ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2021 года N 719-п


Об утверждении государственной программы Пермского края "Экология"

(с изменениями на 4 декабря 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 30.03.2022 N 243-п, от 27.05.2022 N 438-п, от 20.07.2022 N 599-п, от 23.08.2022 N 716-п, от 29.09.2022 N 826-п, от 24.11.2022 N 1001-п, от 08.02.2023 N 83-п, от 14.06.2023 N 444-п, от 02.08.2023 N 590-п, от 29.09.2023 N 756-п, от 04.10.2023 N 770-п, от 18.12.2023 N 1008-п, от 27.03.2024 N 180-п, от 20.05.2024 N 281-п, от 25.07.2024 N 487-п, от 02.10.2024 N 783-п, от 04.12.2024 N 966-п)




В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Пермского края постановляет:


(преамбула в ред. Постановления Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 756-п)


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Пермского края "Экология".


2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2022 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.


3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам территориального развития, природопользования и безопасности).


(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 756-п, от 25.07.2024 N 487-п)



Губернатор Пермского края
Д.Н.МАХОНИН



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Пермского края
от 30.09.2021 N 719-п



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО КРАЯ "ЭКОЛОГИЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 29.09.2023 N 756-п, от 27.03.2024 N 180-п, от 20.05.2024 N 281-п, от 25.07.2024 N 487-п, от 02.10.2024 N 783-п, от 04.12.2024 N 966-п)




ПАСПОРТ
 государственной программы Пермского края "Экология"

Куратор государственной программы

Борисов Александр Валерьевич, заместитель председателя Правительства Пермского края

Ответственный исполнитель государственной программы

Беланович Дмитрий Михайлович, министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края

Период реализации государственной программы

Этап I: 2022 - 2023 годы;

этап II: 2024 - 2026 годы

Цели государственной программы

Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем

Поддержание качества окружающей среды на уровне 108,3% ежегодно

Вовлечение населения в природоохранную деятельность

Обеспечение защиты прибрежных населенных пунктов и хозяйственных объектов от негативного воздействия поверхностных вод, а также повышение безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ

Максимизация доходов от использования недр и обеспечение потребностей хозяйственного комплекса в целях социально-экономического развития региона

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 27.03.2024 N 180-п)

Целевые показатели государственной программы

N п/п

Наименование целевого показателя

Ед. изм.

Значения целевых показателей

2024 год (прогноз)

2025 год (прогноз)

2026 год (прогноз)

1

Качество окружающей среды

%

108,3

108,3

108,3

2

Доля населения, привлеченная к участию в природоохранной деятельности

%

42,7

42,8

42,9

3

Размер предотвращенного экологического ущерба и предотвращенного потенциального ущерба от негативного воздействия поверхностных вод

млн руб.

1180,33

1930,16

976,05

4

Платежи при пользовании недрами

млн руб.

23,9

23,8

23,7

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 02.10.2024 N 783-п)

Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы

Источники финансового обеспечения

Расходы (тыс. рублей)

2024 год (план)

2025 год (план)

2026 год (план)

итого

Всего, в том числе:

5376456,6

4103456,9

4058485,6

13538399,1

бюджет Пермского края

1373314,8

896163,4

859296,0

3128774,2

федеральный бюджет

1576245,9

865678,3

901347,6

3343271,8

местный бюджет

86647,2

58729,3

33031,5

178408

внебюджетные источники

2340248,7

2282885,9

2264810,5

6887945,1

(в ред. Постановления Правительства Пермского края от 04.12.2024 N 966-п)



I. Стратегические приоритеты государственной программы Пермского края "Экология"



1.1. Оценка текущего состояния в сфере экологии


На территории Пермского края сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровня воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Окружающая среда в городах и прилегающих к ним территориях Пермского края подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.


Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Одна из основных причин неудовлетворительного экологического состояния водных объектов - загрязнение их сточными водами. В целом по стране более 70% действующих очистных сооружений построены 30 - 50 лет назад и 80% из них требуют реконструкции.


В Пермском крае эксплуатируются 97 бытовых и общесплавных централизованных систем водоотведения, 159 водовыпусков в водные объекты, из них 77 относятся к хозяйственно-бытовым стокам, 317 канализационных насосных станций (далее - КНС).


Установленная проектная суммарная производительность очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации (далее - ОСК) в крае составляет 652,552 тыс. куб. метров в сутки. Пропуск стоков через очистные сооружения канализации составляет 436,495 тыс. куб. метров в сутки. Основные типы используемых ОСК - механические и биологические.


В 2021 году был проведен технический аудит состояния очистных сооружений и сетей водоотведения в семи муниципальных образованиях Пермского края.


Средний износ канализационных сетей составляет 74%, ОСК - 69%, КНС - 68%. Удельный вес канализационных сетей, нуждающихся в замене, составляет 42%, или 1667,64 км.


В целях предотвращения вредного воздействия загрязненных вод на здоровье населения и окружающую среду реализуются мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию (модернизацию) очистных сооружений. Наличие разработанной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, позволит Пермскому краю принять участие в федеральных проектах по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений.


Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории городского округа. Продолжающееся увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека сопровождается усилением антропогенного воздействия на окружающую природную среду.


Свыше 9 млн куб. метров отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территории края выявлены 32 объекта накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 1,7 млн человек.


Опасную угрозу представляют собой земельные участки, загрязненные нефтепродуктами. На территории городского округа закрытого административно-территориального образования Звездный Пермского края (далее - ЗАТО Звездный) образовалось загрязнение земель нефтепродуктами (3 мазутных озера, около 500 тонн разлитого мазута). Загрязнение нефтепродуктами оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Сохраняется угроза попадания нефтепродуктов в водные объекты Камского бассейна (реки Студенка, Юг, Бабка), в пруд ЗАТО Звездный. В зоне негативного воздействия проживает около 9,1 тыс. человек.


В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" с 2023 года проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.


Образование и накопление отходов производства и потребления являются одной из наиболее серьезных экологических проблем Пермского края, на территории которого ежегодно образуется более 50 млн тонн отходов.


В целях создания эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и снижения полигонного захоронения в рамках национального проекта "Экология" реализуется региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - региональный проект).


Проект направлен на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии.


Решение задачи построения комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами основывается на создании инфраструктуры обращения с отходами, в этой связи региональным проектом определены целевые результаты по вводу в промышленную эксплуатацию объектов по обработке (сортировке), утилизации твердых коммунальных отходов, а также по модернизации и созданию высокотехнологичных полигонов, минимизирующих негативное воздействие твердых коммунальных отходов на окружающую среду.


В общей массе отходов ТКО на 2022 год составляют 564,54 тыс. тонн, из которых на захоронение было направлено 97,2%, в то время как на конец 2018 года данный показатель составлял 99,7%.


Реализация мероприятий по созданию инфраструктуры позволила обеспечить достижение показателей регионального проекта "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов", "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов". За 2022 г. фактические значения указанных показателей по Пермскому краю составили 18,2% и 2,8% соответственно.


Для достижения показателей регионального проекта, снижения количества полигонного размещения отходов и повышения уровня использования вторичного сырья в производственном процессе планируется создавать полигоны и экотехнопарки различной мощности, представляющие собой комплексы по обращению с отходами.


На территории Пермского края действуют мусоросортировочные комплексы в селе Лобаново Пермского муниципального округа (мощность 80,0 тыс. тонн в год), в городе Кудымкаре (мощность 25,0 тыс. тонн в год), в городе Краснокамске (мощность 60 тыс. тонн в год) и объект обработки в Лысьвенском городском округе (мощность 50 тыс. тонн в год).


В целях снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду на территории Пермского края проводятся мероприятия по лесовосстановлению и защите Прикамских лесов от пожаров.


Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.


В 2022 году достигнуты следующие результаты:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»