В соответствии с Планом подготовки проекта закона о бюджете Пермского края на 2024 год и на плановый период 2025 - 2026 годов в органах государственной власти Пермского края, утвержденным распоряжением губернатора Пермского края от 24 апреля 2023 г. N 108-р, Правительство Пермского края постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Пермского края от 30 сентября 2021 г. N 719-п "Об утверждении государственной программы Пермского края "Экология" (в редакции постановлений Правительства Пермского края от 30 марта 2022 г. N 243-п, от 27 мая 2022 г. N 438-п, от 20 июля 2022 г. N 599-п, от 23 августа 2022 г. N 716-п, от 29 сентября 2022 г. N 826-п, от 24 ноября 2022 г. N 1001-п, от 08 февраля 2023 г. N 83-п, от 14 июня 2023 г. N 444-п, от 02 августа 2023 г. N 590-п) следующие изменения:
1.1. преамбулу изложить в следующей редакции:
"В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Пермского края постановляет:";
1.2. пункт 3 изложить в следующей редакции:
"3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя председателя Правительства Пермского края (по вопросам природопользования и безопасности).";
1.3. государственную программу Пермского края "Экология" изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2024 года, но не ранее чем через 10 дней после дня его официального опубликования.
Губернатор Пермского края
Д.Н.МАХОНИН
"УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства
Пермского края
от 30.09.2021 N 719-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ПЕРМСКОГО КРАЯ "ЭКОЛОГИЯ"
Куратор государственной программы | Борисов Александр Валерьевич, заместитель председателя Правительства Пермского края | |||||
Ответственный исполнитель государственной программы | Беланович Дмитрий Михайлович, министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края | |||||
Период реализации государственной программы | Этап I: 2022 - 2023 годы; этап II: 2024 - 2026 годы | |||||
Цели государственной программы | Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природных систем | |||||
Поддержание качества окружающей среды на уровне 108,3% ежегодно | ||||||
Вовлечение населения Пермского края в природоохранную деятельность | ||||||
Обеспечение защиты прибрежных населенных пунктов и хозяйственных объектов от негативного воздействия поверхностных вод, а также повышение безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений прудов и водохранилищ Пермского края | ||||||
Максимизация доходов от использования недр и обеспечение потребностей хозяйственного комплекса в целях социально-экономического развития региона | ||||||
Целевые показатели государственной программы | N п/п | Наименование целевого показателя | Ед. изм. | Значения целевых показателей | ||
2024 год (прогноз) | 2025 год (прогноз) | 2026 год (прогноз) | ||||
1 | Качество окружающей среды | % | 108,3 | 108,3 | 108,3 | |
2 | Доля населения Пермского края, привлеченная к участию в природоохранной деятельности | % | 42,7 | 42,8 | 42,9 | |
3 | Размер предотвращенного экологического ущерба и предотвращенного потенциального ущерба от негативного воздействия поверхностных вод | млн руб. | 1431,14 | 560,06 | 402,44 | |
4 | Платежи при пользовании недрами | млн руб. | 23,9 | 23,8 | 23,7 | |
Объемы и источники финансового обеспечения государственной программы | Источники финансового обеспечения | Расходы (тыс. рублей) | ||||
2024 год (план) | 2025 год (план) | 2026 год (план) | Итого | |||
Всего, в том числе: | 5021774,3 | 3901065,4 | 3861582,0 | 12784421,7 | ||
бюджет Пермского края | 1136594,4 | 805258,6 | 767176,9 | 2709029,9 | ||
федеральный бюджет | 1479288,6 | 798979,8 | 798979,8 | 3077248,2 | ||
местный бюджет | 54257,9 | 17277,6 | 15875,9 | 87411,4 | ||
внебюджетные источники | 2351633,4 | 2279549,4 | 2279549,4 | 6910732,2 |
На территории Пермского края сохраняются угрозы экологической безопасности, несмотря на принимаемые меры по снижению уровня воздействия на окружающую среду химических, физических, биологических и иных факторов, предотвращению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Окружающая среда в городах и прилегающих к ним территориях Пермского края подвергается существенному негативному воздействию, источниками которого являются объекты промышленности, энергетики и транспорта, а также объекты капитального строительства.
Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов. Одна из основных причин неудовлетворительного экологического состояния водных объектов - загрязнение их сточными водами. В целом по стране более 70% действующих очистных сооружений построены 30 - 50 лет назад и 80% из них требуют реконструкции.
В Пермском крае эксплуатируются 97 бытовых и общесплавных централизованных систем водоотведения, 159 водовыпусков в водные объекты, из них 77 относятся к хозяйственно-бытовым стокам, 317 канализационных насосных станций (далее - КНС).
Установленная проектная суммарная производительность очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации (далее - ОСК) в крае составляет 652,552 тыс. куб. метров в сутки. Пропуск стоков через очистные сооружения канализации составляет 436,495 тыс. куб. метров в сутки. Основные типы используемых ОСК - механические и биологические.
В 2021 году был проведен технический аудит состояния очистных сооружений и сетей водоотведения в семи муниципальных образованиях Пермского края.
Средний износ канализационных сетей составляет 74%, ОСК - 69%, КНС - 68%. Удельный вес канализационных сетей, нуждающихся в замене, составляет 42%, или 1667,64 км.
В целях предотвращения вредного воздействия загрязненных вод на здоровье населения и окружающую среду реализуются мероприятия по разработке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию (модернизацию) очистных сооружений. Наличие разработанной проектно-сметной документации, прошедшей государственную экспертизу, позволит Пермскому краю принять участие в федеральных проектах по строительству, реконструкции (модернизации) очистных сооружений.
Состояние окружающей среды служит одним из важнейших параметров, определяющих качество жизни населения на территории городского округа. Продолжающееся увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственную деятельность человека сопровождается усилением антропогенного воздействия на окружающую природную среду.
Свыше 9 млн куб. метров отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности. По итогам инвентаризации территории края выявлены 32 объекта накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 1,7 млн человек.
Опасную угрозу представляют собой земельные участки, загрязненные нефтепродуктами. На территории городского округа закрытого административно-территориального образования Звездный Пермского края (далее - ЗАТО Звездный) образовалось загрязнение земель нефтепродуктами (3 мазутных озера, около 500 тонн разлитого мазута). Загрязнение нефтепродуктами оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Сохраняется угроза попадания нефтепродуктов в водные объекты Камского бассейна (реки Студенка, Юг, Бабка), в пруд ЗАТО Звездный. В зоне негативного воздействия проживает около 9,1 тыс. человек.
В рамках реализации федерального проекта "Чистая страна" с 2023 года проводятся работы по ликвидации несанкционированных свалок в границах городов и наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.
Образование и накопление отходов производства и потребления являются одной из наиболее серьезных экологических проблем Пермского края, на территории которого ежегодно образуется более 50 млн тонн отходов.
В целях создания эффективной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и снижения полигонного захоронения в рамках национального проекта "Экология" реализуется региональный проект "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами" (далее - региональный проект).
Проект направлен на формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), предотвращение вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечение их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращение во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии.
Решение задачи построения комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами основывается на создании инфраструктуры обращения с отходами, в этой связи региональным проектом определены целевые результаты по вводу в промышленную эксплуатацию объектов по обработке (сортировке), утилизации твердых коммунальных отходов, а также по модернизации и созданию высокотехнологичных полигонов, минимизирующих негативное воздействие твердых коммунальных отходов на окружающую среду.
В общей массе отходов ТКО на 2022 год составляют 564,54 тыс. тонн, из которых на захоронение было направлено 97,2%, в то время как на конец 2018 года данный показатель составлял 99,7%.
Реализация мероприятий по созданию инфраструктуры позволила обеспечить достижение показателей регионального проекта "Доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов", "Доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов". За 2022 г. фактические значения указанных показателей по Пермскому краю составили 18,2% и 2,8% соответственно.
Для достижения показателей регионального проекта, снижения количества полигонного размещения отходов и повышения уровня использования вторичного сырья в производственном процессе планируется создавать полигоны и экотехнопарки различной мощности, представляющие собой комплексы по обращению с отходами.
На территории Пермского края действуют мусоросортировочные комплексы в селе Лобаново Пермского муниципального округа (мощность 80,0 тыс. тонн в год), в городе Кудымкаре (мощность 25,0 тыс. тонн в год), в городе Краснокамске (мощность 60 тыс. тонн в год) и объект обработки в Лысьвенском городском округе (мощность 50 тыс. тонн в год).
В целях снижения негативного антропогенного воздействия на окружающую среду на территории Пермского края проводятся мероприятия по лесовосстановлению и защите Прикамских лесов от пожаров.
Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
В 2022 году достигнуты следующие результаты: