ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 2022 года N 135-ПП


Об утверждении Концепции функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года

(с изменениями на 14 апреля 2023 года)

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2023 N 285-ПП)



В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Мурманской области от 10.07.2007 N 871-01-ЗМО "Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года.


2. Постановление Правительства Мурманской области от 24.03.2011 N 128-ПП "О концепции функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий Мурманской области до 2018 года и на перспективу до 2038 года" признать утратившим силу.



Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС



Утверждена
постановлением
Правительства Мурманской области
от 3 марта 2022 г. N 135-ПП



КОНЦЕПЦИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2025 ГОДА И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2035 ГОДА

(в ред. постановления Правительства Мурманской области от 14.04.2023 N 285-ПП)




1. Общие положения


Настоящая Концепция определяет:


- основные цели функционирования и развития сети особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения Мурманской области;


- современное состояние сети ООПТ регионального значения Мурманской области;


- первоочередные задачи функционирования и развития сети ООПТ регионального значения Мурманской области;


- основные контрольные параметры функционирования и развития сети ООПТ регионального значения Мурманской области на 2025 год и на перспективу до 2035 года;


- механизмы реализации и финансовое обеспечение Концепции.


Неотъемлемой частью настоящей Концепции является Схема развития и размещения ООПТ регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года, состоящая из:


- схемы размещения ООПТ регионального значения Мурманской области по состоянию на 01.01.2022 (приложение N 1* к Концепции);

________________

* Приложение N 1 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


- перечня ООПТ Схемы развития ООПТ регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года (приложение N 2 к Концепции), включающего:


1) перечень приоритетных для создания и реорганизации до 2025 года ООПТ и охранных зон ООПТ регионального значения;


2) перечень обоснованно предлагаемых к созданию и реорганизации до 2025 года ООПТ регионального значения;


3) перечень предполагаемых на перспективу до 2035 года ООПТ регионального значения;


4) перечень памятников природы регионального значения, паспорта которых планируется утвердить до 2025 года по результатам оценки эффективности функционирования ООПТ;


- схемы развития ООПТ регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года (приложение N 3* к Концепции)*.

________________

* Приложение N 3 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     



________________


* Номера ООПТ на Схеме развития ООПТ регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года соответствуют номерам ООПТ в приложении N 2 к Концепции.


Для целей настоящей Концепции под реорганизацией ООПТ понимается изменение режима особой охраны ООПТ.


(абзац введен постановлением Правительства Мурманской области от 14.04.2023 N 285-ПП)



2. Основные цели функционирования и развития сети ООПТ регионального значения Мурманской области


В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" ООПТ организуются, охраняются и используются в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения. Законом Мурманской области от 10.07.2007 N 871-01-ЗМО "Об особо охраняемых природных территориях в Мурманской области" эти цели дополнены целью историко-культурного воспитания населения.


Основные цели функционирования и развития сети ООПТ регионального значения Мурманской области определяются на основании:


- требований федерального законодательства по сохранению биоразнообразия и ценных природных объектов, в том числе федеральных законов от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире";


- документов стратегического планирования Российской Федерации, в том числе: Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 N 1225-Р; Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012;


- требований нормативных актов Мурманской области по сохранению биоразнообразия и ценных природных объектов, в том числе постановления Правительства Мурманской области от 04.09.2002 N 325-ПП "О Красной книге Мурманской области";


- необходимости Мурманской области как субъекту Российской Федерации способствовать выполнению международных договоров, конвенций и меморандумов по сохранению биоразнообразия и ценных природных объектов, в том числе Конвенции о биологическом разнообразии и принятых сторонами Конвенции о биологическом разнообразии на ее основе стратегических документов; Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение в качестве местообитаний водоплавающих птиц; Нуукской декларации об окружающей среде и развитии в Арктике;


- социально-экономических интересов Мурманской области по развитию устойчивого природно-познавательного и экологического туризма и его инвестиционной привлекательности, по сохранению значимых для коренного малочисленного народа - саами и их традиционного природопользования природных объектов и условий.


Если возникают задачи по функционированию и развитию сети ООПТ регионального значения Мурманской области, не отраженные в настоящей Концепции и в прилагаемой схеме развития ООПТ регионального значения Мурманской области до 2025 года и на перспективу до 2035 года, то для их решения принимаются меры на основе основных целей функционирования и развития сети ООПТ регионального значения Мурманской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Мурманской области.



3. Современное состояние сети ООПТ регионального значения Мурманской области


Общая площадь ООПТ регионального значения Мурманской области составляет на 01.01.2022 7,72 % от площади региона. Схема размещения ООПТ регионального значения Мурманской области по состоянию на 01.01.2022 приведена в приложении N 1 к Концепции.


Сеть ООПТ регионального значения Мурманской области включает в себя:


- 3 природных парка ("Кораблекк", "Полуострова Рыбачий и Средний", "Териберка");


- 9 государственных природных заказников регионального значения ("Варзугский", "Кайта", "Колвицкий", "Кутса", "Лапландский лес", "Понойский" (биологический (рыбохозяйственный)), "Понойский" (зоологический), "Сейдъявврь", "Симбозерский");


- 50 памятников природы регионального значения.


По своему функциональному составу современная сеть ООПТ Мурманской области может быть охарактеризована следующим образом:


- природные парки сохраняют более половины выявленных территорий, обладающих наряду с высокой природоохранной ценностью высокой туристической привлекательностью, и могут служить основой для устойчивого природно-познавательного и экологического туризма в Мурманской области и его инвестиционной привлекательности в случае дальнейшего развития сети природных парков на исторически сложившихся и высокоперспективных для природно-познавательного туризма территориях;


- комплексные заказники изначально созданы для сохранения участков малонарушенных экосистем, имеют комплексный характер, но частично имеют границы и режим, не обеспечивающие защиту охраняемых экосистем и уникальных объектов природно-познавательного туризма. После соответствующей реорганизации они смогут служить центрами сохранения биоразнообразия и содействовать развитию устойчивого природно-познавательного туризма;


- заказники, создававшиеся преимущественно для сохранения биологических ресурсов, обеспечивают защиту данных биологических ресурсов от прямого уничтожения на своей территории. Роль данных заказников как в сохранении условий воспроизводства биологических ресурсов, так и в сохранении биоразнообразия ограниченна. Для ее повышения необходима реорганизация ООПТ с введением строгого природоохранного режима для участков, имеющих ключевую роль в сохранении устойчивости экосистем данных заказников;


- все памятники природы созданы для сохранения небольших объектов.


В отношении основных целей функционирования и развития современная сеть ООПТ регионального значения Мурманской области может быть охарактеризована следующим образом:


- режимом ООПТ регионального значения охвачены не все расположенные вне ООПТ федерального значения известные участки, являющиеся средой обитания растений, животных и других организмов, относящихся к видам, занесенным в Красные книги Российской Федерации и Мурманской области, соответственно на данных участках не запрещена деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания (статья 60 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");


- не установлен особый правовой режим, в том числе не созданы ООПТ, для сохранения ряда природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (статья 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), а также в состав ООПТ включены не все известные территории с естественными экологическими системами, природными ландшафтами и природными комплексами, не подвергшимися антропогенному воздействию, которые являются приоритетными для сохранения (статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды");


- положения и паспорта об ООПТ регионального значения не в полном объеме приведены в соответствие с оценкой эффективности функционирования ООПТ регионального значения, в результате чего: границы и режимы ряда ООПТ не приведены в соответствие с задачами данных ООПТ (площадь большинства видоохранных памятников природы недостаточна для реального сохранения представленных на них ценных биологических объектов, в предназначенных для сохранения естественных экологических систем заказниках разрешены прокладка коммуникаций и некоторые виды рубок без определения их безопасности для охраняемых объектов); положения об ООПТ не приведены в соответствие с требованиями статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях";


- не все расположенные вне ООПТ исторически сложившиеся и высокоперспективные для природно-познавательного туризма территории включены в природные парки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»