Разработка государственной программы вызвана необходимостью совершенствования системного комплексного подхода к решению проблемы профилактики терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области. В Оренбургской области осуществляется исполнение Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 344, и других нормативных правовых актов, а также Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденного Президентом Российской Федерации 28 декабря 2018 года (далее - Комплексный план), Плана мероприятий по реализации Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденного заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 27 августа 2020 года.
Государственная программа является актуальной, поскольку проявления терроризма и экстремизма приобретают в последнее время новые формы. По информации специальных служб и правоохранительных органов, в Оренбургской области не прекращаются попытки распространения радикальных и политизированных течений ислама сторонниками международных террористических и экстремистских организаций, изымаются огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, выявляются источники информации, распространяющие материалы с признаками пропаганды террористической и экстремистской идеологии.
Государственная программа разработана для обеспечения безопасных проживания и жизнедеятельности населения Оренбургской области. Ее успешная реализация по локализации террористических и экстремистских угроз будет способствовать достижению перспективных целей, сформулированных в стратегии развития Оренбургской области до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Оренбургской области от 20 августа 2010 года N 551-пп (далее - стратегия).
Очевидно, что стратегия не может быть реализована в случае дестабилизации общественно-политической обстановки в Оренбургской области, обусловленной проявлениями терроризма и экстремизма.
Механизм координации деятельности органов власти различного уровня, учреждений и организаций, общественных объединений Оренбургской области по решению задач противодействия терроризму и экстремизму требует постоянного совершенствования, так как существующий порядок в ряде случаев приводит к разобщенности и недостаточной эффективности работы, осуществляемой органами исполнительной власти Оренбургской области в данном направлении.
Терроризм, экстремизм и способы распространения идеологии как социальные явления в современных условиях постоянно меняются. При этом существенно увеличиваются масштабы возможных людских потерь, значительно возрастает уровень материального и морального ущерба для граждан и общества в целом. В связи с тем, что прямые или косвенные деструктивные последствия террористической и экстремистской деятельности затрагивают все основные сферы общественной жизни: политическую, экономическую, социальную, духовную, возникает целый ряд новых требований к организации и содержанию противодействия терроризму и экстремизму на всех уровнях и по всем аспектам этой работы, в том числе в сфере профилактики этих явлений, борьбы с носителями потенциальных угроз, а также в области минимизации последствий их деятельности.
Наиболее существенное влияние на состояние обстановки в Оренбургской области оказывают сохраняющаяся вероятность совершения диверсионно-террористических актов на объектах различных категорий, географическое положение Оренбургской области, деятельность представителей экстремистских и террористических организаций в приграничных районах области и на сопредельных территориях Республики Казахстан, откуда прибывают идеологи радикальных течений ислама.
Анализ складывающейся обстановки, экономического и социального развития Оренбургской области свидетельствует о необходимости дальнейшего проведения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей.
Основной проблемой состояния антитеррористической защищенности мест с массовым пребыванием людей является недостаточная оснащенность объектов современными системами антитеррористической защиты.
Не менее актуальной в Оренбургской области остается проблема противодействия идеологии терроризма и экстремизма.
Несмотря на то, что обстановка по линии противодействия терроризму и экстремизму на территории Оренбургской области на протяжении нескольких лет остается относительно спокойной и контролируемой, фиксируются факты размещения экстремистских материалов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В условиях развития современного общества особого внимания требует профилактика возможных террористических и экстремистских проявлений в молодежной среде. Их предупреждение должно заключаться в выявлении, устранении, нейтрализации, локализации и минимизации воздействия тех факторов, которые либо их порождают, либо им благоприятствуют. Такие профилактические мероприятия должны осуществляться на начальных стадиях развития негативных процессов, когда формируется мотивация противоправного поведения. Противостоять терроризму и экстремизму можно лишь во взаимодействии территориальных органов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области, организаций независимо от форм собственности, а также общественных объединений и граждан с привлечением специалистов различных отраслей знаний, представителей средств массовой информации.
Реализация основных мероприятий государственной программы позволит обеспечить благоприятные условия для устранения предпосылок проявлений терроризма и экстремизма, распространения идеологии терроризма и экстремизма на территории Оренбургской области, разжигания социальной, национальной и религиозной розни, а также гармонизировать этноконфессиональные отношения в Оренбургской области.
Предполагается, что реализация государственной программы будет способствовать: