Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года (с изменениями на 7 ноября 2024 года)



Платежи предприятий лесопромышленного комплекса в консолидированный бюджет, млрд. рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


В результате обстоятельств непреодолимой силы, в том числе снижения доходов бюджета в результате падения цен на нефть, пандемии коронавирусной инфекции, не был обеспечен рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета за 2020 год по сравнению с уровнем исполнения 2019 года, являющийся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 года N 1950 "О соглашениях, которые предусматривают меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации" (далее - Постановление N 1950) для Иркутской области, как получателя дотации, обязательством.


Тенденция ухудшения ситуации с наполняемостью бюджетов собственными доходами и невозможностью выполнения обязательств по обеспечению их роста в объемах, предусмотренных соглашениями о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, заключенными еще до начала пандемии, в 2020 году характерна для большинства субъектов Российской Федерации, в связи с чем в Постановление N 1950 были внесены изменения, исключающие осуществление мониторинга Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2020 года обязательства по обеспечению роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.


Несмотря на то, что, начиная с 2022 года, Иркутская область перестает быть получателем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета, задача по обеспечению роста собственных доходов бюджета сохраняется. При этом в целях обеспечения сбалансированности бюджета, исполнения всех принятых бюджетных обязательств рост собственных доходов не должен быть ниже изменения цен за аналогичный период.


Таким образом, основную цель налоговой политики можно сформулировать как достижение Правительством Иркутской области во взаимодействии с Федеральной налоговой службой и другими заинтересованными федеральными органами власти роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, превышающего уровень инфляции в регионе (индекс потребительских цен в Иркутской области).


Экономика Иркутской области существенно ориентирована на добычу природных ресурсов, и указанная сырьевая зависимость, в первую очередь, за счет развития нефтедобывающей отрасли только увеличивается.


Несмотря на стоящие задачи по диверсификации экономики, относиться к выдающемуся развитию нефтедобывающего сектора экономики, которого удалось добиться в последние годы в Иркутской области, как к чему-то негативному, нельзя. Имеющиеся месторождения нефти являются конкурентным преимуществом региона и для эффективного, в том числе с бюджетной точки зрения, их освоения необходимо приложить все возможные усилия. Одним из примеров такого усилия со стороны Правительства региона являются действующие в Иркутской области меры налогового стимулирования нефтедобывающего сектора.


Так, Иркутская область еще в 2011 году приняла решение о необходимости налогового стимулирования нефтедобывающей отрасли и ежегодно, начиная с 2012 года, несла многомиллиардные налоговые расходы, стремясь добиться развития добывающего сектора экономики и, как следствие, последующего роста поступлений налога на прибыль в областной бюджет.


И этого удалось добиться - рост отчислений налога на прибыль нефтедобывающими компаниями, получающими льготы до и после их предоставления, составил 12,8 млрд. рублей, увеличившись в 5 раз (с 5,5 млрд. рублей в 2011 году до 18,3 млрд. рублей в 2020 году). А региональная Иркутская нефтяная компания, которая в 2011 году находилась еще в нулевой фазе своей деятельности, на протяжении последних лет является крупнейшим налогоплательщиком региона, обеспечив в 2020 году отчисления в областной бюджет суммарно в размере 14,9 млрд. рублей или 11% от собственных доходов.


В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - ПСЭР РФ) Иркутская область отнесена к регионам с наиболее высокими темпами экономического роста на прогнозном горизонте. По среднегодовому росту объема инвестиций в основной капитал в 2022 - 2024 годах регион будет занимать рейтинговое десятое место среди субъектов Российской Федерации, а по среднегодовым темпам роста ВРП и промышленного производства - второе.