В соответствии с Законом Республики Бурятия от 04.03.2016 N 1639-V "О стратегическом планировании в Республике Бурятия" и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.06.2015 N 305, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести изменение в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2018 N 754 "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года" (в редакции постановления Правительства Республики Бурятия от 25.12.2019 N 693), изложив долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
В.МУХИН
Утвержден
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 27.12.2018 N 754
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, включающего в себя ожидаемые тенденции в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках на период до 2036 года, а также прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе.
При разработке Прогноза учитывались приоритеты и целевые показатели, определенные Указом Президента Российской Федерации от 26 июня 2020 года N 427 "О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока", Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", а также цели и задачи, сформулированные в Стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года.
Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость разработки Прогноза на вариативной основе. При этом определены три основных варианта развития: первый (консервативный), второй (умеренно-оптимистичный) и третий (целевой).
Первый вариант (консервативный) основывается на существующих тенденциях экономики: сохранение невысокого инвестиционного и потребительского спроса, невысокие темпы промышленного производства с незначительной модернизацией существующих производств, с учетом поведения конкурентов на рынках, а также интересов государственных корпораций в отношении инвестирования проектов в Республике Бурятия.
Второй вариант (умеренно-оптимистичный) характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. В данном сценарии предусматриваются повышение эффективности использования всех видов ресурсов, активизация инвестиционных и инновационно-технологических факторов развития путем преодоления негативных тенденций и ресурсных ограничений.
Третий вариант (целевой) основан на более благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов, предполагает максимальное раскрытие потенциала развития Республики Бурятия, достижение уровня конкурентоспособности, позволяющей экономике перейти на экспортно ориентированную модель развития, повышение качества жизни и человеческого капитала на уровне высокоразвитых регионов России за счет реализации национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Также целевой вариант отвечает задачам Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 года и на перспективу до 2035 года, в том числе в части развития регионов Дальневосточного федерального округа темпами, превышающими среднероссийские.
Основные показатели Прогноза по трем вариантам прогноза указаны в приложениях NN 1, 2 и 3 к настоящему долгосрочному прогнозу.
К основным проблемам, сдерживающим социально-экономическое развитие Республики Бурятия, относятся:
- недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная уязвимостью экономики из-за сырьевой специализации, высоким уровнем капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;
- территория республики относится к зоне рискованного земледелия;
- более половины территории Бурятии входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены центральная и буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования. Режим охраны и природопользования оз. Байкала отличается от правового режима, установленного для иных водных объектов на территории Российской Федерации. "Байкальский фактор" определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.
Основные возможные риски развития на долгосрочный период:
- ухудшение инвестиционного климата, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования;
- продолжение политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде может оказать влияние на ухудшение ситуации как в экономике Российской Федерации в целом, так и в Республике Бурятия;
- жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обуславливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
- сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;
- низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;
- высокие темпы роста физического износа основного оборудования, увеличение технологического отставания;
- ухудшение демографической ситуации в результате миграционного оттока и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров;
- изменение возрастного состава населения республики.
В 2021 году с учетом того, что последствия распространения новой коронавирусной инфекции до конца не преодолены и оказывают сдерживающее развитие экономики, ожидается незначительное увеличение темпов роста ВРП. В целом по итогам 2021 года объем ВРП может увеличиться на 1,2% к предыдущему году в сопоставимых ценах.
Индекс промышленного производства в 2021 году, по предварительной оценке, составит 104,7% к уровню 2020 года, с учетом пересмотра Росстатом отчетных данных 2020 года со 107% до 113,2%.
В структуре промышленного производства в 2021 году 29,4% занимает добыча полезных ископаемых, 56,4% - обрабатывающие производства, 12,3% - обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха, 2,0% - водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений.
Добыча полезных ископаемых в Республике Бурятия представлена добычей каменного и бурого угля, урана, золота, кварцита, нефрита, плавикового шпата, вольфрама и сырья для производства строительных материалов. По оценке, в 2021 году объем производства в целом по отрасли составит 105,3% к уровню 2020 года.
В 2021 году ожидается увеличение объема производства обрабатывающей промышленности на 8,1% к уровню 2020 года.
В 2021 году индекс производства пищевых продуктов составит 101,5%.
В 2021 году, по оценке, объем валовой продукции сельского хозяйства увеличится на 1,8% и составит 17,9 млрд. руб. Рост продукции сельского хозяйства будет обеспечен увеличением объемов продукции животноводства и растениеводства.
Объем строительных работ в 2021 году оценивается на уровне 104,8% к уровню 2020 года в связи с тем, что в 2021 планируется ввести в эксплуатацию 264 тыс. кв. м общей площади жилых домов.
Основными направлениями развития строительного комплекса будет являться реализация национальных и инвестиционных проектов (программ), связанных со строительством, реконструкцией объектов, созданием комфортной среды обитания и жизнедеятельности граждан, повышением доступности жилья.
В 2021 году ожидаются сохранение оборота розничной торговли на уровне 2020 года и рост объема платных услуг населению на 8,3% к 2020 году. Положительным фактором увеличения оборота розничной торговли на 3,2% и объема платных услуг на 17,3% является номинальный рост денежных доходов населения на 6,3%.
Ожидается, что в 2021 году ввиду ситуации, сложившейся с распространением новой коронавирусной инфекции, количество малых и средних предприятий, включая микропредприятия, и численность занятых на них сохранятся на уровне 2020 года.
В 2021 году объем инвестиционных вложений незначительно вырастет на 1,0% к уровню 2020 года вследствие сохранения общей неуверенности инвесторов и последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
В связи с ростом инфляции в 2021 году ожидается рост уровня бедности до 22,9%. Среднегодовой индекс потребительских цен оценивается на уровне 106,7%.
В 2022 - 2035 годах среднегодовые темпы роста ВРП составят 100,2% - по первому варианту, 101,9% - по второму варианту, 104,6% - по третьему варианту.
К 2035 году объем ВРП достигнет 570,7 - 987,4 млрд. рублей в зависимости от варианта прогноза и увеличится в 1,3 - 1,9 раза к уровню 2021 года в сопоставимых ценах.
Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение достижения национальных целей и стратегических приоритетов Республики Бурятия, обусловит сдвиги в структуре производства. В течение прогнозного периода будет возрастать вклад в рост обрабатывающих производств, агропромышленного комплекса, транспорта, сервисных услуг, деятельности профессиональной, научной и технической, а также деятельности в области информатизации и связи. При этом снизится вклад таких видов деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, государственное управление, деятельность финансовая и страховая, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
Структура компонентов производства ВРП (целевой вариант)
в % | 2018 г. | 2024 г. | 2030 г. | 2035 г. |
ВРП | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 4,6 | 4,6 | 4,7 | 4,7 |
Добыча полезных ископаемых | 6,4 | 10,9 | 11,8 | 11,1 |
Обрабатывающие производства | 9,9 | 11,9 | 12,2 | 12,0 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 4,3 | 2,8 | 4,0 | 4,7 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 |
Строительство | 6,4 | 8,2 | 6,9 | 5,4 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 12,6 | 9,9 | 9,1 | 7,8 |
Транспортировка и хранение | 10,8 | 8,3 | 10,1 | 12,7 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 2,1 | 1,5 | 2,0 | 2,5 |
Деятельность в области информации и связи | 2,4 | 2,0 | 2,4 | 3,1 |
Деятельность финансовая и страховая | 0,3 | 0,1 | 0,1 | 0,1 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 3,3 | 7,8 | 6,4 | 5,0 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 1,4 | 1,2 | 1,8 | 2,9 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 8,5 | 7,5 | 10,4 | 13,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 9,9 | 9,6 | 6,1 | 4,1 |
Образование | 7,4 | 5,2 | 4,6 | 4,0 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 7,3 | 6,2 | 5,0 | 4,0 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 1,1 | 1,0 | 1,4 | 1,9 |
Предоставление прочих видов услуг | 0,8 | 0,6 | 0,5 | 0,4 |