ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 декабря 2019 года N 693

г. Улан-Удэ


О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2018 N 754 "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года"



В соответствии с Законом Республики Бурятия от 04.03.2016 N 1639-V "О стратегическом планировании в Республике Бурятия" и Порядком разработки и корректировки прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на долгосрочный период, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 18.06.2015 N 305, Правительство Республики Бурятия постановляет:


1. Внести изменения в постановление Правительства Республики Бурятия от 27.12.2018 N 754 "Об утверждении долгосрочного прогноза социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года", изложив долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на период до 2035 года в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.



Исполняющий обязанности
Председателя Правительства
Республики Бурятия
И.ЗУРАЕВ



Приложение
к Постановлению Правительства
Республики Бурятия
от 25.12.2019 N 693



Утвержден
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 27.12.2018 N 754



ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД ДО 2035 ГОДА


Долгосрочный прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года (далее - Прогноз) разработан на основе анализа социально-экономического развития Республики Бурятия за предшествующий период с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, включающего в себя ожидаемые тенденции в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках на период до 2036 года, а также макроэкономические параметры комплекса мер, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".


Неопределенность прогноза внешних условий обуславливает необходимость разработки Прогноза на вариативной основе. При этом определены три основных варианта развития: первый (консервативный), второй (умеренно-оптимистичный) и третий (целевой).


Первый вариант (консервативный) основывается на существующих тенденциях экономики: сохранение невысокого инвестиционного и потребительского спроса, невысокие темпы промышленного производства с незначительной модернизацией существующих производств, с учетом поведения конкурентов на рынках, а также интересов государственных корпораций в отношении инвестирования проектов в Республике Бурятия.


Второй вариант (умеренно-оптимистичный) характеризуется дополнительными импульсами инновационного развития и усилением инвестиционной направленности экономического роста. В данном сценарии предусматриваются повышение эффективности использования всех видов ресурсов, активизация инвестиционных и инновационно-технологических факторов развития путем преодоления негативных тенденций и ресурсных ограничений.


Третий вариант (целевой) основан на более благоприятном сочетании внешних и внутренних факторов, предполагает максимальное раскрытие потенциала развития Республики Бурятия, достижение уровня конкурентоспособности, позволяющей экономике перейти на экспортно-ориентированную модель развития, повышение качества жизни и человеческого капитала на уровне высокоразвитых регионов России за счет реализации национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Также целевой вариант отвечает задачам социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального округа темпами, превышающими среднероссийские.


Основные показатели Прогноза по трем вариантам прогноза указаны в приложениях N 1, N 2 и N 3 к настоящему долгосрочному прогнозу.



Основные проблемы, сдерживающие социально-экономическое развитие Республики Бурятия


К основным проблемам, сдерживающим социально-экономическое развитие Республики Бурятия, относятся:


- недостаточно эффективная структура экономики, обусловленная уязвимостью экономики из-за сырьевой специализации, высоким уровнем капиталоемкости производства как следствие влияния большой территории;


- территория республики относится к зоне рискованного земледелия;


- более половины территории Бурятии входит в состав Байкальской природной территории, где в пределах водосборной площади озера Байкал установлены центральная и буферная экологические зоны с особыми условиями природопользования. Режим охраны и природопользования оз. Байкала отличается от правового режима, установленного для иных водных объектов на территории Российской Федерации. "Байкальский фактор" определяет и повышенные капитальные затраты на реализацию перспективных инвестиционных проектов, формируя их низкую конкурентоспособность и привлекательность для инвесторов.



Основные возможные риски развития на долгосрочный период:


- ухудшение инвестиционного климата, ослабление курса рубля, рост себестоимости продукции, ухудшение условий заимствования;


- продолжение политики санкций и ограничений в среднесрочном периоде может оказать влияние на ухудшение ситуации как в экономике Российской Федерации в целом, так и в Республике Бурятия;


- жесткая конкуренция на внутренних и мировых рынках технологий, обуславливающая трудности выхода на эти рынки с инновационной продукцией;


- сокращение объемов государственной поддержки отраслей экономики, связанное в том числе с изменением подходов к формированию расходов федерального бюджета;


- низкая инвестиционная активность организаций реального сектора экономики, недостаточный объем привлекаемых частных инвестиций, не отвечающий потребностям роста экономики;


- высокие темпы роста физического износа основного оборудования, увеличение технологического отставания;


- увеличение дисбаланса в стоимости электроэнергии по сравнению с соседними территориями;


- ухудшение демографической ситуации в результате миграционного оттока и, как следствие, дефицит квалифицированных кадров;


- изменение возрастного состава населения республики.



Основные тенденции социально-экономического развития Республики Бурятия


По оценке в 2019 году ВРП Республики Бурятия повысится на 1,0% и составит 224,1 млрд. руб.


Наибольшее влияние на темп роста ВРП оказывает динамика промышленного производства. Доля промышленного производства в общем объеме ВРП составляет 23,0%.


В 2019 году индекс промышленного производства ожидается на уровне 103,1%. Определяющее влияние на динамику промышленности оказывает производство прочих транспортных средств и оборудования. В текущем году увеличение производства транспортных средств на 3,2% внесет вклад в увеличение объема ВРП в размере - 0,2 процентных пункта (далее - п.п.).


В угледобывающей промышленности ожидается рост производства до 130,5%, будет добыто по оценке 6,2 млн. т, в том числе бурого - 3 млн. т, каменного - 3,2 млн. тонн (Никольское месторождение).


Объем валовой продукции сельского хозяйства составит 17,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,5% больше, чем в 2018 году. Сохранение темпов производства будет обеспечено в том числе и за счет продолжения государственной поддержки сельского хозяйства.


В 2019 году увеличится объем строительных работ (увеличение на 2,3%), что обусловлено строительством ряда крупных социальных и инфраструктурных объектов, а также увеличения ввода жилья. Ввод в действие жилых домов в 2019 году составит 268,7 тыс. кв. м жилья, что на 8,4% больше, чем в 2018 году.


По оценке инвестиции в основной капитал вырастут на 6,7% (в сопоставимых ценах) к уровню 2018 года, и их объем составит 55,1 млрд. рублей.


Розничный товарооборот в 2019 году оценивается с сохранением к уровню 2018 года - 100,0%. На замедление темпов роста оказывает влияние сокращение реальных денежных доходов населения.


Инфляция (декабрь к декабрю) в текущем году оценена на уровне 106,3%.



Прогноз макроэкономических показателей социально-экономического развития Республики Бурятия до 2035 года


В 2020 - 2035 годах среднегодовые темпы роста ВРП составят 100,2% - по первому варианту, 102,2% - по второму варианту, 105,0% - по третьему варианту.


К 2035 году объем ВРП достигнет 448,2 - 863,4 млрд. рублей в зависимости от варианта прогноза и увеличится в 1,03 - 2,2 раза к уровню 2019 года в сопоставимых ценах.


Реализация комплекса мер, направленных на обеспечение достижения национальных целей и стратегических приоритетов Республики Бурятия, обусловит сдвиги в структуре производства. В течение прогнозного периода будет возрастать вклад в рост обрабатывающих производств, агропромышленного комплекса, транспорта, сервисных услуг, деятельности профессиональной, научной и технической, а также деятельности в области информатизации и связи. При этом снизится вклад таких видов деятельности, как строительство, оптовая и розничная торговля, государственное управление, деятельность финансовая и страховая, а также деятельность по операциям с недвижимым имуществом.



Таблица 1



Структура компонентов производства ВРП (целевой вариант)

в %

2018

2019 - 2024

2025 - 2030

2035

ВРП

100,0

100,0

100,0

100,0

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство

4,2

4,1

4,1

4,3

Добыча полезных ископаемых

5,5

7,1

8,4

7,4

Обрабатывающие производства

10,9

11,6

13,7

15,7

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

5,1

5,0

4,3

2,8

Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений

0,7

0,7

0,6

0,4

Строительство

6,1

6,6

6,0

4,1

Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов

15,5

14,7

14,3

12,8

Транспортировка и хранение

13,3

13,8

15,7

20,5

Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2,4

2,2

2,5

3,4

Деятельность в области информации и связи

2,8

2,8

2,9

4,0

Деятельность финансовая и страховая

0,2

0,2

0,2

0,1

Деятельность по операциям с недвижимым имуществом

2,8

2,8

2,4

1,6

Деятельность профессиональная, научная и техническая

2,3

2,4

3,2

5,7

Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги

1,7

1,7

2,2

3,0

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение

10,1

8,8

6,2

3,3

Образование

7,2

6,5

5,5

4,3

Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг

7,2

6,9

5,8

4,0

Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений

1,1

1,0

1,3

2,0

Предоставление прочих видов услуг

0,9

0,9

0,7

0,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»