Действующий

Об утверждении программы "Развитие потребительского рынка Белгородской области до 2030 года" (с изменениями на 9 апреля 2024 года)



1. Характеристика сферы реализации подпрограммы 3, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз развития


Государственная политика в области защиты прав потребителей занимает прочные позиции в социально-экономических преобразованиях Российской Федерации. Она осуществляется в тесной взаимосвязи с общим курсом экономических и правовых реформ, развитием конкуренции, а также с учетом их влияния на экономическое положение граждан на потребительском рынке товаров, работ, услуг.


Последовательная и эффективная политика в сфере защиты прав потребителей в полной мере способствует достижению стратегических целей социально-экономических программ Правительства Российской Федерации, направленных на повышение уровня жизни населения.


В Белгородской области работа по созданию условий для обеспечения и защиты прав потребителей началась в 1992 году сразу после принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".


Для успешного решения поставленных задач были приняты три региональные программы и в январе 2011 года была принята Стратегия развития региональной системы защиты прав потребителей в Белгородской области на 2011 - 2020 годы (постановление Правительства Белгородской области от 11 января 2011 года N 2-пп "О Стратегии развития региональной системы защиты прав потребителей в Белгородской области на 2011 - 2020 годы"), в которой определен комплекс практических мер, направленных на формирование необходимых условий для обеспечения потребительских прав жителей Белгородской области и защиту их экономических интересов.


Анализ работы органов местного самоуправления Белгородской области показывает, что деятельность по защите прав потребителей значительно повысила активность населения в этой сфере, расширяется спектр вопросов, с которыми жители Белгородской области обращаются в отделы по защите прав потребителей.


Так, ежегодно в органы власти обращается более двадцати тысяч потребителей по поводу нарушения потребительских прав. В результате непосредственного вмешательства в конфликтные ситуации органов местного самоуправления гражданам - потребителям было возмещено убытков и возвращено в их семейные бюджеты средств на сумму свыше 8 миллионов рублей.


Основная доля или 80 процентов от общего числа поступивших обращений приходится на получение потребителями устных консультаций в целях самостоятельного урегулирования спорных ситуаций. За последние 5 лет количество консультаций подобного характера возросло в 2 раза.


Благодаря конструктивному взаимодействию и усилиям всех составляющих структур региональной системы защиты прав потребителей по итогам 2021 года Белгородская область занимает шестое место в рейтинге по уровню потребительской защищенности среди 85 субъектов Российской Федерации. Очередной рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню потребительской защищенности проводится каждые два года объединением потребителей России на основании данных, находящихся в открытом доступе, в том числе в сети Интернет.


В то же время поскольку ситуация на потребительском рынке постоянно находится в динамике, остается немало нерешенных вопросов правового, экономического, организационного и социального характера.


Рыночные механизмы не обеспечивают потребителям равные возможности во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление новых методов товародвижения, развитие дистанционного способа продаж, потребительского кредитования, медицинских и туристических услуг не всегда положительно сказываются на потребительских отношениях, имеющих значительное влияние на социально-экономическое положение потребителей.


Проблема незаконного оборота промышленной продукции в настоящее время приобретает наибольшую актуальность, поскольку незаконный ввоз, производство и оборот контрафактной и фальсифицированной продукции на территории Белгородской области не только способствует недобросовестной конкуренции на потребительском рынке, но и наносит ущерб экономике государства, вводит потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств и происхождения продукции, может причинить вред жизни, здоровью и имуществу потребителя.


В целях недопущения реализации контрафактной продукции постепенно вводится система обязательной маркировки товаров. Внедрение системы маркировки товаров позволит в полной мере реализовать право потребителей на получение информации о соответствии товара обязательным требованиям и о происхождении товара и тем самым повысит доверие потребителей к хозяйствующим субъектам.


Построение правового государства требует не только формирования соответствующей законодательной основы, но и обеспечения адекватного поведения людей, что, в свою очередь, предполагает знание населением своих законных потребительских прав и обязанностей.


Правоприменительная практика показала, что большинство нарушений прав потребителей устраняется путем консультирования потребителей, оказания помощи в подготовке претензий и исковых заявлений. Такая работа способствует высокой степени оперативности рассмотрения обращений потребителей, что не может быть обеспечено контрольно-надзорными органами в силу детального урегулирования законодательными актами полномочий по проведению надзорных мероприятий.