Численность постоянного населения
Год | Все населения на начало года, человек | В том числе | В общей численности населения, процентов | ||
городское | сельское | городское | сельское | ||
2015 | 956896 | 624708 | 332188 | 65,3 | 34,7 |
2016 | 956689 | 627752 | 331937 | 65,4 | 34,6 |
2017 | 962835 | 630527 | 332308 | 65,5 | 34,5 |
2018 | 964330 | 632857 | 331473 | 65,6 | 34,4 |
2019 | 967009 | 637451 | 329558 | 65,9 | 34,1 |
В сельских поселениях республики (без учета сельских населенных пунктов, входящих в состав городских поселений) проживает 309,1 тыс. человек. Основная часть сельских поселений немногочисленна. Из всего населения сельских поселений 23,6 процента проживали в 10 крупных сельских поселениях с численностью жителей свыше 3 тыс. человек; 27,4 процента - в 55 поселениях с числом жителей от 1 до 3 тыс. человек. Около трети сельчан (32,1 процента) проживают в 140 поселениях, насчитывающих от 0,5 до 1 тыс. человек; 17 процентов - в 156 небольших поселениях с численностью до 500 человек. В отличие от городских и наиболее крупных сельских поселений они отличаются недостаточно развитой коммуникационной, транспортной и инженерной инфраструктурой, не обладают необходимыми условиями для развития предпринимательства, прежде всего, малого бизнеса, не имеют соответствующей современным условиям базы для оказания сельскому населению образовательных, медицинских, жилищно-коммунальных и социально-культурных услуг. Сельские территории характеризуются высоким уровнем безработицы и бедности:
доля сельского населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума - 49,9 процента (в городе - 50,1 процента) по данным 2016 г.;
наличие отопления на сельских территориях - 54,8 процента (в городах республики - 90 процентов);
наличие газа на сельских территориях - 21,6 процента (в городах республики - 39,3 процента);
наличие водопровода на сельских территориях - 7,2 процента (в городах республики - 80,9 процента);
более 97,8 процента жилищного фонда в сельской местности не оборудовано всеми видами благоустройства (в городах республики - 67,4 процента).
Ежегодно происходит сокращение численности сельского населения, с 2009 года численность населения, проживающего на сельских территориях, сократилась на 11,261 тыс. человек, с 2000 года - на 16,921 тыс. человек.
Основными факторами, препятствующими развитию сельских территорий, являются:
ведомственная разобщенность в управлении сельскими территориями, узкоотраслевой аграрный подход к развитию экономики села, а также отсутствие целостной стратегии и эффективных механизмов осуществления программ всестороннего сельского развития;
отсутствие понимания необходимости комплексного подхода к развитию сельских территорий в преодолении бедности, неравенства и безработицы;
ограничение доступа жителей села к ресурсам жизнеобеспечения и неэффективность их использования;
низкий уровень диверсификации сельской экономики, слабое задействование этнокультурного, природного и рекреационного потенциала сельских территорий;
недостаточное научное, статистическое и кадровое обеспечение развития сельских территорий;
существенное отставание уровня жизни значительной части населения сельских территорий от уровня жизни жителей городов;
низкий уровень предпринимательской активности;
высокий уровень иждивенческих настроений;
низкая транспортная связанность центров экономического роста между собой и с другими территориями, недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал Российской Федерации.
До 2013 года главным инструментом реализации Концепции устойчивого развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года".
С 2014 года реализация основных направлений Концепции устойчивого развития сельских территорий осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 июля 2013 г. N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года в Республике Саха (Якутия) " (далее - ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий").
В 2018 году ФЦП "Устойчивое развитие сельских территорий" преобразована в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма АПК), а с 2019 года преобразована в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" (далее - ВЦП) Госпрограммы АПК (с последующим продлением до 2025 года).
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2014 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) определены основные цели и задачи, стоящие перед Правительством Российской Федерации на период до 2024 года включительно.
Формирование современного облика сельских территорий должно быть обеспечено развитием новых технологий, задачи по которым также включены в Указ N 204 (ускорение технологического развития страны, увеличение числа организаций, осуществляющих технологические инновации, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере). Развитие новых технологий и их эффективное внедрение на территории страны будет способствовать созданию привлекательного образа жизни в сельской местности не только для сельского населения, но и для городского и обеспечит включенность сельских территорий в единое социально-экономическое пространство страны. Этим целям служит цифровизация экономики, являющаяся одним из основных направлений дальнейшего технологического развития. Она предполагает первоочередное расширение доступности мобильной связи и широкополосного доступа к сети Интернет для повышения качества жизни на селе, что будет обеспечено за счет развития технологий дистанционного предоставления социальных услуг в сфере образования, здравоохранения, досуга, государственных услуг, будет способствовать созданию удаленных рабочих мест и повышению уровня благосостояния населения.
На текущий момент в рамках утвержденных национальных проектов и отраслевых государственных программ предусмотрен ряд мероприятий, проводимых на сельских территориях. Вместе с тем, отсутствие четкого плана комплексного развития сельских территорий и, соответственно, скоординированных действий министерств и ведомств снижает эффективность проводимых мероприятий. С этой целью координация реализации мероприятий государственной программы с уже действующими планами развития сельских территорий в рамках государственных программ органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), федеральных и национальных проектов, региональных инициатив возлагается на Министерство сельского хозяйства Республики Саха (Якутия), которое отвечает за реализацию государственной программы, а также за совместное с отраслевыми министерствами и ведомствами формирование стандартов, определение критериев отбора проектов и показателей определения их эффективности, мониторинг национальных проектов в части, касающейся развития сельских территорий, определении стандартов качества жизни сельского населения и т.п.
Государственная программа Республики Саха (Якутия) "Комплексное развитие сельских территорий на 2020 - 2025 годы" (далее - государственная программа) реализуется совместно с другими государственными программами Республики Саха (Якутия): "Развитие здравоохранения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Развитие образования Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", "Обеспечение качественным жильем и повышение качества жилищно-коммунальных услуг на 2020 - 2024 годы", "Содействие занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Развитие культуры в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы и на плановый период до 2026 года", "Развитие физической культуры и спорта в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Инновационное и цифровое развитие в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Развитие промышленности и воспроизводство минерально-сырьевой базы в Республике Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2020 - 2024 годы", "Развитие энергетики Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы", "Формирование современной городской среды на территории Республики Саха (Якутия) ", "Экономическое развитие Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы".
Одним из основополагающих направлений реализации государственной программы является поддержка местных инициатив на основе принципа инициативного бюджетирования с учетом рекомендаций Комитета Государственной Думы Российской Федерации по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (решение от 5 февраля 2019 г. N 88/8).