(с изменениями на 20 июня 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 01.08.2023 N 365, от 18.01.2024 N 13, от 20.06.2024 N 254)
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 статьи 33 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и пунктом 3 части 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" Правительство Республики Коми постановляет:
1. Утвердить Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Коми, осуществляющего в соответствии с распределением обязанностей координацию работы органов исполнительной власти Республики Коми по вопросам реализации в Республике Коми единой государственной политики в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
3. Настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования, за исключением пункта 11 приложения к настоящему постановлению, вступающего в силу с 1 января 2023 года.
Заместитель Председателя
Правительства Республики Коми -
министр экономического развития
и промышленности
Республики Коми
Э.АХМЕЕВА
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
(в ред. Постановлений Правительства Республики Коми от 01.08.2023 N 365, от 18.01.2024 N 13, от 20.06.2024 N 254)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - надзор в области охраны и использования ООПТ).
2. Организация и осуществление надзора в области охраны и использования ООПТ регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ).
В целях настоящего Положения используются понятия в значениях, определенных Федеральным законом N 248-ФЗ.
3. Предметом надзора в области охраны и использования ООПТ является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях республиканского значения на территории Республики Коми (далее - ООПТ) и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Коми в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий (далее - обязательные требования), касающихся:
а) режима ООПТ;
б) особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах ООПТ;
в) режима охранных зон ООПТ;
(в ред. Постановления Правительства Республики Коми от 20.06.2024 N 254)
г) соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории ООПТ, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19.3 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
(пп. "г" введен Постановлением Правительства Республики Коми от 20.06.2024 N 254)
4. Надзор в области охраны и использования ООПТ осуществляется государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Республиканский центр обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования" (далее - учреждение) в отношении управляемых ООПТ и их охранных зон и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее - Министерство) на ООПТ и в границах их охранных зон, которые не находятся под управлением учреждения (далее - надзорные органы).
5. К объектам надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - объекты надзора) относятся:
а) деятельность, действия (бездействие) юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (далее - контролируемые лица), в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к контролируемым лицам, осуществляющим деятельность, действия (бездействие) в границах ООПТ;
б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении (и) или пользовании контролируемых лиц, к которым предъявляются обязательные требования в границах ООПТ (далее - производственные объекты).
Учет объектов надзора осуществляется при ведении государственного кадастра ООПТ.
При сборе, обработке, анализе и учете сведений об объектах надзора для целей их учета надзорные органы используют информацию, представляемую им в соответствии с нормативными правовыми актами, информацию, получаемую в рамках межведомственного взаимодействия, а также общедоступную информацию.
При осуществлении учета объектов надзора на контролируемых лиц не может возлагаться обязанность по представлению сведений, содержащихся в государственных или муниципальных информационных ресурсах.
Сбор, обработка, анализ и учет сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований осуществляется надзорными органами без взаимодействия с контролируемыми лицами. При осуществлении сбора, обработки, анализа и учета сведений об объектах надзора в целях их отнесения к категориям риска либо определения индикаторов риска нарушения обязательных требований на контролируемых лиц не могут возлагаться дополнительные обязанности, не предусмотренные федеральными законами.
6. От имени Министерства надзор в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) министр природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми - главный государственный инспектор Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми (далее - министр) (лицо, исполняющее его обязанности);
б) начальник управления государственного надзора Министерства - первый заместитель главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;
в) начальники отделов управления государственного надзора Министерства - заместители главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;
г) главные специалисты-эксперты и ведущие специалисты-эксперты отделов управления государственного надзора Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;
д) начальники городских (районных) отделов по охране окружающей среды Министерства - заместители главного государственного инспектора Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории соответствующего города (района);
е) главные специалисты-эксперты и ведущие специалисты-эксперты городских (районных) отделов по охране окружающей среды Министерства - старшие государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории соответствующего города (района);
ж) специалисты - эксперты отделов управления государственного надзора Министерства - государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории Республики Коми;
з) специалисты-эксперты городских (районных) отделов по охране окружающей среды - государственные инспекторы Республики Коми в области охраны окружающей среды на территории соответствующего города (района).
7. От имени учреждения надзор в области охраны и использования ООПТ вправе осуществлять следующие должностные лица:
а) директор учреждения (лицо, исполняющее его обязанности);
б) заместитель директора учреждения, в должностные обязанности которого в соответствии должностной инструкцией входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ;
в) должностные лица учреждения, в должностные обязанности которых в соответствии с должностными инструкциями входит осуществление полномочий по надзору в области охраны и использования ООПТ.
8. Должностные лица, указанные в подпункте "а" пункта 6 и подпункте "а" пункта 7 настоящего Положения, уполномочены на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в области охраны и использования ООПТ (далее - уполномоченные должностные лица).
9. Должностные лица при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ (далее - инспекторы) имеют права, исполняют обязанности, соблюдают ограничения и запреты, установленные Федеральным законом N 248-ФЗ.
Инспекторы надзорных органов несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
10. Инспекторы при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, имеют права, предусмотренные Федеральным законом "Об особо охраняемых природных территориях".
11. Решения и действия (бездействие) инспекторов надзорных органов могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суде решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.
12. При осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ применяется система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (далее - категории риска).
13. Надзорные органы при осуществлении надзора в области охраны и использования ООПТ относят объекты надзора к одной из следующих категорий риска:
а) значительный риск;
б) средний риск;
в) умеренный риск;