(с изменениями на 6 сентября 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 21.04.2022 N 131, от 17.04.2023 N 118, от 06.02.2024 N 31, от 06.09.2024 N 325)
В соответствии с пунктом 2 части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" Правительство Алтайского края постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора на территории Алтайского края.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Губернатор Алтайского края,
Председатель Правительства
Алтайского края
В.П.ТОМЕНКО
Утверждено
Постановлением
Правительства Алтайского края
от 30 декабря 2021 г. N 511
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 21.04.2022 N 131, от 17.04.2023 N 118, от 06.02.2024 N 31, от 06.09.2024 N 325)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного строительного надзора на территории Алтайского края (далее - "региональный государственный строительный надзор").
2. Организация и осуществление регионального государственного строительного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - "Федеральный закон N 248-ФЗ"), Градостроительным кодексом Российской Федерации, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2161 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного строительного надзора, внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1087 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
3. Региональный государственный строительный надзор в соответствии с настоящим Положением осуществляется инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края (далее - "Инспекция").
Региональный государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, одним из которых является Алтайский край, в том числе если реконструкция такого объекта осуществляется только на территории Алтайского края, осуществляемый в случаях, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, проводится Инспекцией, если исполнительным органом Алтайского края или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением проведена государственная экспертиза проектной документации соответствующего объекта капитального строительства.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 17.04.2023 N 118)
4. Должностными лицами, которые от имени Инспекции вправе осуществлять региональный государственный строительный надзор, являются:
а) руководитель Инспекции;
б) заместитель руководителя Инспекции, курирующий осуществление регионального государственного строительного надзора (далее - "заместитель руководителя Инспекции");
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 06.09.2024 N 325)
в) должностные лица Инспекции, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению регионального государственного строительного надзора на территории Алтайского края, в том числе проведение профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий (далее - "уполномоченные должностные лица").
(пп. "в" в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 06.09.2024 N 325)
5. Уполномоченные должностные лица имеют служебные удостоверения единого образца.
6. Уполномоченные должностные лица при осуществлении регионального государственного строительного надзора пользуются правами и выполняют обязанности, установленные статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ, а также несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей.
7. К совершению отдельных контрольных (надзорных) действий Инспекция в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, может привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для совершения указанных действий.
Инспекцией в рамках своей компетенции и в порядке, установленном Федеральным законом N 248-ФЗ, к осуществлению экспертизы могут быть привлечены эксперты и (или) экспертные организации.
8. Объектами регионального государственного строительного надзора являются:
а) деятельность, действия (бездействие) застройщика, технического заказчика и лица, осуществляющего строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (далее - "контролируемые лица"), по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, указанных в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) объекты капитального строительства, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и которые указаны в части 11 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в случаях, установленных частями 1 и 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
9. Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 3 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предметом регионального государственного строительного надзора в отношении объектов, указанных в части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, является соблюдение требований, установленных частью 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
10. Региональный государственный строительный надзор осуществляется без проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий.
11. Индивидуальный предприниматель или гражданин, являющиеся контролируемыми лицами, вправе представить в Инспекцию информацию о невозможности присутствия при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в случае наступления обстоятельств непреодолимой силы (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства, их участие в судебном заседании), в связи с чем проведение контрольного (надзорного) мероприятия переносится Инспекцией на срок, необходимый для устранения указанных обстоятельств.
12. В случае проведения контрольного (надзорного) мероприятия в отношении контролируемого лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, Инспекция не позднее чем за 24 часа до его проведения обязана направить уведомление в саморегулируемую организацию о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в отношении соответствующего контролируемого лица, являющегося ее членом, по электронной почте либо (в случае отсутствия адреса электронной почты) любым иным доступным способом связи в целях обеспечения возможности участия или присутствия представителя саморегулируемой организации при проведении контрольного (надзорного) мероприятия.
13. Инспекция подготавливает доклад о региональном государственном строительном надзоре в соответствии с частью 8 статьи 30 Федерального закона N 248-ФЗ.
14. При осуществлении регионального государственного строительного надзора проводятся следующие виды профилактических мероприятий:
а) информирование;
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
г) консультирование;
д) профилактический визит.
14(1). Решение о проведении профилактических мероприятий принимается руководителем (заместителем руководителя) Инспекции.
Решение о проведении профилактического мероприятия, информация о котором вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии со статьей 19 Федерального закона N 248-ФЗ, принимается путем внесения соответствующей информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и ее подписания без необходимости вынесения отдельного решения и внесения его в единый реестр. При этом в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий предусматривается возможность формирования выписки, содержащей информацию об указанном решении с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - "сеть "Интернет"), содержащую соответствующую запись единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий о профилактическом мероприятии в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий.
(п. 14(1) введен Постановлением Правительства Алтайского края от 06.09.2024 N 325)
15. Профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
16. Информирование осуществляется в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 248-ФЗ с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и об иной охраняемой законом тайне.
17. Обобщение правоприменительной практики осуществляется в соответствии со статьей 47 Федерального закона N 248-ФЗ.
Доклад, содержащий результаты обобщения правоприменительной практики Инспекции, готовится один раз в год, утверждается приказом руководителя Инспекции и размещается на официальном сайте Инспекции в сети "Интернет" не позднее 25 февраля года, следующего за отчетным.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 06.09.2024 N 325)
Инспекция в соответствии с частью 3 статьи 47 Федерального закона N 248-ФЗ обеспечивает публичное обсуждение проекта доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики Инспекции.
18. При наличии сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или о признаках нарушений обязательных требований и (или) в случае отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям либо создало угрозу причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, Инспекция в соответствии со статьей 49 Федерального закона N 248-ФЗ объявляет контролируемому лицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, предлагает ему принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований объявляется путем подписания и опубликования в соответствии с Правилами формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2021 N 604 "Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. N 415", электронного паспорта соответствующего предостережения без необходимости вынесения отдельного документа и внесения его в единый реестр. При этом в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий предусматривается возможность формирования выписки, содержащей информацию об указанном предостережении с QR-кодом, обеспечивающим переход на страницу в сети "Интернет", содержащую соответствующую запись единого реестра о предостережении.