Соотношение спроса работодателей на работников и предложения на рынке труда Чукотского автономного округа в разрезе групп занятий (на конец 2020 года)
Группы занятий | Численность безработных, человек (предложение рынка труда) | Кол-во вакансий, единиц (спрос рынка труда) | Напряженность рынка труда (число безработных на 1 вакансию) |
Руководители | 40 | 127 | 0,3 |
Специалисты высшего уровня квалификации | 48 | 234 | 0,2 |
в том числе: специалисты в области науки и техники | 9 | 80 | 0,1 |
специалисты в области здравоохранения | 0 | 80 | - |
из них: врачи | 0 | 67 | - |
специалисты в области образования | 20 | 22 | 0,3 |
специалисты в сфере бизнеса и администрирования | 10 | 17 | 0,6 |
специалисты по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ) | 1 | 10 | 0,1 |
специалисты в области права, гуманитарных областей и культуры | 8 | 25 | 0,3 |
Специалисты среднего уровня квалификации | 20 | 178 | 0,1 |
в том числе: специалисты-техники в области науки и техники | 6 | 41 | 0,2 |
средний медицинский персонал здравоохранения | 3 | 118 | 0,03 |
средний специальный персонал по экономической и административной деятельности | 8 | 11 | 07 |
Служащие, занятые подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием | 22 | 34 | 0,7 |
Работники сферы обслуживания и торговли, охраны граждан и собственности | 61 | 158 | 0,4 |
Квалифицированные работники сельского и лесного хозяйства, рыбоводства и рыболовства | 39 | 67 | 0,6 |
Квалифицированные рабочие промышленности, строительства, транспорта и рабочие родственных занятий | 60 | 334 | 0,2 |
Операторы производственных установок и машин, сборщики и водители | 62 | 173 | 0,4 |
Неквалифицированные рабочие | 240 | 46 | 5,2 |
Ранее не работали | 47 | - | - |
Уровень зарегистрированной безработицы на 1 января 2021 года составил 2,2%, что на 0,1% превышает уровень регистрируемой безработицы на начало 2020 года.
Среди основных проблем на рынке труда выделяется высокая безработица в сельской местности.
Безработица в сельской местности - это перманентная проблема для округа, основной причиной которой является дефицит рабочих мест из-за узкоотраслевой специализации экономики и сложности в трудоустройстве граждан в связи с низким спросом на рабочую силу. Профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы выражается в несоответствии профессионально-квалификационных характеристик претендентов требованиям работодателей с одной стороны и неудовлетворенностью самих претендентов условиями и оплатой труда, предлагаемыми работодателями, с другой стороны.
В целях предотвращения роста уровня безработицы и напряженности на рынке труда, создания условий для повышения эффективности занятости населения и преодоления существующих проблем на рынке труда в рамках Государственной программы "Развитие занятости населения Чукотского автономного округа" реализуется подпрограмма" Содействие занятости населения и социальная поддержка безработных граждан". Также в рамках Государственной программы "Развитие занятости населения Чукотского автономного округа" в округе реализуется подпрограмма "Повышение мобильности трудовых ресурсов", направленная на привлечение трудовых ресурсов на территорию Чукотского автономного округа, в рамках которой работодателям, испытывающим потребность в трудовых ресурсах, предоставляется финансовая поддержка при приеме на работу работников из других субъектов Российской Федерации.
В Чукотском автономном округе действует нормативная база, определяющая механизмы поддержки инвестиционной деятельности, включая предоставление налоговых льгот, и гарантии неухудшения положения инвесторов при изменении внешних факторов.
Законом Чукотского автономного округа от 18 мая 2015 года N 47-ОЗ "О некоторых вопросах налогового регулирования в Чукотском автономном округе" и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления закреплена система налоговых преференций для участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, а также по специальным режимам налогообложения (двухлетние налоговые каникулы для определенных видов деятельности, сниженные ставки по упрощенной системе налогообложения, единому налогу на временный доход).
Для малого и среднего бизнеса действует комплекс мер поддержки - финансовая, имущественная, консультационная. При этом объемы средств окружного бюджета, направляемые на развитие и поддержку предпринимательства, ежегодно увеличиваются, а меры поддержки расширяются и оптимизируются.
Активно работают региональные институты развития бизнеса, такие, как гарантийный фонд, центр поддержки предпринимательства, созданные на базе Некоммерческой организации "Фонд развития экономики Чукотки". Запущен первый на Чукотке промышленный парк.
Развитие территориально-отраслевых кластеров и реализация инвестиционных проектов в долгосрочной перспективе приведет к увеличению потребности в трудовых ресурсах.
Частично потребность будет компенсирована привлечением квалифицированных трудовых мигрантов из других регионов России, в связи с чем прогнозируется миграционный прирост населения в регион.
При этом Чукотский автономный округ относится к числу территорий с незначительными объемами привлечения иностранной рабочей силы (ИРС). Данные по привлечению иностранных работников в Чукотский автономный округ представлены в таблице 3: