(в ред. Постановления Администрации города Рязани от 14.11.2022 N 9426)
Город Рязань является одним из крупных муниципальных образований, административным, промышленным, научным, общественно-культурным центром ЦФО. Решение важных вопросов обеспечения жизнедеятельности города во многом осуществляется при непосредственном участии населения, в том числе его самой активной части - объединений ТОС. Под ТОС понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, городского округа, внутригородского района для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения. Согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) ТОС может быть зарегистрировано в организационно-правовой форме юридического лица и становится, таким образом, общественной организацией и значимой частью некоммерческого сектора страны.
В городе Рязани по состоянию на сентябрь 2021 года зарегистрировано 62 комитета ТОС, работающих на общественных началах как в многоквартирном фонде, так и в частном секторе. При этом ТОС представляет собой структуру, объединяющую под своим началом советы многоквартирных домов, ТСЖ, а также старших по улицам. Активисты ТОС успешно реализуют функцию общественного жилищного контроля, работая в качестве общественных жилищных инспекторов. Положительный опыт города Рязани стал востребован жителями в областном масштабе, с 2015 года продолжается процесс учреждения ТОС в Рязанской области.
Отдельные рязанские практики входят в библиотеку лучшего общероссийского опыта в сфере ТОС. Наблюдается повышенный интерес к результатам деятельности рязанских ТОС со стороны федеральных, межмуниципальных структур, муниципальных образований других регионов. Основная тенденция развития системы ТОС города Рязани на современном этапе - внедрение инновационных технологий (в том числе IT-технологий), повышающих качество представительства интересов жителей через форму ТОС, эффективность взаимодействия жителей и органов местного самоуправления при посредничестве ТОС.
Система ТОС города Рязани обеспечивает постоянную обратную связь органов местного самоуправления с жителями, позволяет оперативно информировать власть и жителей о проблемах и их решении, согласовывать интересы, а также направлена на выявление общественных инициатив, их поддержку и реализацию. Системно комитетами ТОС по месту жительства выполняются сложные функции, осуществляется помощь в решении вопросов местного значения. Ведется большая информационно-разъяснительная работа с жителями, проводятся субботники и озеленительные работы, культурно-массовые мероприятия и события сферы дворового спорта. ТОС юридическими лицами организована работа общественных приемных ТОС. На базе ТОС организовано взаимодействие жителей с городскими службами по благоустройству, управляющими компаниями, работает система взаимодействия по таким ключевым вопросам, как зимнее грейдирование, асфальтировка и освещение. Комитеты ТОС стали катализаторами общественных перемен. Преодолевается иждивенчество и недоверие власти, жители вовлечены в созидательные процессы и видят результат общих усилий, атмосфера территорий ТОС становится более доброжелательной, люди - приветливыми, отзывчивыми и счастливыми.
ТОС города Рязани зарекомендовали себя как активные участники федеральных и региональных конкурсов для некоммерческих организаций, имеющих социальную направленность и участвующих в развитии институтов гражданского общества. Таким образом, ТОС стали важной составляющей строительства гражданской сферы на местах. Здесь потенциал ТОС также только начал раскрываться. Новым направлением деятельности может стать статус ТОС в качестве исполнителей общественно полезных услуг.
На основании пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны содействовать населению в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и участии населения в осуществлении местного самоуправления. Действительно, комплексное развитие общественного самоуправления требует правового, экономического, информационно-методического, организационного, материально-технического сопровождения, осуществление которого возможно только при поддержке органов местного самоуправления.
Уровень развития гражданского общества во многом определяется количеством и направленностью деятельности действующих некоммерческих организаций и объединений, отражающих определенные индивидуальные и групповые интересы и потребности. В последние годы в России уделяется особое внимание развитию НКО на местном уровне. Формируются рейтинги муниципальных образований по уровню поддержки НКО, а также разрабатываются соответствующие муниципальные программы, усиливается взаимодействие некоммерческих организаций и органов власти.
Большая часть НКО имеет социально ориентированную направленность. Наряду с традиционными направлениями деятельности (социальное обслуживание, социальная поддержка и защита граждан, охрана окружающей среды, благотворительная деятельность, а также деятельность в области организации и поддержки благотворительности и добровольчества (волонтерства), деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания, сегодня некоммерческий сектор в полной мере отвечает на вызовы времени. Гражданские активисты помогают вынужденным переселенцам из освобождаемых территорий, пожилым людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию гражданам. Некоммерческие организации и общественные движения стали площадками консолидации огромного числа социально ориентированных инициатив. При поддержке органов государственной власти и местного самоуправления таких инициатив станет еще больше.
Таким образом, важнейшая задача органов местного самоуправления на современном этапе - выявить и поддержать общественные инициативы "снизу", направленные на активные действия по решению своими силами вопросов проживания, готовность взять ответственность и проявить активность, стимулировать намечающийся переход от иждивенческого отношения к территории проживания к активной гражданской позиции и реальным делам.
Для эффективного решения вопросов развития ТОС и социально ориентированных НКО необходимо применение программно-целевого метода с использованием организационно-хозяйственных механизмов взаимодействия, а также координации усилий и концентрации финансовых ресурсов. В этой связи разработка ВЦП представляется своевременной и необходимой. ВЦП позволит сформировать четкое видение долгосрочных целей и приоритетов функционирования и развития общественных инициатив на местах, выстраивать взаимодействие органов местного самоуправления с органами ТОС и социально ориентированными НКО на принципах системности, открытости, целеполагания, сохраняя уже достигнутые результаты, сделать мощный рывок в развитии ТОС и социально ориентированных НКО.
Реализация ВЦП будет работать на дальнейшее интенсивное развитие добрососедских отношений, конструктивный диалог между органами местного самоуправления, органами ТОС и социально ориентированными НКО, активизацию творческого потенциала, инициативное участие граждан в решении вопросов благоустройства территорий проживания и самостоятельном управлении территориями. С помощью привлечения общественного самоуправления к участию в решении вопросов местного значения предполагается также эффективное использование бюджетных ресурсов, делового и социального потенциала жителей в решении городских проблем, что позволит сократить бюджетные затраты и повысить эффективность муниципального управления. Конечная цель этого процесса - создание эффективной системы, позволяющей оперативно реагировать на проблемы жизнедеятельности населения определенной территории и муниципалитета в целом.