ПРАВИТЕЛЬСТВО КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 октября 2021 года N 27


О внесении изменений в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.01.2019 N 28 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики"



В соответствии с Законом Карачаево-Черкесской Республики от 29.12.2020 N 113-РЗ "О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановляет:


Внести в постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.01.2019 N 28 "Об утверждении государственной программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики" (в редакции постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 21.01.2020 N 4, от 26.03.2020 N 68, от 29.09.2020 N 219, от 19.05.2021 N 93) следующие изменения:


1. Паспорт государственной программы, разделы: "Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков", "Цель и задачи государственной программы", "Общая характеристика участия муниципальных образований Карачаево-Черкесской Республики в реализации государственной программы", "Ресурсное обеспечение государственной программы", "Механизмы реализации государственной программы" государственной программы изложить в редакции согласно приложению 1.


2. Приложение 1 - 4 к государственной программе изложить в редакции согласно приложениям 2 - 5.



Председатель Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
М.О.АРГУНОВ



Приложение 1
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 13.10.2021 N 27


"Приложение
к постановлению Правительства
Карачаево-Черкесской Республики
от 24.01.2019 N 28



ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ"

Наименование государственной программы

"Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление государственной службы занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Соисполнители государственной программы

Отсутствуют

Участники государственной программы

Отсутствуют

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 "Управление государственной программой "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики".

Подпрограмма 2 "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан".

Подпрограмма 3 "Дополнительные мероприятия в сфере занятости населения".

Подпрограмма 4 "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве".

Подпрограмма 5 "Оказание содействия добровольному переселению в Карачаево-Черкесскую Республику соотечественников, проживающих за рубежом".

Паспорта подпрограмм приведены в приложении 1 к государственной программе

Цель государственной программы

Создание благоприятных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда

Задачи государственной программы

1. Повышение эффективности использования трудовых ресурсов и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда в соответствии с потребностями экономики Карачаево-Черкесской Республики.

2. Создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными физическими возможностями.

3. Повышение уровня занятости инвалидов молодого возраста, в том числе выпускников - инвалидов.

4. Стимулирование, создание условий и содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом (далее - соотечественники, участники подпрограммы), для социально-экономического и демографического развития Карачаево-Черкесской Республики. 5. Обеспечение реализации государственной политики в сфере занятости населения Карачаево-Черкесской Республики

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

1. Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год (%):

2019 год - 13

2020 год - 12,5

2021 год - 12,5

2022 год - 12,5

2023 год - 12,5

2. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год (%):

2019 год - 2,1

2020 год - 2,1

2021 год - 2,1

2022 год - 2,1

2023 год - 2,1

Сроки реализации государственной программы

01.01.2019 - 31.12.2023

Объем финансового обеспечения государственной программы

Объем финансового обеспечения государственной программы - 2179918,5 тыс. рублей, в том числе:

2019 год - 260116,8 тыс. рублей

2020 год - 1010169,1 тыс. рублей

2021 год - 354909,3 тыс. рублей

2022 год - 286277,3 тыс. рублей

2023 год - 268446,0 тыс. рублей

за счет средств республиканского бюджета Карачаево-Черкесской Республики - 438736,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 84368,0 тыс. рублей

2020 год - 89403,1 тыс. рублей

2021 год - 88216,5 тыс. рублей

2022 год - 88472,8 тыс. рублей

2023 год - 88275,8 тыс. рублей

за счет средств федерального бюджета (по согласованию) - 1741182,3 тыс. рублей, в том числе по годам:

2019 год - 175748,8 тыс. рублей

2020 год - 920766,0 тыс. рублей

2021 год - 266692,8 тыс. рублей

2022 год - 197804,5 тыс. рублей

2023 год - 180170,2 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

1. Уровень общей безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год 12,5%;

2. Уровень регистрируемой безработицы в среднем за год 2,1%.



1. Характеристика текущего состояния государственной программы, основные показатели и анализ социальных, финансово-экономических рисков


Государственная программа разработана на основании перечня государственных программ, утвержденного распоряжением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24.10.2018 N 501-р.


В 2017 году государственная политика в области содействия занятости населения на территории Карачаево-Черкесской Республики реализовывалась в рамках государственной программы (далее - мероприятия активной политики занятости), а также ежегодных программ дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда Карачаево-Черкесской Республики.


Участниками мероприятий активной политики занятости - получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2017 году стали 17,4 тыс. человек (в 2016 году - 16,2 тыс. человек), из которых 10,7 тыс. человек (в 2016 году - 10,6 тыс. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 5,3 тыс. человек (в 2016 году - 4,3 тыс. человек) или 49,5% от общей численности граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2016 году - 40,3%).


Мероприятия активной политики предусматривают участие лиц, отбывших наказание за террористическую и экстремистскую деятельность, амнистированных, а также отказавшихся от противоправной деятельности.


Принятые меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.


Общая численность безработных граждан снизилась с 31,3 тыс. человек в среднем за 2016 год до 28,8 тыс. человек в среднем за 2017 год (на 8,0%). При этом уровень общей безработицы от численности экономически активного населения снизился с 14,6% в среднем за 2016 год до 13,7% в среднем за 2017 год. Среди семи регионов, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, в 2017 году Карачаево-Черкесская Республика занимала пятое место по уровню общей безработицы после Ставропольского края, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Дагестан.


Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 4373 человек до 4060 человек (на 7,1%), а уровень регистрируемой безработицы от численности экономически активного населения в среднем за 2017 год снизился на 0,1 процентного пункта и составил 1,7% в сравнении с соответствующим показателем 2016 года (1,8%).


Основу производительных сил Карачаево-Черкесской Республики составляют промышленный строительный, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационный комплексы. Эти направления соответствуют приоритетам социально-экономического развития России и определяют особый статус Карачаево-Черкесии в экономике страны.


За последние 5 лет число действующих промышленных предприятий в республике возросло почти на 10% и составило 749, из которых более 80% - предприятия обрабатывающих производств. Промышленные предприятия, реализующие крупные инвестиционные и инновационные проекты пользуются льготами по налогам на прибыль и имущество, государственными гарантиями Карачаево-Черкесской Республики для получения кредитных средств, что способствует росту инвестиций в основной капитал обрабатывающих отраслей. Это позволяет предприятиям решать задачи по развитию, реконструкции и модернизации производства, повышению энергетической эффективности, выпуску востребованной рынком конкурентоспособной продукции.


Динамично развивается в республике строительная отрасль, в которой на протяжении ряда лет обеспечивалась положительная динамика.


Несмотря на наличие позитивных тенденций на рынке труда в республике, по сводному показателю напряженности на рынке труда, в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 N 875, Карачаево-Черкесская Республика отнесена к числу территорий с напряженной ситуацией на рынке труда.


Одной из причин наличия длительной безработицы является несоответствие структуры спроса и предложения рабочей силы на рынке труда в профессионально-квалификационном разрезе.


Затрудняет реальную помощь в трудоустройстве преобладание в структуре предлагаемых в органы службы занятости вакансий с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда.


Банк вакансий в 2017 году в сравнении с 2016 годом увеличился на 27,6% и составил 11514 рабочих мест. Для постоянной работы было заявлено 9862 свободных рабочих места, на 32,4% больше. Основная часть (40,6%) вакансий для постоянной работы представлена предприятиями республиканского центра.


По состоянию на 1 января 2018 года потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости населения, увеличилась на 10,2% в сравнении с соответствующим периодом прошлого года и составила 1678 рабочих мест, из них:


1085 (59,6%) - по рабочим профессиям (увеличение в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 28,5%);


625 (37,3%) - в г. Черкесске (увеличение в сравнении с соответствующим периодом прошлого года на 10,2%);


962 (53,2%) - с оплатой труда выше прожиточного минимума.


Структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы остается одной из основных проблем рынка труда республики. Структура предлагаемых вакансий не соответствует профессионально-квалификационному составу безработных граждан. По состоянию на 1 января 2018 года в составе безработных 2018 человек имеют профессию служащего или специалиста. За год доля данной категории в численности безработных граждан уменьшилась с 57,9% до 56,3%. В банке данных для служащих имеется 660 вакансий (39,0% от общего количества, год назад - 44,6%).


Для достижения наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, создания условий для эффективного трудоустройства граждан, ищущих работу, в республике реализовывалась подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы "Содействие занятости населения Карачаево-Черкесской Республики на 2014 - 2020 годы", в рамках которой все мероприятия государственной программы за 2017 год выполнены.


Решение поставленных в государственной программе задач позволило достичь следующих результатов:


содействовать трудоустройству 5,3 тыс. человек, в том числе: подобрать подходящую работу 3,9 тыс. гражданам, на 30,6% больше, чем за 2016 год;


организовать временную занятость 1,4 тыс. человек;


оказать финансовую и консультативную помощь для организации самозанятости 64 безработным и в трудоустройстве 15 человек из числа многодетных родителей на оборудованное рабочее место;


направить на профессиональное обучение и получение дополнительного профессионального образования: 647 безработных граждан; 20 женщин в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 11 человек пенсионного возраста;


предоставить 7,1 тыс. гражданам услуги по профессиональной ориентации;


предоставить 727 безработным гражданам услуги по психологической поддержке.


В связи с изменением пенсионного законодательства в государственную программу включено мероприятие по профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста. Реализация данного мероприятия создаст экономические и социальные условия, обеспечивающие недопущения дискриминации граждан предпенсионного возраста и будет способствовать продолжению трудовой деятельности, как на прежних рабочих местах, так и на новых местах в соответствии с их пожеланиями, профессиональными навыками и физическими возможностями.


Доля занятых в численности лиц предпенсионного возраста, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное профессиональное образование, составит не менее 85%.


Одновременно на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это - женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники образовательных учреждений профессионального образования без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).


Проблема занятости для молодых инвалидов всегда стояла достаточно остро, а в настоящее время она становится еще более актуальной.


Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения инвалид молодого возраста - инвалид в возрасте от 18 до 29 лет.


Трудоустройство инвалидов молодого возраста затруднено по причинам недостаточно развитой инфраструктуры, обеспечивающей доступность рабочих мест, отсутствия возможности адаптации на рабочем месте и подготовленных для работы с инвалидами специалистов и наставников.


Многие работодатели отказывают в приеме на работу инвалидам молодого возраста по причине отсутствия достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства и экономической заинтересованности в использовании их труда, так как трудоустройство данной категории граждан влечет за собой дополнительные затраты на организацию рабочего места.


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»