ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2021 года N 715-ПП


О региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Мурманской области

(с изменениями на 5 июля 2024 года)

(в ред. Постановлений Правительства Мурманской области от 04.06.2024 N 347-ПП, от 05.07.2024 N 457-ПП)




В соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", постановлением Правительства Мурманской области от 18.04.2013 N 196-ПП "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области" Правительство Мурманской области постановляет:


утвердить прилагаемое Положение о региональном государственном контроле (надзоре) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Мурманской области.



Губернатор
Мурманской области
А.В.ЧИБИС



Утверждено
постановлением
Правительства Мурманской области
от 30 сентября 2021 г. N 715-ПП



ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановлений Правительства Мурманской области от 04.06.2024 N 347-ПП, от 05.07.2024 N 457-ПП)



1. Настоящее Положение определяет порядок осуществления регионального государственного контроля (надзора) в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий Мурманской области (далее - государственный надзор).


2. Предметом государственного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами на особо охраняемых природных территориях регионального значения и в границах их охранных зон обязательных требований, установленных Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Мурманской области в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, касающихся:


режима особо охраняемой природной территории;


особого правового режима использования земельных участков, водных объектов, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;


режима охранных зон особо охраняемых природных территорий;


соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, предоставляющими услуги экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников на территории особо охраняемой природной территории, требований в части наличия соответствующей аттестации экскурсоводов (гидов), гидов-переводчиков и инструкторов-проводников при сопровождении ими туристов (экскурсантов), сопровождения туристов (экскурсантов) инструктором-проводником при посещении (прохождении) туристских маршрутов, требующих специального сопровождения, указанных в части первой статьи 19.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".


(абзац введен Постановлением Правительства Мурманской области от 04.06.2024 N 347-ПП)


3. Государственный надзор осуществляется:


- Министерством природных ресурсов, экологии и рыбного хозяйства Мурманской области (далее - Министерство);


- ГОКУ МО "Региональный центр лесного и экологического контроля" (далее - Учреждение).


4. К объектам государственного надзора относятся:


а) деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);


б) здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая воздушное пространство, водные, земельные и лесные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются, компоненты природной среды, природные и природно-антропогенные объекты, не находящиеся во владении и (или) пользовании граждан или организаций, к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).


5. Организация и осуществление государственного надзора регулируются Федеральным законом от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ) с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации".


(в ред. Постановления Правительства Мурманской области от 05.07.2024 N 457-ПП)


6. Должностными лицами Министерства, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются министр и заместитель министра, курирующий контрольно-надзорную деятельность.


От имени Министерства государственный надзор вправе осуществлять:


а) министр, являющийся главным государственным инспектором Мурманской области в области охраны окружающей среды;


б) первый заместитель министра, заместитель министра, являющиеся заместителями главного государственного инспектора Мурманской области в области охраны окружающей среды;


в) начальник отдела государственного экологического надзора, являющийся старшим государственным инспектором Мурманской области в области охраны окружающей среды;


г) прочие сотрудники отдела государственного экологического надзора, являющиеся государственными инспекторами Мурманской области в области охраны окружающей среды.


7. Должностными лицами Учреждения, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются руководитель учреждения и его заместитель - начальник оперативно-инспекторского отдела.


От имени Учреждения государственный надзор вправе осуществлять:


а) руководитель Учреждения, являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;


б) заместитель руководителя Учреждения - начальник оперативно-инспекторского отдела, являющийся заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения;


в) старшие государственные инспекторы оперативно-инспекторского отдела Учреждения, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения.


8. Должностные лица, указанные в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, в объеме проводимых контрольных (надзорных) мероприятий наряду с правами, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ и Федеральным законом N 33-ФЗ, в пределах установленной компетенции имеют право в том числе:


а) запрашивать в целях проверки у граждан, находящихся на особо охраняемых природных территориях, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;


б) производить в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей граждан.


9. Должностные лица, указанные в пунктах 6 и 7 настоящего Положения, наряду с решениями, принимаемыми в процессе и по результатам проведения контрольных (надзорных) мероприятий, установленными Федеральным законом N 248-ФЗ, в объеме проводимых контрольных (надзорных) действий имеют право:


а) изымать у граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства и соответствующие документы;


б) направлять в соответствующие органы местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки по фактам размещения объекта капитального строительства на земельном участке в границах особо охраняемой природной территории, ее функциональной зоны или охранной зоны, режим особой охраны которых не допускает размещения объекта капитального строительства;


в) задерживать в границах особо охраняемых природных территорий и их охранных зон граждан, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных граждан в правоохранительные органы.


10. В целях настоящего Положения под орудиями незаконного природопользования понимаются предметы, используемые для добывания (заготовки) и уничтожения объектов животного и растительного мира или для иных способов незаконного природопользования, под продукцией незаконного природопользования понимаются животные, растения, грибы, палеонтологические объекты, минералы, иные природные объекты, добытые (заготовленные) в ходе правонарушения, а также их части и полученная из них продукция.


11. Учет объектов государственного надзора осуществляется при ведении государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального значения.


12. Министерство и Учреждение, осуществляющие государственный надзор в отношении особо охраняемых природных территорий регионального значения, их охранных зон (далее - надзорный орган), для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относят объекты государственного надзора к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):


а) значительный риск;


б) средний риск;


в) умеренный риск;


г) низкий риск.


13. Объекты государственного надзора относятся к следующим категориям риска:


а) категория среднего риска - деятельность граждан и организаций в границах природных парков;


б) категория умеренного риска - деятельность граждан и организаций в границах государственных природных заказников;


в) категория низкого риска - деятельность граждан и организаций в границах памятников природы.


14. Объекты государственного надзора, отнесенные в соответствии с пунктом 13 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих отнесению объекта государственного надзора к категории риска:


а) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение на особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами надзорного органа или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами надзорного органа;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»