В целях подготовки проекта закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", руководствуясь положениями Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204, от 21.07.2020 N 474, с учетом положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанных Минфином России, основных направлений налоговой политики Мурманской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, основных направлений долговой политики Мурманской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, а также Программы оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы, государственных программ Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления бюджетной политики Мурманской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной политики).
2. Рекомендовать государственным органам Мурманской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Мурманской области в своей деятельности руководствоваться Основными направлениями бюджетной политики.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Мурманской области учитывать положения, установленные Основными направлениями бюджетной политики, при составлении проектов решений о местных бюджетах на 2022 год (на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов), принимаемых соответствующими представительными органами.
4. Признать утратившим силу постановление Правительства Мурманской области от 11.11.2020 N 782-ПП "Об основных направлениях бюджетной политики Мурманской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
При подготовке основных направлений бюджетной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Основные направления бюджетной политики) учтены положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597, от 01.06.2012 N 761, от 28.12.2012 N 1688, от 07.05.2018 N 204, от 21.07.2020 N 474 (далее - указы Президента Российской Федерации), Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 года N 117-р, Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанных Минфином России, основных направлений налоговой политики Мурманской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, основных направлений долговой политики Мурманской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, Программы оздоровления государственных финансов Мурманской области на 2019 - 2024 годы, государственных программ Мурманской области, иных документов.
Целью разработки Основных направлений бюджетной политики является определение условий и подходов к формированию проекта областного бюджета на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Бюджетная политика на 2022 - 2024 годы направлена на обеспечение социальной и финансовой стабильности в Мурманской области, создание условий для устойчивого социально-экономического развития региона в соответствии с национальными целями развития страны в части, установленной для региона, и с учетом реализуемых на федеральном и региональном уровнях мер по развитию Арктической зоны Российской Федерации, а также результатов реализации Плана мероприятий по приоритетным направлениям развития Мурманской области до 2023 года и на период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Мурманской области от 27.12.2019 N 274/1-РП (далее - План приоритетных направлений развития).
Кроме того, с учетом разработанного на федеральном уровне комплекса мер, направленных на опережающее развитие инфраструктуры субъектов Российской Федерации, в 2022 году и плановом периоде будут активно использоваться механизмы инфраструктурного меню путем привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, реструктуризации бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, использования иных механизмов.
Основные направления бюджетной политики Мурманской области сохраняют преемственность в отношении определенных ранее приоритетов по обеспечению долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы региона с учетом безусловного исполнения всех принятых обязательств и скорректированы исходя из текущей экономической ситуации и необходимости реализации первоочередных задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации, а также мер, предусмотренных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, в том числе в части увеличения вложений в поддержку инвестиций в инфраструктуру.
Основным инструментом достижения целей бюджетной политики, обеспечивающим повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированность на достижение целей государственной политики, продолжают оставаться государственные программы Мурманской области, включающие в себя региональные проекты, реализуемые в рамках национальных проектов, а также иные региональные проекты, определяемые Советом по стратегическому развитию Мурманской области.
Основными задачами бюджетной политики на 2022 - 2024 годы являются:
- стратегическая приоритизация расходов с учетом достижения национальных целей развития страны, Плана приоритетных направлений развития с учетом развития института государственных программ, в том числе на проектных принципах управления;
- повышение качества управления региональными финансами и соблюдение надлежащей финансовой дисциплины всеми главными распорядителями и получателями бюджетных средств;
- реализация мер по повышению эффективности использования бюджетных средств, в том числе путем выполнения мероприятий по оздоровлению государственных финансов Мурманской области;
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов бюджета;
- совершенствование механизма внутреннего государственного финансового контроля в соответствии с утвержденными федеральными стандартами;
- совершенствование социальной поддержки граждан на основе применения принципов адресности и нуждаемости;
- совершенствование межбюджетного регулирования;
- осуществление контроля за состоянием кредиторской задолженности по бюджетным обязательствам Мурманской области;
- недопущение возникновения просроченной кредиторской задолженности по заработной плате и социальным выплатам;
- сохранение на безопасном уровне объема государственного долга Мурманской области, поддержание параметров дефицита областного бюджета в пределах установленных ограничений;
- обеспечение открытости и прозрачности информации об управлении общественными финансами, обеспечение широкого вовлечения населения региона в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами как операционного, так и стратегического уровня предполагается:
- переход на полное казначейское обслуживание с передачей органу Федерального казначейства функций по исполнению бюджета;
- продолжение взаимодействия с Управлением Федерального казначейства по Мурманской области в части обмена соответствующей информацией в целях обеспечения зачисления в областной бюджет доходов от операций по управлению временно свободных средств на едином казначейском счете;
- осуществление казначейского сопровождения бюджетных средств, определенных законом об областном бюджете;
- осуществление органом Федерального казначейства бюджетного мониторинга в системе казначейских платежей, предусматривающего межведомственное взаимодействие между органами государственного контроля в целях предупреждения (предотвращения) нарушений законодательства Российской Федерации при осуществлении операций со средствами, предоставленными из бюджета;
- привлечение бюджетных кредитов из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, реструктуризация бюджетных кредитов в целях инфраструктурной поддержки реализации новых инвестиционных проектов, использование иных инструментов инфраструктурного меню;
- соблюдение условия об осуществлении Управлением Федерального казначейства по Мурманской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации казначейского сопровождения средств, источником финансового обеспечения которых являются средства бюджетного кредита;
- применение режима первоочередных расходов, позволяющего не допускать проведение кассовых выплат при наличии у бюджетных и автономных учреждений просроченной кредиторской задолженности по расходам на оплату труда и уплату взносов по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда и иные выплаты работникам, а также неисполненных исполнительных документов и решений налоговых органов;
- совершенствование процедур государственных закупок, исключение избыточных и устаревших требований, оптимизация и автоматизация работы в контрактной системе как заказчиков, так и поставщиков, внедрение электронного документооборота на всех этапах закупки;
- реализация мер по восстановлению платежеспособности муниципальных образований во исполнение пункта 4 статьи 168.4 Бюджетного кодекса;
- учет результатов рассмотрения оценки налоговых расходов при формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики Мурманской области, а также при проведении оценки эффективности реализации государственных программ Мурманской области.
Прогноз доходов областного бюджета на 2022 - 2024 годы основан на базовом варианте прогноза социально-экономического развития Мурманской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, предусматривающем стабильный рост экономики Мурманской области, основанный на увеличении инвестиционного и экспортного потенциала, развитии человеческого капитала, росте реальных доходов населения, сохранении деловой активности, а также повышении устойчивости всех сфер жизнедеятельности к эпидемиологическим шокам.
Прогноз доходов сформирован с учетом изменений в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, принятых или планируемых к введению с 1 января 2022 года.
При формировании прогноза доходов областного бюджета были учтены:
- сохранение на 2022 - 2024 годы установленных на 2021 год нормативов зачисления между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов, в размере 25,1 % и 74,9 % соответственно;
- сохранение на 2022 - 2024 годы установленных на 2021 год нормативов распределения акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, в следующих размерах:
77,7 % указанных доходов распределяются в целях формирования дорожных фондов субъектов Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов;
22,3 % - в целях реализации национального проекта "Безопасные качественные дороги";
- увеличение норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % (за исключением пива, вин, фруктовых вин, игристых вин (шампанских), винных напитков, изготавливаемых без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята), подлежащих распределению в бюджеты субъектов Российской Федерации, с 80 % до 84 % при одновременном снижении норматива распределения между субъектами Российской Федерации с 37,5 % в 2021 году до 35,7 % в 2022 - 2024 годах, установленного для Мурманской области;
- применение норматива зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации доходов от уплаты акцизов на спирт этиловый, произведенный из пищевого или непищевого сырья на территории Российской Федерации, акцизов на спиртосодержащую продукцию, произведенную на территории Российской Федерации, в размере 50 % объема указанных доходов;
- индексы-дефляторы на продукцию крупнейших предприятий региона;