ГУБЕРНАТОР ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2022 года N 12
О внесении изменений в Лесной план Пензенской области, утвержденный постановлением Губернатора Пензенской области от 29.12.2018 N 161 (с последующими изменениями)
В целях приведения нормативного правового акта в соответствие с действующим законодательством, руководствуясь Законом Пензенской области от 10.04.2006 N 1005-ЗПО "О Губернаторе Пензенской области" (с последующими изменениями), постановляю:
1. Внести в Лесной план Пензенской области (далее - Лесной план), утвержденный постановлением Губернатора Пензенской области от 29.12.2018 N 161 "Об утверждении Лесного плана Пензенской области и о признании утратившими силу отдельных постановлений Губернатора Пензенской области" (с последующими изменениями), следующие изменения:
1.1. В главе V. "Организация региональной системы ведения лесного хозяйства, ресурсное и кадровое обеспечение" Лесного плана:
1.1.1. в абзаце третьем раздела 5.1. "Структура органа государственной власти Пензенской области в области лесных отношений" слово "надзор" заменить словами "контроль (надзор)";
1.1.2. абзац пятый раздела 5.1. "Структура органа государственной власти Пензенской области в области лесных отношений" изложить в следующей редакции:
"- государственное управление, функционирование и региональный государственный контроль (надзор) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения;";
1.1.3. раздел 5.5. "Информация об организации осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), о мероприятиях по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности" изложить в следующей редакции:
"5.5. Информация об организации осуществления федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, о мероприятиях по повышению эффективности контрольно-надзорной деятельности
Целью федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны является обеспечение соблюдения лесного законодательства.
Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (в том числе в области пожарной безопасности в лесах), в области семеноводства в отношении семян лесных растений (далее - обязательные требования), за исключением обязательных требований в сфере приемки, перевозки, переработки и хранения древесины и ее прослеживаемости, учета древесины и сделок с ней.
Под лесной охраной понимается деятельность, направленная на определение состояния лесов и влияния на них природных и антропогенных факторов, а также на предотвращение, выявление и пресечение нарушений гражданами, пребывающими в лесах, требований, установленных в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и лесоразведения (далее - требования лесного законодательства).
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесная охрана осуществляется на землях лесного фонда, расположенных на территории Пензенской области, в рамках переданных полномочий Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области (далее - Министерство) и подведомственными ему государственными казенными учреждениями - лесничествами.
К должностным лицам, уполномоченным на осуществление федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны, относятся: в Министерстве - Министр, заместитель Министра - начальник управления лесного хозяйства, заместитель начальника управления лесного хозяйства, начальники, заместители начальников отделов: федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса; воспроизводства, лесоразведения и защиты леса; лесного хозяйства и использования лесов; специалисты отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса; главные специалисты-эксперты отдела лесного хозяйства и использования лесов; в лесничествах - директора, главные лесничие, специалисты лесничеств - инженеры по охране и защите леса, лесничие, помощники лесничих, мастера леса.
Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Лесная охрана осуществляется посредством систематического патрулирования лесов в соответствии с нормативами и в порядке, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Мероприятия по контролю в лесах - патрулирования на территории земель лесного фонда осуществляются по 71 разработанному и утвержденному маршруту патрулирования на 43 патрульных автомобилях повышенной проходимости.
Работа по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства государственными лесными инспекторами Министерства и подведомственных лесничеств также осуществляется при проведении межведомственных оперативно-профилактических мероприятий, таких как "Лесовоз", "Елка", "Выходной".
Согласно приказу Рослесхоза от 22.12.2008 N 402 "Об определении количества лесничеств на территории Пензенской области и установлений их границ" на территории Пензенской области существует 16 лесничеств, которые в свою очередь состоят из 2 - 5 участковых лесничеств каждое. Всего на территории области организовано 58 участковых лесничеств.
Федеральный государственный лесной контроль (надзор) в участковых лесничествах непосредственно осуществляют от 5 до 10 государственных лесных инспекторов (мастера леса, помощники лесничих, участковые лесничие).
Площадь земель лесного фонда на территории Пензенской области составляет 964,964 тыс. га, численность лесных инспекторов Министерства и подведомственных лесничеств на территории Пензенской области составляет 365 единиц.
Таким образом, при контролируемой площади лесного фонда на территории Пензенской области (964,964 тыс. га) нагрузка на одного государственного инспектора, осуществляющего на землях лесного фонда федеральный государственный лесной контроль (надзор) и лесную охрану, составляет 2,64 тыс. га, что выше установленных нормативов патрулирования лесов на территории Пензенской области (2,4 тыс. га), утвержденных приказом Минприроды России от 21.01.2014 N 21 "Об утверждении Нормативов патрулирования лесов должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) (с последующими изменениями)".
Министерством проведена работа по рациональному распределению численности лесных инспекторов по территории Пензенской области. При распределении численности лесных инспекторов в целях организации и осуществления надзора учитывался объем заготовки древесины на территории лесничества, количество лесопользователей на территории лесничества, антропогенные факторы, разбросанность лесных участков по территории лесничества, их удаленность друг от друга, природная пожарная опасность на территории лесничества, а также удаленность лесничеств от областного центра.
Министерство при осуществлении федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны взаимодействует с другими органами исполнительной власти и правоохранительными органами, в том числе путем заключения соответствующих соглашений о взаимодействии.
Ежегодно, в рамках межведомственного взаимодействия проводится работа по разработке и утверждению во всех районах области совместных с сотрудниками полиции маршрутов, графиков и планов патрулирований.
Разработан совместный приказ прокуратуры Пензенской области, Следственного управления Следственного комитета России по Пензенской области, УМВД России по Пензенской области, Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 31.08.2015 N 191/33п/1387/107/2 "Об организации взаимодействия в целях противодействия незаконной заготовке и обороту древесины на территории Пензенской области". Ведется работа по его исполнению.
С целью повышения эффективности деятельности государственных лесных инспекторов по выявлению и пресечению нарушений лесного законодательства на землях лесного фонда на территории области ежегодно увеличивается количество мероприятий по контролю в лесах - патрулирований лесных участков.
В целях профилактики нарушений лесного законодательства Министерством проводится активная разъяснительная работа с использованием средств массовой информации и информационной сети "Интернет". На сайте Министерства размещается информация о результатах контрольно-надзорной деятельности с отражением наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований. Кроме того, Министерством проводятся семинары, рабочие совещания с лицами, использующими леса на территории области, в ходе которых обсуждаются проблемные вопросы в области лесного хозяйства, разрабатываются пути их решения, а также проводится ознакомление лесопользователей с изменениями лесного законодательства.
Также на территории Пензенской области осуществляется федеральный государственный лесной контроль (надзор) в лесах на землях следующих категорий:
- на землях обороны и безопасности (13,635 тыс. га) - Рослесхозом и его территориальным органом - Департаментом лесного хозяйства по Приволжскому федеральному округу;
- на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (8,425 тыс. га) - Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальным органом - Управлением Росприроднадзора по Пензенской области.
Анализируя работу по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) за предыдущий плановый период, можно признать ее удовлетворительной. Вместе с тем имеется ряд проблемных вопросов, которые необходимо решить в новом плановом периоде: недостаточная численность государственных лесных инспекторов и недостаточное оснащение их форменным обмундированием, недостаточное количество лесопатрульной техники.
Министерством ведется работа по увеличению штатной численности государственных лесных инспекторов и доведению ее до нормативной, а также по дооснащению Министерства и подведомственных ему учреждений лесопатрульной техникой, форменной одеждой, знаками различия.
Министерством планируется ежегодное увеличение штатной численности лесных инспекторов не менее чем на 4 - 5 единиц, доведя тем самым ее за время действия Лесного плана, действующего с 2019 до 2028 года, до нормативной.
В целях материального и социального стимулирования сотрудников лесной охраны Пензенской области предусмотрены следующие мероприятия:
Одновременно с принятым решением Президента Российской Федерации об индексации заработной платы бюджетников, не попавших под "майские указы", с 1 января 2018 года на 4%, в целях дополнительного материального стимулирования лесных инспекторов Пензенской области по решению Губернатора Пензенской области с 1 сентября 2017 года за счет средств бюджета Пензенской области проиндексирована заработная плата работников лесничеств Пензенской области на 5% (постановление Правительства Пензенской области от 28.08.2017 N 404-пП "Об увеличении оплаты труда работников государственных учреждений, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляют исполнительные органы государственной власти Пензенской области").
В целях поддержки специалистов лесной отрасли, а также социального стимулирования лесных инспекторов региона, Министерством внесены предложения и обоснования, которые приняты Министерством труда, социальной защиты и демографии Пензенской области по перечню остродефицитных должностей лесной отрасли работников государственных бюджетных, казенных и автономных учреждений региона, имеющих право на получение единовременной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках утвержденной постановлением Правительства Пензенской области от 30.10.2013 N 805-пП государственной программы Пензенской области "Социальная поддержка граждан Пензенской области" (с последующими изменениями).
В данный перечень включены следующие должности: мастер леса, лесничий, помощник лесничего, инженер по лесопользованию, инженер по лесовосстановлению, инженер по охране и защите леса.
Повышение эффективности исполнения полномочий по осуществлению федерального государственного лесного контроля (надзора) и лесной охраны является одной из важных задач Министерства. Для выполнения данной задачи требуется обеспечить:
- сокращение количества и объемов незаконных рубок и других нарушений лесного законодательства;
- повышение выявляемости лиц, виновных в нарушениях лесного законодательства;
- рост доли возмещенного ущерба, причиненного лесам."
1.2. В приложении N 36 "Перечень нормативно-правовых актов, нормативно-технических и методических документов федерального и регионального значения, использованных при разработке Лесного плана Пензенской области" к Лесному плану:
1.2.1. раздел "Законодательные акты Российской Федерации" дополнить строкой следующего содержания
"
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (с последующими изменениями) |
";
1.2.2. в разделе "Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации" строку
"
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" | Постановление Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 N 394 (с последующими изменениями) |