Гастрономический туризм как вид отдыха - явление новое, и его развитие в России только начинается.
С учетом разнообразия национальных традиций народов Кабардино-Балкарской Республики потенциал развития гастрономического туризма в регионе достаточно высок. Здесь главная цель туристов - познакомиться с историей и культурой региона через местные уникальные продукты.
Комплексные туристские продукты в рамках гастрономического туризма только начинают формироваться, вместе с тем отдельные компоненты гастрономических туров добавляют в основные программы. Это могут быть посещение местных продовольственных рынков, экскурсии на различные производства, прогулка по фермерскому участку или саду, обязательно включающие в себя дегустации и всевозможные мастер-классы по приготовлению национальных блюд. Хорошим примером может служить гастро-этнографическая программа "Урок тамады", реализуемая одним из ресторанов г. Нальчика. Рынок "Центральный" и ярмарка выходного дня стали обязательными для посещения туристами объектами. Национальные блюда можно продегустировать на основных туристских дестинациях региона.
Еще один фактор развития - проведение массовых мероприятий гастрономической направленности. Уже стал традиционным Осенний гастрофест, посвященный яблочной тематике, ежегодно планируется к проведению Праздник хычина. Важную роль в организации праздников играют гастрономические профессиональные сообщества-ассоциации, участники которых делятся секретами мастерства, проводят мастер-классы.
Вместе с тем для государственной поддержки гастрономического туризма необходимо прежде всего нормативное закрепление понятия "гастрономический туризм" в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", после чего при участии специалистов сферы туризма и индустрии гостеприимства разработать и утвердить методические рекомендаций по организации гастрономического туризма.
Ежегодное проведение на различных уровнях фестивалей, конкурсов шеф-поваров, работающих с региональной и локальной кухней, на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа также может стать хорошим инструментом не только для продвижения гастрономической составляющей регионов округа, но и для укрепления межрегиональных отношений.