(с изменениями на 17 февраля 2022 года)
(в ред. распоряжения Правительства Кировской области от 17.02.2022 N 16)
В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 35.1 статьи 24 Закона Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области" в целях реализации ответственной долговой политики Кировской области и повышения ее эффективности:
1. Утвердить основные направления государственной долговой политики Кировской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов согласно приложению.
2. Признать утратившим силу распоряжение Правительства Кировской области от 04.12.2020 N 350 "Об утверждении основных направлений государственной долговой политики Кировской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
3. Настоящее распоряжение вступает в силу с 01.01.2022.
Председатель Правительства
Кировской области
А.А.ЧУРИН
Утверждены
распоряжением
Правительства Кировской области
от 10 ноября 2021 г. N 213
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
(в ред. распоряжения Правительства Кировской области от 17.02.2022 N 16)
1. Общие положения.
В соответствии с Законом Кировской области от 24.10.2013 N 336-ЗО "О бюджетном процессе в Кировской области":
разработку и утверждение основных направлений государственной долговой политики Кировской области, управление государственным долгом Кировской области, предоставление государственных гарантий Кировской области осуществляет Правительство Кировской области;
государственные заимствования от имени Кировской области, функции эмитента государственных ценных бумаг Кировской области выполняет министерство финансов Кировской области.
Основные направления государственной долговой политики Кировской области учитываются при формировании и исполнении областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Итоги реализации государственной долговой политики Кировской области.
С 2017 года основной целью государственной долговой политики Кировской области является снижение долговой нагрузки областного бюджета. В итоге за период с 2017 по 2019 год объем государственного долга Кировской области снизился на 1,9 млрд. рублей, долговая нагрузка уменьшилась на 22,5%.
В 2020 году, несмотря на ухудшение экономической ситуации, связанное с распространением коронавирусной инфекции и необходимостью принятия мер по профилактике и устранению ее последствий, Кировской области удалось не нарастить государственный долг, сохранить его на уровне 2019 года, тогда как общий объем государственного долга субъектов Российской Федерации за 2020 год увеличился на 18,1%.
На 01.01.2021 объем государственного долга Кировской области составил 24,3 млрд. рублей (72,6% от фактического объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета за 2020 год).
Структура государственного долга Кировской области представлена в таблице.
Таблица
Вид долгового обязательства | На 01.01.2019 (факт) | На 01.01.2020 (факт) | На 01.01.2021 (факт) | |||
млн. рублей | % | млн. рублей | % | млн. рублей | % | |
Бюджетные кредиты, привлеченные в областной бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 15 755,7 | 62,7 | 14 973,0 | 61,7 | 17 973,0 | 74,0 |
Кредиты, привлеченные в областной бюджет от кредитных организаций | 9 311,7 | 37,0 | 9 311,7 | 38,3 | 6 311,7 | 26,0 |
Государственные ценные бумаги Кировской области | 0,001 | 0,0 | 0,001 | 0,0 | 0,001 | 0 |
Государственные гарантии Кировской области | 65,5 | 0,3 | 0,0 | 0,0 | 0 | 0 |
Общий объем государственного внутреннего долга Кировской области | 25 132,9 | 100,0 | 24 284,7 | 100,0 | 24 284,7 | 100 |
Все долговые обязательства Кировской области выражены в валюте Российской Федерации. Обязательств, выраженных в иностранной валюте, Кировская область не имеет.
В структуре долговых обязательств Кировской области наибольший удельный вес занимают бюджетные кредиты, предоставленные из федерального бюджета. Весь объем задолженности по данным кредитам реструктурирован и уменьшается на сумму частичного погашения обязательств в соответствии с установленными графиками возврата кредитов.
В 2021 году в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведена работа по продлению до 2029 года периода погашения бюджетного кредита, предоставленного Кировской области из федерального бюджета в декабре 2020 года. Основным условием продления периода погашения бюджетного кредита является направление средств, высвобождаемых в результате уменьшения годового объема погашения основного долга по кредиту, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
В ходе исполнения областного бюджета особое внимание уделяется выполнению условий реструктуризации бюджетных кредитов по направлению высвобождаемых средств на цели, установленные федеральным законодательством, и непревышению уровня долговой нагрузки областного бюджета, установленного соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
В отношении кредитов кредитных организаций действует принцип непревышения объема коммерческих заимствований сверх общего объема погашения задолженности по долговым обязательствам в текущем году, а также обеспечивается возможность привлечения кредитов кредитных организаций в областной бюджет по ставкам не выше уровня ключевой ставки Банка России, увеличенного на 1% годовых.
В процессе реализации государственной долговой политики Кировской области большое внимание уделяется работе по минимизации расходов на обслуживание государственного долга Кировской области, основной объем которых складывается из процентных платежей по кредитам кредитных организаций.
В целях минимизации расходов на обслуживание государственного долга Кировской области используются возможности досрочного погашения банковских кредитов, в том числе за счет временно свободных средств на счете областного бюджета, досрочного рефинансирования кредитов за счет привлечения кредитов с более низкими процентными ставками, а также возможность снижения процентных ставок по действующим кредитам путем внесения изменений в заключенные государственные контракты.
В связи с отсутствием возникновения кассовых разрывов в ходе исполнения областного бюджета 2021 года заимствование временно свободных средств областных государственных бюджетных и автономных учреждений не осуществлялось. Привлечение краткосрочных бюджетных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков средств на едином счете бюджета в 2021 году также не осуществлялось. В рамках лимита, установленного Министерством финансов Российской Федерации для Кировской области, в 2021 году согласовано предоставление данных бюджетных кредитов шести муниципальным образованиям Кировской области.
Обязательства по государственным гарантиям Кировской области в структуре государственного долга Кировской области отсутствуют. Отсутствие данных обязательств в составе государственного долга положительно оценивается с точки зрения финансовой и долговой устойчивости Кировской области.
В июне 2021 года международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило Кировской области долгосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной и национальной валюте "BB-", а в августе 2021 года российское рейтинговое агентство "Эксперт РА" подтвердило рейтинг кредитоспособности Кировской области по российской национальной шкале на уровне "ruBBB+".
По результатам оценки долговой устойчивости, проведенной Министерством финансов Российской Федерации по итогам 2020 года, и исходя из плановых бюджетных показателей 2021 года Кировская область относится к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.
Для повышения долговой устойчивости Кировской области необходимо дальнейшее уменьшение уровня долговой нагрузки областного бюджета, поэтапное снижение которой является одной из основных задач государственной долговой политики Кировской области.
3. Основные факторы, определяющие характер и направления государственной долговой политики Кировской области.
Основными факторами, определяющими характер и направления государственной долговой политики Кировской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, являются:
уровень долговой нагрузки областного бюджета, в том числе по коммерческим заимствованиям;
необходимость своевременного обеспечения источниками финансирования принятых бюджетных обязательств;
необходимость выполнения условий реструктуризации федеральных бюджетных кредитов;
изменения бюджетного законодательства, регулирующего вопросы управления государственным долгом;
денежно-кредитная политика Банка России, уровень ключевой ставки Банка России;
ситуация на внутреннем долговом рынке.
4. Цели, задачи и приоритеты государственной долговой политики Кировской области.
Основной целью государственной долговой политики Кировской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является снижение долговой нагрузки областного бюджета.
Реализация долговой политики Кировской области будет направлена на решение следующих задач:
поэтапное снижение долговой нагрузки областного бюджета и повышение долговой устойчивости Кировской области;
обеспечение постоянного доступа областного бюджета к внутренним источникам заемного капитала на приемлемых условиях, минимизацию стоимости заимствований;
оптимизацию структуры государственных внутренних заимствований, минимизацию доли краткосрочных заимствований, минимизацию рисков рефинансирования краткосрочных кредитов;
своевременное и полное исполнение принятых долговых обязательств, повышение прозрачности системы управления государственным долгом, поддержание доверия кредиторов.
Реализация поставленных задач будет нацелена на достижение следующих результатов:
обеспечение в 2022 - 2024 годах дефицита областного бюджета на уровне не более 10% от суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за соответствующий финансовый год;
обеспечение на 01.01.2023 доли общего объема государственного долга Кировской области не более 53% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2022 год, на 01.01.2024 доли общего объема государственного долга не более 44% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2023 год, на 01.01.2025 доли общего объема государственного долга не более 35% суммы доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2024 год;