В соответствии с Законом Республики Бурятия от 04.03.2016 N 1639-V "О стратегическом планировании в Республике Бурятия" и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.06.2015 N 305, Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2018 N 754 "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года", изложив долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.ЗУРАЕВ
Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 27.12.2018 N 754
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, включающего в себя ожидаемые тенденции в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках на период до 2036 года, а также макроэкономические параметры комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость разработки Прогноза на вариативной основе. При этом определены три основных варианта развития: первый (консервативный), второй (умеренно-оптимистичный) и третий (целевой).
Первый вариант (консервативный) основывается на существующих тенденциях экономики: сохранение невысокого инвестиционного и потребительского спроса, невысокие темпы промышленного производства с незначительной модернизацией существующих производств, с учетом поведения конкурентов на рынках, а также интересов государственных корпораций в отношении инвестирования проектов в Республике Бурятия.
Второй вариант (умеренно-оптимистичный) характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. В данном сценарии предусматриваются повышение эффективности использования всех видов ресурсов, активизация инвестиционных и инновационно-технологических факторов развития путем преодоления негативных тенденций и ресурсных ограничений.
Третий вариант (целевой) основан на более благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов, предполагает максимальное раскрытие потенциала развития Республики Бурятия, достижение уровня конкурентоспособности, позволяющей экономике перейти на экспортно-ориентированную модель развития, повышение качества жизни и человеческого капитала на уровне высокоразвитых регионов России за счет реализации национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Также целевой вариант отвечает задачам социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального округа темпами, превышающими среднероссийские.
Основные показатели Прогноза по трем вариантам прогноза указаны в приложениях N 1, N 2 и N 3 к настоящему долгосрочному прогнозу.
К основным проблемам, сдерживающим социально-экономическое развитие Республики Бурятия, относятся:
- недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная уязвимостью экономики из-за сырьевой специализации, высоким уровнем капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;
- территория республики относится к зоне рискованного земледелия;
- более половины территории Бурятии входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены центральная и буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования. Режим охраны и природопользования оз. Байкала отличается от правового режима, установленного для иных водных объектов на территории Российской Федерации. "Байкальский фактор" определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.
- ухудшение инвестиционного климата, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования;
- продолжение политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде может оказать влияние на ухудшение ситуации как в экономике Российской Федерации в целом, так и в Республике Бурятия;
- жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обуславливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;
- сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;
- низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;
- высокие темпы роста физического износа основного оборудования, увеличение технологического отставания;
- увеличение дисбаланса в стоимости электроэнергии по сравнению с соседними территориями;
- ухудшение демографической ситуации в результате миграционного оттока и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров;
- изменение возрастного состава населения республики.
По оценке в 2019 году ВРП Республики Бурятия повысится на 1,0% и составит 224,1 млрд. руб.
Наибольшее влияние на темп роста ВРП оказывает динамика промышленного производства. Доля промышленного производства в общем объеме ВРП составляет 23,0%.
В 2019 году индекс промышленного производства ожидается на уровне 103,1%. Определяющее влияние на динамику промышленности оказывает производство прочих транспортных средств и оборудования. В текущем году увеличение производства транспортных средств на 3,2% внесет вклад в увеличение объема ВРП в размере - 0,2 процентных пункта (далее - п.п.).
В угледобывающей промышленности ожидается рост производства до 130,5%, будет добыто по оценке 6,2 млн. т, в том числе бурого - 3 млн. т, каменного - 3,2 млн. тонн (Никольское месторождение).
Объем валовой продукции сельского хозяйства составит 17,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,5% больше, чем в 2018 году. Сохранение темпов производства будет обеспечено в том числе и за счет продолжения государственной поддержки сельского хозяйства.
В 2019 году увеличится объем строительных работ (увеличение на 2,3%), что обусловлено строительством ряда крупных социальных и инфраструктурных объектов, а также увеличения ввода жилья. Ввод в действие жилых домов в 2019 году составит 268,7 тыс. кв. м жилья, что на 8,4% больше, чем в 2018 году.
По оценке инвестиции в основной капитал вырастут на 6,7% (в сопоставимых ценах) к уровню 2018 года, и их объем составит 55,1 млрд. рублей.
Розничный товарооборот в 2019 году оценивается с сохранением к уровню 2018 года - 100,0%. На замедление темпов роста оказывает влияние сокращение реальных денежных доходов населения.
Инфляция (декабрь к декабрю) в текущем году оценена на уровне 106,3%.
В 2020 - 2035 годах среднегодовые темпы роста ВРП составят 100,2% - по первому варианту, 102,2% - по второму варианту, 105,0% - по третьему варианту.
К 2035 году объем ВРП достигнет 448,2 - 863,4 млрд. рублей в зависимости от варианта прогноза и увеличится в 1,03 - 2,2 раза к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.
Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение достижения национальных целей и стратегических приоритетов Республики Бурятия, обусловит сдвиги в структуре производства. В течение прогнозного периода будет возрастать вклад в рост обрабатывающих производств, агропромышленного комплекса, транспорта, сервисных услуг, деятельности профессиональной, научной и технической, а также деятельности в области информатизации и связи. При этом снизится вклад таких видов деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, государственное управление, деятельность финансовая и страховая, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом.
Структура компонентов производства ВРП (целевой вариант)
в % | 2018 | 2019 - 2024 | 2025 - 2030 | 2035 |
ВРП | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство | 4,2 | 4,1 | 4,1 | 4,3 |
Добыча полезных ископаемых | 5,5 | 7,1 | 8,4 | 7,4 |
Обрабатывающие производства | 10,9 | 11,6 | 13,7 | 15,7 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха | 5,1 | 5,0 | 4,3 | 2,8 |
Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,4 |
Строительство | 6,1 | 6,6 | 6,0 | 4,1 |
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов | 15,5 | 14,7 | 14,3 | 12,8 |
Транспортировка и хранение | 13,3 | 13,8 | 15,7 | 20,5 |
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания | 2,4 | 2,2 | 2,5 | 3,4 |
Деятельность в области информации и связи | 2,8 | 2,8 | 2,9 | 4,0 |
Деятельность финансовая и страховая | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,1 |
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом | 2,8 | 2,8 | 2,4 | 1,6 |
Деятельность профессиональная, научная и техническая | 2,3 | 2,4 | 3,2 | 5,7 |
Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги | 1,7 | 1,7 | 2,2 | 3,0 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение | 10,1 | 8,8 | 6,2 | 3,3 |
Образование | 7,2 | 6,5 | 5,5 | 4,3 |
Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг | 7,2 | 6,9 | 5,8 | 4,0 |
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений | 1,1 | 1,0 | 1,3 | 2,0 |
Предоставление прочих видов услуг | 0,9 | 0,9 | 0,7 | 0,5 |