Одними из наиболее острых проблем в настоящее время являются недостаточность емкостного парка под размещение наливных грузов для нужд энергетики, коммунального хозяйства и жизнеобеспечения, полный и частичный износ существующего емкостного парка нефтепродуктообеспечивающих предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Для определения соответствия требованиям безопасности по используемым материалам необходимо провести комплексную дефектоскопию резервуарных парков. Ориентировочная минимальная стоимость проведения комплекса мероприятий по реновации и строительству резервуарного парка АО "Саханефтегазсбыт" составляет порядка 8 млрд. рублей.
Предприятие, ввиду тяжелого финансового состояния, не может самостоятельно решить вопрос обновления объектового резервуарного парка, предназначенного для хранения котельного топлива. Стоимость комплекса мероприятий по доведению резервуарного парка до нормативного состояния имеющихся резервуаров по предварительной оценке ГУП "ЖКХ РС(Я)" составит 1,5 млрд. рублей.
В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645, предусмотрено проведение мероприятий по реконструкции морского порта Тикси и его терминалов для базирования сил и средств Военно-морского флота.
Помимо этого, ведется работа по подготовке концепции и технико-экономическому обоснованию проекта "Создание глубоководного порта в Арктической зоне Якутии" и строительству автомобильной дороги от морского порта до г. Якутска.
В целях устойчивого развития ООО "Зеленомысский речной порт" необходимо провести работы по улучшению судоходных условий в акватории порта, ремонту, реконструкции и расширению причальной стенки порта. Также с учетом выхода п. Черский с энергетической системы Чукотского автономного округа необходимо решить стабильное энергообеспечение объекта.
Таким образом, решение накопившихся проблем с критическим устареванием инфраструктуры хранения и депонации топливно-энергетических ресурсов возможно за счет оптимизации грузопотоков, увеличения сроков транспортной доступности населенных пунктов и привлечения государственного финансирования.
Основной причиной создания пунктов депонации является необходимость хранения межсезонных запасов для дальнейшей перевозки в период появления транспортной доступности до пункта назначения. В связи со значительными расстояниями между населенными пунктами и короткими сроками транспортной доступности, промежуточное хранение топливно-энергетических ресурсов по пути следования в конечный пункт потребления осуществляется несколько раз.
В этой связи планируется оптимизация грузопотоков, в том числе сокращение транспортного плеча перевозок за счет использования топливно-энергетических ресурсов местных месторождений, улучшения судоходных условий на водных путях, строительства круглогодичных автомобильных дорог для организации сквозных перевозок без промежуточного хранения.
Увеличение сроков транспортной доступности возможно за счет строительства круглогодичных автомобильных дорог за счет увеличения сроков действия сезонных автомобильных дорог, использования в рамках перевозки жизнеобеспечивающих грузов транспортных средств, предназначенных для работы в условиях бездорожья и арктической тундры, а также авиации.
Вместе с тем, модернизация и реконструкция инфраструктуры хранения и переработки грузов без государственной поддержки с учетом накопленных проблем невозможны. При отсутствии государственной поддержки модернизации инфраструктуры пунктов депонации в течение ближайших 5 лет инфраструктура северного завоза может быть полностью утрачена.