ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 декабря 2021 года N 673


Об утверждении Положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий

(с изменениями на 18 января 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 01.08.2023 N 365, от 18.01.2024 N 13)




В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Коми постановляет:


1. Утвердить Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий согласно приложению.


2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации в Республике Коми единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.


3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, за исключением пункта 11 приложения к настоящему постановлению, вступающего в силу с 1 января 2023 года.



Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр экономического развития
и промышленности
Республики Коми
Э.АХМЕЕВА



Утверждено
Постановлением
Правительства Республики Коми
от 29 декабря 2021 г. N 673
     (приложение)



ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 01.08.2023 N 365, от 18.01.2024 N 13)




I. Общие положения


1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ).


2. Организация и осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).


В целях настоящего Положения используются понятия в значениях, определенных Федеральным законом N 248-ФЗ.


3. Предметом надзора в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях республиканского значения на территории Республики Коми (далее - ООПТ) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:


а) режима ООПТ;


б) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;


в) режима охранных зон ООПТ.


4. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования" (далее - учреждение) в отношении управляемых ООПТ и их охранных зон и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) на ООПТ и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения (далее - надзорные органы).


5. К объектам надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - объекты надзора) относятся:


а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (далее - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) в границах ООПТ;


б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в границах ООПТ (далее - производственные объекты).


Учет объектов надзора осуществляется при ведении государственного кадастра ООПТ.


При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора для целей их учета надзорные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.


При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, содержащихся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.


Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется надзорными органами без взаимодействия с контролируемыми лицами. При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.


6. От имени Министерства надзор в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:


а) министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - главный государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми (далее - министр) (лицо, исполняющее его обязанности);


б) начальник управления государственного надзора Министерства - первый заместитель главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;


в) начальники отделов управления государственного надзора Министерства - заместители главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;


г) главные специалисты-эксперты и ведущие специалисты-эксперты отделов управления государственного надзора Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;


д) начальники городских (районных) отделов по охране окружающей среды Министерства - заместители главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории соответствующего города (района);


е) главные специалисты-эксперты и ведущие специалисты-эксперты городских (районных) отделов по охране окружающей среды Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории соответствующего города (района);


ж) специалисты - эксперты отделов управления государственного надзора Министерства - государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;


з) специалисты-эксперты городских (районных) отделов по охране окружающей среды - государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории соответствующего города (района).


7. От имени учреждения надзор в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:


а) директор учреждения (лицо, исполняющее его обязанности);


б) заместитель директора учреждения, в должностные обязанности которого в соответствии должностной инструкцией входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ;


в) должностные лица учреждения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ.


8. Должностные лица, указанные в подпункте "а" пункта 6 и подпункте "а" пункта 7 настоящего Положения, уполномочены на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области охраны и использования ООПТ (далее - уполномоченные должностные лица).


9. Должностные лица при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - инспекторы) имеют права, исполняют обязанности, соблюдают ограничения и запреты, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.


Инспекторы надзорных органов несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.


10. Инспекторы при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, имеют права, предусмотренные Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".


11. Решения и действия (бездействие) инспекторов надзорных органов могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суде решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.



II. Управление рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ


12. При осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).


13. Надзорные органы при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ относят объекты надзора к одной из следующих категорий риска:


а) значительный риск;


б) средний риск;


в) умеренный риск;


г) низкий риск.


14. Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения объектов надзора к категориям риска при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - критерии риска) согласно приложению N 1 к настоящему Положению.


Отнесение объектов надзора к определенной категории риска осуществляется решением уполномоченных должностных лиц на основании сопоставления характеристик объектов надзора с установленными критериями риска.


При наличии критериев, позволяющих отнести объекты надзора к различным категориям риска, подлежат применению критерии, относящие объекты надзора к более высокой категории риска.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»