Прогноз разработан на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, тенденций развития Омской области за предшествующие годы, фактически складывающейся ситуации в текущем финансовом году, прогнозных данных о деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляемой на территории Омской области, на очередной финансовый год и плановый период, мер по социально-экономическому развитию Омской области, предусмотренных областным законодательством, информации органов исполнительной власти Омской области.
Показатели прогноза рассчитаны исходя из необходимости выполнения задач, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93, концепциями и планами мероприятий по развитию отраслей экономики и социальной сферы Омской области.
При разработке прогноза уточнены параметры планового периода прогноза социально-экономического развития Омской области на 2021 год и на период до 2023 года, утвержденного распоряжением Правительства Омской области от 28 октября 2020 года N 218-рп, что обусловлено динамикой восстановительного роста в 2021 году ряда основных показателей, в том числе индексов производства по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства", "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха", "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений", а также оборота внешней торговли и показателей потребительской активности населения. С учетом реализации крупных инвестиционных проектов в обрабатывающем производстве, сельском хозяйстве, а также на территории особой экономической зоны "Авангард" улучшены прогнозные оценки объема инвестиций в основной капитал. В связи с поступлением официальной статистической информации за 2020 год скорректирован в сторону повышения прогноз показателей финансовой деятельности организаций, среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, среднемесячного дохода от трудовой деятельности, среднедушевых денежных доходов населения.
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) негативно сказалось на развитии экономики Омской области в 2020 году. Объем валового регионального продукта Омской области (далее - ВРП) в 2020 году по оценке сократился на 0,4 процента к уровню 2019 года и составил 774,7 млрд. рублей.
Влияние ограничительных мер, введенных в марте - апреле 2020 года на территории Российской Федерации в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), привело к снижению деловой активности организаций, росту безработицы и, как следствие, снижению уровня денежных доходов населения. Ограничить спад в экономике и обеспечить ее дальнейшее восстановление позволили меры поддержки бизнеса и населения, принятые на федеральном и региональном уровнях.
Индекс промышленного производства в 2020 году составил 100,5 процента к уровню 2019 года в результате увеличения выпуска продукции в обрабатывающем секторе на 0,8 процента, прежде всего пищевых продуктов, напитков, химических веществ и химических продуктов, электронных и оптических изделий и снижения объемов производства нефтепродуктов, резиновых и пластмассовых изделий, металлургических изделий, прочих транспортных средств и оборудования, а также объемов обработки древесины и производства изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производства изделий из соломки и материалов для плетения.
Объем производства сельскохозяйственной продукции в 2020 году увеличился на 0,2 процента относительно уровня 2019 года и составил 101,1 млрд. рублей, что обусловлено ростом объемов производства продукции растениеводства (на 3,2 процента к уровню 2019 года). Собрано 3034,2 тыс. тонн зерна (в весе после доработки) или 99,4 процента к уровню 2019 года, что соответствует 2 месту среди субъектов Сибирского федерального округа. В результате неблагоприятных погодных условий 2020 года (суховей и почвенная засуха) зафиксирована гибель 60 тыс. га посевов, что привело к снижению урожайности зерновых культур до 15,3 центнера с одного гектара убранной площади. По производству продукции животноводства Омская область занимала среди регионов Сибирского федерального округа: 3 место - по производству мяса (202,9 тыс. тонн), 4 место - по производству молока (617,2 тыс. тонн), 6 место - по производству яиц (635,8 млн. штук).
Объем инвестиций в основной капитал по итогам 2020 года составил 210,5 млрд. рублей и в сопоставимых ценах увеличился на 13,6 процента к уровню 2020 года.
Объем ввода в эксплуатацию жилья в 2020 году составил 541,2 тыс. кв.м, что на 0,6 процента выше уровня 2019 года.
Прибыль прибыльных организаций (без учета деятельности банков, а также обособленных подразделений организаций) по итогам 2020 года увеличилась на 4,2 процента к уровню 2019 года и составила 83,3 млрд. рублей. Сальдированный финансовый результат (сальдо прибыли и убытков организаций) увеличился до 61 млрд. рублей, что выше уровня 2019 года на 3,7 процента.
Индекс потребительских цен на товары и платные услуги в Омской области в декабре 2020 года составил 104,9 процента к декабрю 2019 года.
Наибольший спад в 2020 году наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Оборот розничной торговли составил 355,8 млрд. рублей и сократился на 3,7 процента к уровню 2019 года, объем платных услуг населению составил 95,9 млрд. рублей и сократился на 12 процентов.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций Омской области в 2020 году выросла на 7 процентов и составила 37827,6 рубля, среднедушевые денежные доходы населения Омской области увеличились на 1,1 процента и составили 27262 рубля.
Уровень зарегистрированной безработицы в среднем за год составил 3,6 процента от численности экономически активного населения. На динамике показателей безработицы отразились принятые меры, направленные на обеспечение дополнительной поддержки незанятого населения (введение упрощенного порядка регистрации в качестве безработного, повышение минимального и максимального пособия по безработице, дополнительные выплаты безработным гражданам, воспитывающим детей до 18 лет).