Недействующий

Об утверждении Стратегии совершенствования системы завоза топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) на период до 2030 года (фактически утратил силу)



2. Характеристика текущих условий развития завоза топливно-энергетических грузов


Территория Республики Саха (Якутия) составляет более 3 миллионов квадратных километров, 40 процентов которых находится за Северным полярным кругом. Здесь не нарушен естественный ход природных процессов: почти девять десятых площади Якутии не затронуты хозяйственным и промышленным освоением.


Из 36 муниципальных образований республики 13 районов относятся к арктическим районам Республики Саха (Якутия), которые занимают 52 процента территории республики (1 609 тыс. кв. км). При этом на данных территориях проживает только 7,2 процента населения республики (68 тыс. человек), занимающихся в основном оленеводством, охотничьим и рыболовным промыслом.


Доля населения республики, имеющая круглогодичную транспортную доступность к единой транспортной сети России, составляет 20,9 процента, почти 90 процентов объема производства товаров и услуг находится в районах, обслуживаемых сезонными путями сообщений. Обширность территории республики и труднодоступность северных зон обуславливают применение различных транспортных схем доставки топливно-энергетических ресурсов.


В республике амплитуда колебаний температуры воздуха составляет 100 градусов, от +40 градусов летом до - 60 градусов зимой. Продолжительность отопительного сезона составляет 8 - 9 месяцев в году, в Арктической зоне - круглогодичная.


Северный завоз как феномен обусловлен следующими причинами:


1) экстремальными природно-климатическими условиями в Республике Саха (Якутия), в особенности в Арктической зоне;


2) отсутствием собственной производственной базы промышленных и многих сельскохозяйственных товаров;


3) удаленностью основных промышленных зон республики на тысячи километров, что затрудняет и делает очень дорогой доставку товаров, в том числе в летний период времени;


4) полным отсутствием транспортной инфраструктуры в большинстве районов Арктической зоны, кроме воздушного и водного сообщения, а также безальтернативностью сезонных автомобильных дорог (автозимников).


2.1. Особенностью северного завоза является то, что основной объем грузов перевозится речным транспортом в короткий навигационный период. При этом на водных путях республики имеет место разновременность начала и окончания навигации: в верховьях реки Лены (г. Усть-Кут) навигация открывается раньше, чем в центральной части (г. Якутск) на 15 - 20 суток; на 30 - 35 суток позднее открывается навигация в устье реки Лены, на 40 - 45 суток - по Северному морскому пути.


Из-за несовпадения сроков навигации на условно-судоходных арктических реках и по трассе Северного морского пути доставка грузов конечному потребителю осуществляется только на следующий год в короткий период первого тура навигации в июне-июле (до открытия арктической навигации) в верховья арктических условно-судоходных рек Яна, Индигирка и Колыма, а до труднодоступных населенных пунктов доставка осуществляется только автотранспортом в зимний период по сезонным автомобильным дорогам с базовых пунктов доставки. Таким образом, в условиях короткой навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и речном транспорте (от 20 суток до 4 месяцев), а также фактического бездорожья в арктических районах Якутии, сроки доставки грузов потребителям по отдельным труднодоступным арктическим территориям составляют от 1,5 до 2-х лет.


На текущий момент нет альтернативы сложившейся схемы северного завоза на поставку топливно-энергетических ресурсов на территории Якутии. Наземный транспорт не способен обеспечить доставку всех необходимых грузов в отдаленные и труднодоступные населенные пункты ввиду отсутствия необходимой инфраструктуры, а стоимость автомобильных перевозок в таких условиях значительно выше перевозок водным транспортом. При таком положении дел необходимо принимать срочные меры по модернизации грузового речного флота класса "река-море", требующего качественного обновления и количественного наращивания, а также увеличению количества дноуглубительной техники на водных путях республики, в том числе для разработки путей на барах арктических рек. В перспективе рассматриваются варианты использования возрождаемого Северного морского пути. Особого внимания требует совершенствование экономического и организационно-финансового механизмов северного завоза. Обоснование путей формирования экономического механизма северного завоза, основанного на принципах оптимизации экономических барьеров для вхождения бизнес-структур в рыночное пространство северных регионов, в том числе для промышленного освоения месторождений топливно-энергетических ресурсов.


В настоящее время завоз топливно-энергетических ресурсов в Республику Саха (Якутия) делится на два тура и осуществляется при благоприятных природно-климатических условиях с мая по сентябрь по следующей схеме.


В первый тур навигации осуществляется завоз грузов на малых боковых и быстромелеющих реках (Амга, Вилюй, верхний участок Алдан - н.п. Кутана, Чагда, Чара - н.п. Токко), а также перемещение депонационных запасов на арктических условно-судоходных реках Яна, Индигирка и Колыма. Период первого тура навигации происходит с мая по июнь месяц по продолжительности от 10 до 30 дней. В этот период завозится незначительный объем грузов по сравнению с общим объемом, но практически весь объем, завозимый в этот период, является жизненно важным, так как формирует межсезонный запас. Он составляет порядка 140 тыс. тонн.