В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, Постановлением Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формирования и реализации" постановляю:
1. Внести в Постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 510-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие транспортной системы" следующее изменение:
государственную программу Красноярского края "Развитие транспортной системы" изложить в редакции согласно приложению.
2. Опубликовать Постановление на "Официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края" (www.zakon.krskstate.ru).
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2022 года, но не ранее дня, следующего за днем его официального опубликования.
Исполняющий обязанности
председателя Правительства края
В.В.БАХАРЬ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ"
Наименование государственной программы Красноярского края | Развитие транспортной системы (далее - программа) |
Основание для разработки программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; Распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель программы | министерство транспорта Красноярского края |
Соисполнители программы | министерство образования Красноярского края; министерство строительства Красноярского края |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий программы | подпрограммы: подпрограмма "Дороги Красноярья"; подпрограмма "Развитие транспортного комплекса"; подпрограмма "Региональные проекты в области дорожного хозяйства и повышения безопасности дорожного движения, реализуемые в рамках национальных проектов"; подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы и прочие мероприятия" |
Цели программы | развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры; повышение доступности транспортных услуг для населения; повышение комплексной безопасности дорожного движения; создание условий для эффективного, ответственного и прозрачного управления финансовыми ресурсами в рамках выполнения установленных функций и полномочий министерства транспорта Красноярского края |
Задачи программы | обеспечение сохранности, модернизация и развитие сети автомобильных дорог края; обеспечение потребности населения в перевозках; обеспечение дорожной безопасности; обеспечение деятельности министерства транспорта Красноярского края |
Этапы и сроки реализации программы | срок реализации программы 2014 - 2030 годы |
Перечень целевых показателей программы, с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы | перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы представлен в приложении к паспорту программы |
Информация по ресурсному обеспечению программы, в том числе по годам реализации программы | общий объем финансирования программы составляет 213661311,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 13495793,9 тыс. рублей; в 2015 году - 16209754,1 тыс. рублей; в 2016 году - 15569218,5 тыс. рублей; в 2017 году - 15789990,7 тыс. рублей; в 2018 году - 18717259,2 тыс. рублей; в 2019 году - 19287310,2 тыс. рублей; в 2020 году - 23556037,0 тыс. рублей; в 2021 году - 23978512,5 тыс. рублей; в 2022 году - 22083250,7 тыс. рублей; в 2023 году - 19552524,5 тыс. рублей; в 2024 году - 23636287,6 тыс. рублей; в 2025 году - 577330,9 тыс. рублей; в 2026 году - 599824,1 тыс. рублей; в 2027 году - 608217,1 тыс. рублей; в том числе: средства краевого бюджета - 40907932,3 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 2509892,0 тыс. рублей; в 2015 году - 2505444,5 тыс. рублей; в 2016 году - 2568611,9 тыс. рублей; в 2017 году - 3209944,1 тыс. рублей; в 2018 году - 4404950,9 тыс. рублей; в 2019 году - 4219406,9 тыс. рублей; в 2020 году - 4641463,0 тыс. рублей; в 2021 году - 4115020,3 тыс. рублей; в 2022 году - 4430497,9 тыс. рублей; в 2023 году - 4047660,6 тыс. рублей; в 2024 году - 4255040,2 тыс. рублей; средства дорожного фонда - 139640304,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 8802638,9 тыс. рублей; в 2015 году - 9443912,8 тыс. рублей; в 2016 году - 10533263,6 тыс. рублей; в 2017 году - 10904239,5 тыс. рублей; в 2018 году - 11729279,0 тыс. рублей; в 2019 году - 12417332,2 тыс. рублей; в 2020 году - 14253815,9 тыс. рублей; в 2021 году - 16442958,4 тыс. рублей; в 2022 году - 14857672,5 тыс. рублей; в 2023 году - 13988084,9 тыс. рублей; в 2024 году - 14481734,2 тыс. рублей; в 2025 году - 577330,9 тыс. рублей; в 2026 году - 599824,1 тыс. рублей; в 2027 году - 608217,1 тыс. рублей; средства федерального бюджета, поступающие в виде межбюджетных трансфертов в краевой бюджет - 32808146,0 тыс. рублей, из них: в 2014 году - 2183263,0 тыс. рублей; в 2015 году - 4260396,8 тыс. рублей; в 2016 году - 2467343,0 тыс. рублей; в 2017 году - 1675807,1 тыс. рублей; в 2018 году - 2583029,3 тыс. рублей; в 2019 году - 2650571,1 тыс. рублей; в 2020 году - 4444069,4 тыс. рублей; в 2021 году - 3367354,1 тыс. рублей; в 2022 году - 2785450,4 тыс. рублей; в 2023 году - 1505073,9 тыс. рублей; в 2024 году - 4885787,9 тыс. рублей; средства бюджетов муниципальных образований Красноярского края - 304928,7 тыс. рублей, из них: в 2020 году - 216688,7 тыс. рублей; в 2021 году - 53179,7 тыс. рублей; в 2022 году - 9629,9 тыс. рублей; в 2023 году - 11705,1 тыс. рублей; в 2024 году - 13725,3 тыс. рублей |
Транспорт играет важнейшую роль в экономике Красноярского края (далее по тексту программы - Красноярский край, край, регион) и в последние годы в целом удовлетворяет спрос населения и экономики в перевозках пассажиров и грузов.
В Красноярском крае организовано более 900 маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Перевозку пассажиров по указанным маршрутам осуществляет порядка 180 хозяйствующих субъектов различной формы собственности. Ежедневно на маршруты регулярных перевозок автомобильным и городским электрическим транспортом выходят более 3000 транспортных средств. Среднегодовой пассажиропоток составляет порядка 330 млн пассажиров.
При этом для перевозки пассажиров используются устаревшие транспортные средства, работающие в большинстве случаев с превышением установленного заводом-изготовителем срока службы транспортного средства (более 50% транспортных средств).
В рамках краевой программы пассажирских перевозок водным транспортом организованы межмуниципальные маршруты Енисейск - Бор (протяженность 473 км) и Красноярск - Дудинка (протяженность 1992 км), а также пригородный маршрут Торговый центр - Усть-Мана (протяженность 28 км). Ежегодно в навигационный период в рамках программы пассажирских перевозок водным транспортом перевозится порядка 60 тыс. пассажиров.
Грузовые перевозки представлены коммерческими компаниями, крупнейшей из которых является АО "Енисейское речное пароходство". В целом по Енисейскому бассейну внутренних водных путей перевозится порядка 5,5 - 6 млн тонн грузов.
Для внутреннего водного транспорта также характерна проблема обновления судов. Эксплуатируемые на маршруте Красноярск - Дудинка пассажирские суда построены в период с 1953 по 1958 год. В случае вывода их из эксплуатации в Енисейском бассейне будут отсутствовать суда, способные выполнять перевозку пассажиров от г. Красноярска до г. Дудинки. Прекратится транспортное сообщение с населенными пунктами, расположенными в нижнем течении реки Енисей от п. Бор до г. Дудинки (кроме городов Игарка и Дудинка), которые окажутся в транспортной изолированности.
В целях развития водного транспорта необходимо: сохранение и развитие Северного морского пути (СМП) и сопряженной транспортной системы "Енисей-СМП"; развитие арктических портов Диксона, Хатанги; строительство удаленного филиала порта Дудинка на мысе Таналау; организация отстойно-ремонтной базы для гарантированного и своевременного ввода судов в эксплуатацию; поиск наиболее оптимальных схем финансирования обновления флота.
Для региона с его огромными расстояниями и труднодоступными территориями особое значение имеет бесперебойная работа гражданской авиации.
Регулярные и чартерные пассажирские перевозки из международного аэропорта Красноярск осуществляют 20 пассажирских авиаперевозчиков по 53 направлениям. По результатам 2019 года обслужено 2568541 пассажир. В кризисном 2020 году аэропорт обслужил 1680951 пассажир.
Внутрирегиональные авиаперевозки из Красноярска выполняются по 18 маршрутам, из них 12 включены в программу субсидируемых перевозок. По программе субсидируемых перевозок в 2020 году перевезено 29958 человек.
В целях обеспечения транспортной доступности территории Красноярского края на постоянной основе ведется работа по расширению маршрутной сети авиаперевозок.
Одним из важнейших факторов, влияющих на эффективность и доступность перевозок пассажиров воздушным транспортом, является используемый парк воздушных судов.
За счет краевого бюджета приобретены воздушные суда типа ATR-72 в количестве 2 единиц, которые с февраля 2021 года введены АО "КрасАвиа" в эксплуатацию.
В рамках реализации соглашения о создании консорциума, подписанного в марте 2021 года между АО "Авиакомпания "НордСтар" и АО "КрасАвиа", достигнута договоренность с ПАО "ГМК "Норильский никель" о передаче краю пяти среднемагистральных самолетов ATR-42-500.
В связи с этим по самолетному сегменту вопрос обновления парка в среднесрочной перспективе решен.
Одной из основных задач на ближайшую перспективу является обновление вертолетов для выполнения полетов в труднодоступные населенные пункты региона. Учитывая, что уже к 2023 году ожидается дефицит провозных емкостей, проект реновации вертолетного парка необходимо начать в 2021 году.
В связи с этим прорабатывается вопрос приобретения 10 вертолетов модификации Ми-8АМТ/МТВ-1 на условиях финансовой аренды (лизинга) при софинансировании авиакомпании, краевого и федерального бюджетов.
Вместе с тем необходимо системно развивать аэропортовую и аэродромную инфраструктуру региона, совершенствовать механизмы субсидирования авиаперевозок из бюджетов всех уровней.
Перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории региона осуществляет акционерное общество "Краспригород" (далее по тексту программы - АО "Краспригород").
Перевозка осуществляется на железнодорожных участках Иланская - Уяр, Боготол - Чернореченская, Чернореченская - Красноярск, Красноярск - Уяр, Красноярск - Дивногорск, Енисейская - Кошурниково, Ачинск - Лесосибирск, Решоты - Чунояр. Основной объем перевозок пассажиров осуществляется в весенне-осенний период.
По состоянию на 31.12.2020 в организации пригородных железнодорожных перевозок задействовано 215 вагонов электропоездов, которыми перевозится около шести миллионов пассажиров в год. В 2020 году в условиях пандемии было перевезено около пяти миллионов пассажиров.
В 2021 году в связи с выработкой нормативного эксплуатационного срока списанию подлежат 24 вагона. Соответственно, в целях сохранения высокого уровня организации транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным транспортом необходимо приобрести 24 вагона для электропоездов.
Кроме того, в области развития железнодорожного транспорта первоочередными задачами являются: комплексное развитие участка Междуреченск - Тайшет; реализация крупного межрегионального проекта строительства железнодорожной линии Кызыл - Курагино; завершение строительства железнодорожной ветки Карабула - Ярки; строительство глубокого железнодорожного северного обхода Красноярска.
В условиях бурного развития добывающей промышленности в Красноярском крае темпы развития автодорожной транспортной инфраструктуры не соответствуют существующей потребности, что приводит к снижению инвестиционной привлекательности региона и перспектив его дальнейшего развития.
Из-за недостаточной плотности дорожной сети часть межмуниципальных и муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом осуществляется со значительным перепробегом автобусов, что обуславливает дополнительные транспортные расходы перевозчиков.
Рост уровня автомобилизации Красноярского края (далее по тексту программы - уровень автомобилизации) и значительное превышение тоннажа современных транспортных средств над предельно допустимыми нагрузками на дорожные одежды, установленные отраслевыми дорожными нормами, приводят к ускоренному износу и преждевременному разрушению автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
По состоянию на 01.01.2021 более 30 процентов от общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения не соответствуют нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог по ровности, прочности, сцепным характеристикам покрытия и нуждаются в ремонте.
На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения из 944 искусственных сооружений, в том числе 214 - деревянных, 730 - капитальных, по состоянию на 01.01.2021 в неудовлетворительном состоянии находятся 139 мостов, в аварийном состоянии - 14 мостов, в удовлетворительном состоянии - 535 мостов и в хорошем состоянии - 256 мостов.
Имеется существенный разрыв в качественных показателях между транспортно-эксплуатационными показателями автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и автомобильных дорог общего пользования местного значения, обеспечивающих преимущественно социальные потребности муниципальных образований Красноярского края. Неудовлетворительные потребительские свойства последних сдерживают социально-экономическое развитие села, являются причиной неуправляемой и неэффективной миграции сельского населения в инфраструктурно обеспеченные территории.
Протяженность сети автомобильных дорог общего пользования местного значения практически сопоставима с сетью автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения. При этом муниципальные образования Красноярского края не располагают необходимыми финансовыми ресурсами не только для строительства и реконструкции автомобильных дорог, но и для обеспечения комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования местного значения и их ремонту.
Финансовый риск связан с наполнением дорожного фонда Красноярского края в меньшем объеме, чем было учтено при его планировании. В случае уменьшения объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Красноярского края и отсутствия возможности его восполнения за счет средств краевого бюджета возникнет необходимость в уменьшении расходных обязательств, как следствие, не будут достигнуты плановые значения конечных результатов мероприятий программы.
В результате реализации программы останется значительная протяженность сети автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящаяся в неудовлетворительном состоянии, что негативно скажется на скорости транспортного сообщения, которая влияет на эффективность экономических связей и подвижность населения. Снижение скорости доставки грузов и пассажиров имеет негативный экономический и социальный эффект. При перевозке грузов он выражается в необходимости увеличения оборотных средств предприятий, а при перевозке пассажиров - в затрате времени людей, которое могло быть использовано на другие цели.
Кроме того, неудовлетворительное состояние дорог может повлечь дополнительные затраты как предприятий, так и рядовых автомобилистов, связанные с ухудшением технического состояния автомобильного транспорта.