В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград", постановлением администрации Волгограда от 12 мая 2016 г. N 650 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период", руководствуясь статьями 7, 39 Устава города-героя Волгограда, администрация Волгограда постановляет:
1. Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
2. Внести на рассмотрение в Волгоградскую городскую Думу проект решения Волгоградской городской Думы о бюджете Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит опубликованию в установленном порядке.
Временно исполняющий полномочия
главы Волгограда
В.В.МАРЧЕНКО
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОЛГОГРАДА НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - прогноз) разработан в соответствии:
с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
с решением Волгоградской городской Думы от 25 января 2017 г. N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года";
с решением Волгоградской городской Думы от 15 июля 2015 г. N 32/1002 "Об утверждении Положения о стратегическом планировании в городском округе город-герой Волгоград";
с постановлением администрации Волгограда от 12 мая 2016 г. N 650 "Об утверждении Порядка разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Волгограда на среднесрочный период".
Прогноз разработан с учетом реализации положений указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204), от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике, одобренного протоколом Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 36 (далее - Общенациональный план действий).
Исходными данными для разработки основных показателей прогноза являются:
основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемых изменений цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанные Министерством экономического развития Российской Федерации (основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов);
основные показатели прогноза социально-экономического развития Волгоградской области на 2022 - 2024 годы, разработанные комитетом экономической политики и развития Волгоградской области;
отчетные данные предыдущих лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области;
итоги социально-экономического развития Волгограда за 2020 год и первое полугодие 2021 г.
В рамках исполнения Указа N 204 на территории Волгограда будут реализовываться национальные проекты "Демография", "Образование", "Жилье и городская среда", "Экология", "Безопасные и качественные дороги", "Культура", "Цифровая экономика", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Сценарные условия развития экономики Российской Федерации, положенные в основу прогноза, разработаны Министерством экономического развития Российской Федерации в двух вариантах - базовом и консервативном.
Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики, включая реализацию Общенационального плана действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
В базовом варианте:
темп роста экономики в целом за 2021 год оценивается на уровне 4,2% на фоне наращивания добычи полезных ископаемых сделки стран - участников Международной межправительственной организации, созданной нефтедобывающими странами в целях контроля квот добычи на нефть (ОПЕК+). В 2022 году рост валового внутреннего продукта (ВВП) составит 3,0%, на что повлияет окончание сделки ОПЕК+ в соответствии с согласованными параметрами. В среднесрочной перспективе рост ВВП продолжится темпом около 3% с учетом реализации структурных мер макроэкономической политики, в том числе в части запуска нового инвестиционного цикла;
инфляция в годовом выражении составит в 2021 году 5,8% (к декабрю 2020 г.), учитывая принятые Правительством Российской Федерации меры по стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары. В среднесрочной перспективе инфляция ожидается вблизи целевого уровня в 4%;
среднегодовая цена на нефть марки "Юралс" в 2021 году составит 66,0 долларов США за баррель; в 2022 году - снизится до 62,2 долларов США за баррель, в среднесрочной перспективе - до 58,4 - 55,7 долларов США за баррель;
среднегодовой курс российской валюты в 2021 году прогнозируется на уровне 73,6 рубля за доллар США, в 2022 году - 72,1 рубля за доллар США. В среднесрочной перспективе курс рубля ожидается на уровне 72,7 - 73,6 рубля за доллар США.
Консервативный вариант основан на предпосылке о более затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Прогноз рассчитан по двум вариантам развития экономики: базовый и консервативный (в основу прогноза положен базовый вариант). Для разработки параметров проекта бюджета Волгограда на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов рекомендуется использовать базовый вариант прогноза. Макроэкономические показатели прогноза приведены в приложении 1 к прогнозу.
Основой структуры прогноза является стратегическая линия, обозначенная в стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года, утвержденная решением Волгоградской городской Думы от 25 января 2017 г. N 53/1539 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Волгограда до 2030 года" (далее - стратегия социально-экономического развития Волгограда до 2030 года).
На социально-экономическое развитие Волгограда по итогам 2020 года значительное влияние оказало распространение новой коронавирусной инфекции, которое стало масштабным вызовом для всех российских городов и экономики страны в целом.
Введенные на федеральном и региональном уровнях ограничительные меры в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции наиболее затронули такие сферы деятельности как торговля, сфера услуг, в том числе в области спорта, культуры и досуга, общественное питание, перевозки, туризм.
Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Оборот розничной торговли снизился на 9,9% (по Волгоградской области снижение по показателю составило 6,2%, по Российской Федерации - 4,1%). При этом в сегменте непродовольственных товаров снижение достигло 8,3%, продовольственных товаров - 12,1%. Оборот общественного питания снизился на 18,4% ввиду остановки основной работы кафе, ресторанов, столовых и баров (в Российской Федерации - на 20,7%).
Промышленное производство и строительная отрасль внесли основной вклад в экономический рост в 2020 году. Объем произведенной продукции промышленного производства вырос на 2,2% (по Волгоградской области снизился на 0,7%, по Российской Федерации - снижение на 2,9%). Рост обеспечен увеличением физических объемов обрабатывающих производств, а также электрической энергии, газа и пара. Количество введенного в Волгограде жилья увеличилось по сравнению с предыдущим годом на 10,5%, что характерно и для Волгоградской области (+5,8%), по Российской Федерации отмечено снижение показателя на 1,8%. При этом объем строительных работ в городе сократился (-9,2%), что характерно для Волгоградской области (-3,8%), но по Российской Федерации отмечается рост (+0,1%).
В 2020 году оплата труда наемных работников и социальные трансферты с учетом инфляции демонстрировали положительную динамику. Среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций выросла на 2,0%, по крупным и средним предприятиям - на 6,0%. Рост заработной платы происходил в условиях существенного роста безработицы (2,64% против 0,43% за 2019 год).
Более позитивная ситуация в социальном секторе экономики обусловлена реализуемыми мерами Правительства Российской Федерации, которые были направлены на сохранение доходов граждан (работающих и временно оставшихся без работы, семей с детьми). Меры прямой финансовой поддержки включали, в том числе, единовременные выплаты семьям с детьми, расширение выплат пособий по безработице, увеличение минимального размера выплат по больничным листам и упрощение порядка их оформления и другие. Меры поддержки бизнеса в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (прямые гранты субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), отсрочки и списания по налоговым, страховым и арендным платежам, программы льготного кредитования и др.) были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса в целях высвобождения средств на выплату заработных плат.
В целом по итогам 2021 года ожидается частичное восстановление экономики, однако восстановление пока не завершено. Проведенная оценка экономической ситуации текущего года предполагает постепенное восстановление потребительского спроса. С учетом более значительного влияния карантинных ограничений 2020 года прирост оборота розничной торговли в текущем году составит 6,9% в сопоставимых ценах, оборота общественного питания - 9,1%, объема платных услуг - 11,3%. При этом в абсолютных значениях оборот розничной торговли и объем платных услуг превысят допандемийный уровень, а оборот общественного питания - так и не достигнет его (как наиболее пострадавшая отрасль в период новой коронавирусной инфекции).
Производственная отрасль в 2021 году покажет снижение - индекс промышленного производства составит 91% (на 01 июля 2021 г. - 95,8%). Причина этого - переход на новую схему работы (процессинг) основного промышленного предприятия - общества с ограниченной ответственностью (ООО) "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" (Лукойл-ВНП), доля которого в общем объеме производства занимает около 60%. Частично компенсировать падение производства будут химическое и металлургическое производство, по которым ожидается прирост объемов производства.
Небольшой рост (+0,5%) покажет объем инвестиций в основной капитал и объем строительных работ (+1,0%). Объем жилищного строительства увеличится также незначительно (+4,8%).
На рынке труда происходит последовательное улучшение ситуации. Отмечается снижение уровня официально зарегистрированной безработицы (на 01 июля 2021 г. - до 0,46% против 2,64% за 2020 год). Одновременно сокращается и численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости (на 01 июля 2021 г. - до 2,3 тыс. человек против 13,3 тыс. человек на 01 января 2021 г.). По итогам 2021 года ожидается, что уровень официально зарегистрированной безработицы опустится до допандемийного уровня (0,44%).
В условиях восстановления рынка труда продолжит рост среднемесячная заработная плата по полному кругу организаций (+9,5%). При этом ожидается активный компенсационный рост среднедушевых денежных доходов населения (+17,4% после падения на -6,9% в 2020 году), главным образом, за счет доходов от предпринимательской деятельности, доходов от собственности и "прочих" доходов, которые продемонстрировали существенный спад в 2020 году.
Экономические последствия распространения новой коронавирусной инфекции в мире до конца не преодолены, более того, ожидается очередная волна ее распространения. Во многих странах вновь введены либо продлены карантинные ограничения в целях борьбы с ростом заболеваемости. В связи с этим сохраняется повышенная неопределенность траектории экономического развития, которая будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Несмотря на это, экономическое развитие Волгограда в среднесрочном периоде предполагается как развитие промышленного, транспортно-логистического, туристического и научного центров. Этому будет способствовать реализация на территории Волгограда Общенационального плана действий, участие в реализации восьми национальных проектов, государственных программах Волгоградской области и Российской Федерации.
4.1. Развитие человеческого капитала