Действующий

Об утверждении стратегии развития Камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2030 года


Автомобильная отрасль


Рост населения, урбанизация и климатические изменения предопределяют глобальные тренды спроса на грузовые автомобили со стороны развивающихся рынков (до двух третей мирового спроса), ужесточения экологических норм, в том числе по выбросу СО2, использование альтернативных видов топлива.


В рамках ускорения развития технологий и цифровизации в пятерку главных тенденций в автомобильной промышленности до 2030 года входят электромобили, автономные транспортные средства, подключенные автомобили, защищенная цифровая идентификация, аддитивные технологии при проектировании, тестировании и производстве компонентов.


Происходит консолидация отрасли через слияние компаний, кооперация в реализации совместных проектов по развитию новых технологий.


Для потребителей повышается значимость совокупной стоимости владения транспортным средством, которая составляет более трети важности критериев при покупке грузового автомобиля. Наблюдаются изменения бизнес-моделей клиентов: отмечается рост значимости послепродажных сервисов; заключаются сервисные контракты и контракты жизненного цикла; возникают альтернативные системы оплаты грузового автотранспорта (за единицу времени, расстояние, тонну груза), аренда (шеринг).


В Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года <8> проведена оценка фактического состояния отрасли и выделен ряд системных проблем, таких, как низкая доля экспорта автомобильной продукции, слабая динамика развития производителей автокомпонентов и неготовность автопроизводителей к выводу на рынок новых продуктов, соответствующих современным глобальным технологическим трендам развития отрасли.


________________


<8> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р "Об утверждении Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года".


Объем рынка грузовых автомобилей в Российской Федерации в 2012 году составил 127 тыс. штук, в 2020 году - 83,2 тыс. штук. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, объем рынка грузовых автомобилей достигнет 110,6 тыс. автомобилей к 2025 году, что меньше значений 2012 года.


Концентрация производства является критически важным фактором в целевом видении сегмента грузовых автомобилей, который характеризуется недостаточными текущими объемами выпуска на платформу, что не обеспечивает достаточной экономии от масштаба. Анализ данных производителей грузовых автомобилей в Российской Федерации и за рубежом демонстрирует, что безубыточный выпуск, позволяющий инвестировать в развитие собственного продукта, достигается на уровне не менее 65 - 70 тыс. автомобилей на одну платформу в год. Один из возможных вариантов увеличения объемов производства грузовых автомобилей на одну платформу, позволяющих производителям инвестировать в развитие продукта в 2020 и 2025 годах, предполагает достижение следующих объемов: для сборочных производств глобальных производителей в 2020 году и 2025 году - 10 - 15 тыс. штук; для локальных производителей в 2020 году - 55 - 60 тыс. штук; в 2025 году - 65 - 75 тыс. штук.


Конкурентоспособность российского производства по себестоимости постепенно ослабевает по мере укрепления рубля и инфляционного повышения цен внутри страны, однако в целом производство остается дешевле, чем в США и других развитых странах. Учитывая высокую стоимость логистики и наличие значительной конкуренции со стороны дешевых грузовиков из развивающихся стран в массовом сегменте, достижение значительного объема экспорта требует снижения производственных затрат.


Большая часть потенциала по снижению себестоимости производства может быть реализована при условии развития производства автокомпонентов в России, снижения стоимости сырья и повышения эффективности производства как автомобилей, так и автокомпонентов. Развитие производства компонентов происходит благодаря возросшему масштабу производства грузовых автомобилей на платформе. Наличие достаточного масштаба на локальных платформах позволит обеспечить высокий уровень локализации (не менее 70 процентов), который позволит в ближайшие пять - десять лет пользоваться преимуществом относительно низкой стоимости факторов производства.


Уровень локализации грузовых автомобилей зависит от уровня развития инжиниринга в стране. Потенциал локализации для продуктов с глобальным инжинирингом может быть ниже, чем для локально разработанных продуктов. Понижающее воздействие на себестоимость окажет отрасль производства автокомпонентов, развитие которой связано с ростом объема производства грузовых автомобилей, а также с возможной синергией между грузовыми автомобилями и другими сегментами.


Целевое видение сегмента грузовых автомобилей характеризуется наличием ряда платформ-лидеров (среднетоннажной и тяжелой) со значительным объемом сбыта на внутреннем рынке, конкурентоспособных на отдельных экспортных рынках, с возможностью инвестировать в развитие продукта при наличии достаточного масштаба производства, высокой степени локализации и развитой автокомпонентной отрасли.


Приоритетными направлениями инновационного развития автомобилестроения в Российской Федерации являются: