Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Иркутской области на период до 2036 года



Структура расходов консолидированного бюджета Иркутской области по видам основных расходов за 2020 год, млрд. рублей*

________________

* Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.     



Несмотря на улучшение ситуации в 2021 году, основной проблемой сбалансированности бюджета Иркутской области остается недостаточность финансовых ресурсов для обеспечения в полном объеме расходных обязательств Иркутской области. В связи с этим необходимо продолжать жесткую финансовую политику по сдерживанию роста расходной части бюджета и осуществлению критичного подхода к распределению имеющихся финансовых ресурсов с их концентрацией на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона.


Достижение целей, определенных национальными проектами (Указы Президента Российской Федерации (от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"), является одной из приоритетных задач бюджетной политики области. В 2019 году на решение указанной задачи направлено около 21,5 млрд. рублей средств бюджета Иркутской области, в 2020 году - 26,5 млрд. рублей.


В рамках совершенствования межбюджетных отношений в Иркутской области в связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2019 года N 307-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в целях совершенствования межбюджетных отношений", Федерального закона от 1 октября 2020 года N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2020 году", Федерального закона от 1 июля 2021 года N 246-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" в 2019 - 2021 годах внесены изменения в Закон Иркутской области от 22 октября 2013 года N 74-ОЗ "О межбюджетных трансфертах и нормативах отчислений доходов в местные бюджеты" (далее - Закон N 74-ОЗ) в части:


приведения положений Закона N 74-ОЗ в соответствие с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс Российской Федерации;


распространения действия Закона N 74-ОЗ на муниципальные округа, образование которых предполагается в Иркутской области, в том числе урегулирование вопроса по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов в бюджеты муниципальных округов;


установления возможности наделения органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципальных районов.


С 2022 года в Иркутской области изменена схема выравнивания бюджетной обеспеченности городских и сельских поселений. В ноябре 2021 года принят Закон Иркутской области, предусматривающий наделение органов местного самоуправления муниципальных районов Иркутской области государственными полномочиями по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, входящих в состав муниципального района Иркутской области, бюджетам поселений.


Таким образом, с 1 января 2022 года финансовая поддержка поселений Иркутской области будет осуществляться посредством предоставления муниципальным районам Иркутской области субвенции на осуществление переданных государственных полномочий для дальнейшего распределения дотаций поселениям, входящим в состав муниципального района.


Кроме этого, в целях снижения финансовой нагрузки на муниципальные образования Иркутской области Правительством Иркутской области в 2019 - 2021 годах внесены изменения в Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области объема расходного обязательства (в процентах) муниципального образования Иркутской области, в частности предусмотрено увеличение софинансирования за счет средств областного бюджета расходных обязательств местных бюджетов:


- связанных с ликвидацией чрезвычайной ситуации, муниципальными образованиями Иркутской области, пострадавшими в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне, июле 2019 года на территории Иркутской области;


- связанных с реализацией региональных проектов, софинансируемых из федерального бюджета, до уровня, установленного федеральным законодательством;


- для муниципальных образований, бюджетная обеспеченность которых выше 2;


- связанных с реализацией мероприятий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2021 года N 1189.