Действующий

Об утверждении Территориальной схемы обращения с отходами Сахалинской области (с изменениями на 23 мая 2024 года)



10.5.1. Раздельное накопление ТКО, как перспектива создания сбора качественного вторичного сырья


Президентом России был подписан Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", закрепляющий в нашей стране раздельный сбор твердых бытовых отходов. В документе также содержатся меры, которыми физических лиц и организации будут стимулировать сортировать выбрасываемый мусор. Законодательство о раздельном сборе мусора рассчитано на многолетнюю реализацию и постепенный переход на цивилизованные нормы обращения с отходами.


Региональные власти имеют право для самостоятельного определения того, какое количество ТКО будет собираться в раздельном режиме. Накопление отходов - лицензируемая деятельность, так как она способна оказывать негативное воздействие на окружающую среду и самочувствие людей. Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" позволяет заниматься этим без оформления лицензии домохозяйствам и магазинам. Граждане могут напрямую продавать вторичное сырье, а у производителей товаров имеется возможность налаживания системы специализированного сбора.


В настоящий момент в нашей стране производится переработка лишь небольшой доли от всего образующегося мусора - она составляет около 10 процентов. Технологические возможности перерабатывающих предприятий позволяют увеличить эту долю, но для начала нужно решить проблему с сильной загрязненностью пищевыми отходами. Эксперты говорят о том, что в России пока рано повсеместно устанавливать отдельные контейнеры для бумажного, пластикового и стеклянного мусора. Начинать нужно с разделения отходов на две части - пищевые отходы и все остальное, представляющее собой потенциальные вторичные ресурсы. Наиболее востребованными у переработчиков являются такие материалы, как стекло, бумага, пластик и лом металлов. В России хорошо налажена система переработки гофрокартона - он примерно на 80 процентов используется вторично.


При отделении вторсырья от общего объема смешанных отходов количество последних уменьшается. Крупные организации, занимающиеся вывозом мусора, несут от этого убытки, так как они получают оплату именно за вывезенный объем. В такой ситуации инициаторы установки баков для вторсырья могут столкнуться с противодействием.


Региональный оператор имеет право не разрешить другим компаниям выстраивать систему РСО на контейнерных площадках, о чем написано в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (п. 21): "Запрещается организовывать места сбора отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора".


Для сокращения объемов полигонного захоронения необходимо повышать эффективность сортировки - это возможно только при предварительном раздельном накоплении. Дополнительным стимулом можно считать возможность сотрудничать с компаниями, реализующими РОП, и "обменивать" финансирование системы РСО на акты утилизации.


Существует вероятность, что региональный оператор не захочет разрушать налаженную систему и интегрирует действующие проекты в свою работу на основе агентских соглашений. В 2018 году в понятийном аппарате появилась новинка (Федеральный закон от 31.12.2017 N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") - отдельный от ТКО термин "отходы от использования товаров" (ОИТ). Если это не ТКО, то логично считать, что к ним не предъявляются требования как к этому типу отходов и что их можно накапливать вне контейнерных площадок.


Состав ТКО жилищного фонда и предприятий резко отличается. В соответствии со справочником "Санитарная очистка и уборка населенных мест" в таблице 10.2 представлен морфологический состав ТКО жилищного фонда и предприятий.


Таблица 10.2. Морфологический состав твердых коммунальных отходов для жилищного фонда и предприятий.

N п/п

Компонент

Процентное содержание, % по массе

жилищный фонд

предприятия

1.

Бумага, картон

37 - 41

45 - 52

2.

Пищевые отходы

27 - 37

13 - 16

3.

Дерево

1 - 2

3 - 5

4.

Черный металлолом

3 - 4

3 - 4

5.

Цветной металлолом

1 - 2

1 - 4

6.

Текстиль

3 - 5

3 - 5

7.

Пластмасса

5 - 6

8 - 12

8.

Стекло

2 - 3

1 - 2

9.

Кости

1 - 2

1 - 2

10.

Кожа, резина

0,5 - 1

1 - 2

12.

Камни, штукатурка

0,5 - 1

2 - 3

13.

Прочее

1 - 2

2 - 3

14.

Отсев (менее 15 мм)

5 - 7

5 - 7


Наиболее отличительные показатели имеют компоненты: бумага, картон и пищевые отходы. На предприятиях доля бумаги и картона в общем объеме образования коммунальных отходов заметно выше, чем в жилищном фонде, так как на предприятиях бумага и картон, как правило, используются в качестве упаковочных материалов в широком ассортименте (продукты питания, канцелярские товары и т.д.). На предприятиях доля пищевых отходов в общем объеме образования коммунальных отходов заметно ниже, чем в жилищном фонде, так как на предприятиях, как правило, сотрудники пользуются услугами предприятий общественного питания.


Необходимо на уровне региона вести политику стимулирования раздельного сбора отходов производства и потребления.


В разрезе ТКО необходимо начинать с объектов общественного назначения. Объекты общественного назначения могут в пределах своего предприятия организовывать селективный сбор отходов, в этом случае:


1. Необходимо не применять к таким предприятиям нормативы накопления, действующие в регионе, при условии строгой отчетности со стороны предприятия о количестве собранного и переданного на утилизацию вторичного сырья;