений в 2020 году обеспечен увеличением на 8,7% числа родившихся третьими и последующими.
Общее сокращение числа родившихся происходит за счет уменьшения родившихся первыми и вторыми по очередности рождения.
Динамика показателей рождаемости в значительной мере зависит от числа женщин активного репродуктивного возраста (20-34 лет). Доля женщин в возрасте 20-34 лет составляла в Тульской области на начало 2021 года 15,5%.
Согласно прогнозу Росстата, в области ожидается дальнейшее сокращение числа женщин данного возраста.
В условиях изменения возрастной структуры населения региональная демографическая политика направлена на сокращение темпов падения рождаемости, создание условий для повышения качества жизни семей с детьми. Укрепление семьи, социальная профилактика разводов, пропаганда семейных ценностей - эти важнейшие компоненты повышения рождаемости в современных условиях наряду с мерами финансовой поддержки определяют комплекс мер по стимулированию семей к рождению детей.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в Тульской области с 2019 года реализуется региональный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" региональной приоритетной программы "Демография".
Внедрены федеральные и региональные финансовые механизмы поддержки семей, расширены возможности использования средств материнского (семейного) капитала, введены новые выплаты семьям с детьми (ежемесячная денежная выплата при рождении 3-го ребенка и последующих детей до достижения ими возраста 3 лет, ежемесячная выплата в связи с рождением 1-го ребенка, единовременная выплата при рождении 1-го ребенка, а также выплата регионального материнского (семейного) капитала в связи с рождением 3-го ребенка) и иные меры поддержки молодых, студенческих, многодетных семей.
Региональная система мер социальной поддержки семей с детьми включает 55 выплат, из которых 43 установлены региональным законодательством.
В 2021 году в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" более 10 тыс. нуждающимся семьям за счет субвенции из федерального бюджета предоставлены ежемесячные выплаты при рождении (усыновлении) первого ребенка.
Продолжены выплаты на детей, родившихся третьими и последующими, установленные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации".
В целях исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" с 1 января 2020 года введена новая мера поддержки, предоставляемая семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в регионе, - ежемесячная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
С учетом специфики демографической ситуации региона в дополнение к федеральным мерам социальной поддержки семей с детьми с 1 января 2020 года за счет средств бюджета области значительно расширены меры поддержки семей при рождении третьего и последующих детей: увеличен размер регионального материнского капитала до 150 тыс. руб.; многодетным семьям, взамен предоставления земельного участка в собственность бесплатно предоставляется единовременная денежная компенсация в размере 200 тыс. руб. с целевым направлением на улучшение жилищных условий; семьям, в которых с 1 января 2020 года родился третий и последующий ребенок, до достижения им трех лет предоставляется ежемесячная денежная выплата на содержание и воспитание несовершеннолетнего ребенка в многодетной семье в повышенном размере в зависимости от дохода семьи.
Мероприятия, направленные на поддержку воспитательного потенциала семьи и ее социализирующей функции, способствуют укреплению института семьи, повышению статуса института отцовства и материнства.
В области сформирована межведомственная система, направленная на улучшение положения детей. В регионе особое внимание уделяется семейному устройству детей-сирот, профилактике социального сиротства.
В результате продолжается уменьшение численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2022 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3211 человек. Доля детей данной категории в общей численности детского населения Тульской области сократилась до 1,32% (на 1 января 2020 года - 1,44%). В региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоял на учете 401 ребенок.
Важную роль в региональной системе поддержки семей с детьми играют мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей.
Услуги по организации отдыха и оздоровления в Тульской области в 2021 году предоставляли 5 санаторных, 13 загородных оздоровительных учреждений, 374 лагеря с дневным пребыванием, 41 лагерь труда и отдыха, 1 палаточный лагерь. Инфраструктура детского отдыха и оздоровления обеспечивает отдых не только летом, но и в течение всего календарного года, включая весенний и осенний каникулярные периоды.
В Тульской области проводится планомерная работа по развитию материально-технической базы загородных стационарных детских оздоровительных лагерей.
Всеми стационарными загородными оздоровительными учреждениями, входящими в соответствующий реестр, разработаны "дорожные карты" по реализации мероприятий антитеррористической защищенности объектов.
Вместе с тем, в сфере демографического развития региона и поддержки семей, воспитывающих детей, существует ряд вопросов, требующих решения посредством реализации государственной программы Тульской области "Улучшение демографической ситуации и поддержка семей, воспитывающих детей, в Тульской области" (далее - Программа). К ним относятся:
необходимость стабилизации численности населения, в том числе за счет стимулирования семей к рождению детей;
укрепление института семьи, сокращение разводов на основе продвижения семейных ценностей;