В соответствии с Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июля 2007 года N 99-оз "Об отдельных вопросах организации и осуществления бюджетного процесса в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлениями Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 апреля 2014 года N 154-п "О Порядке составления проекта закона о бюджете Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и проекта закона о бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на очередной финансовый год и плановый период", от 25 декабря 2015 года N 487-п "О порядке разработки, корректировки, утверждения (одобрения) и осуществления мониторинга прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочный период и контроля его реализации и признании утратившим силу постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 декабря 2007 года N 327-п "О Порядке разработки прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", учитывая решение Общественного совета при Департаменте экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (протокол от 6 октября 2021 года N 27):
Одобрить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА
ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2022 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2023 И 2024 ГОДОВ
Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее также - прогноз, автономный округ) разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации (далее также - РФ) сценарных условий, основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, исходя из приоритетов и целевых индикаторов социально-экономического развития, сформулированных в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2030 года, прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года, прогнозе социально-экономического развития автономного округа на период до 2036 года, и задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, инвестиционном послании Губернатора автономного округа от 26 ноября 2020 года.
Прогноз предполагает достижение национальных целей развития и ключевых показателей национальных проектов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О Национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Социально-экономическое положение автономного округа в 2020, 2021 годах характеризуется макроэкономическими показателями, включенными в таблицу 1.
Основные макроэкономические итоги развития автономного округа в процентах к соответствующему периоду предыдущего года
Показатели | 2020 год | 2021 год | ||||||
январь - март | январь - июнь | январь - июль | год | январь - март | январь - июнь | январь - июль | год <1> оценка | |
Индекс промышленного производства | 101,7 | 95,0 | 93,8 | 91,6 | 88,4 | 96,6 | 98,4 | 101,4 |
Инвестиции в основной капитал | 115,5 | 116,2 | x | 105,5 | 81,2 | 76,6 | x | 97,1 |
Реальные денежные доходы населения <2> | 103,3 | 100,6 | x | 99,3 | 96,0 | 98,8 | x | 102,7 |
Реальная заработная плата | 104,8 | 102,5 | 102,7 | 103,5 | 99,5 | 101,6 | x | 101,5 |
Индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года | 101,2 | 102,4 | 102,6 | 103,9 | 101,7 | 102,9 | 103,3 | 104,3 |
Оборот розничной торговли | 101,8 | 95,6 | 95,8 | 96,2 | 99,6 | 106,1 | 105,4 | 103,2 |
Объем платных услуг населению | 99,4 | 84,0 | 80,5 | 87,3 | 97,2 | 114,0 | 113,2 | 111,3 |
Цены за нефть марки "Юралс" (мировые), долларов США за баррель | 48,2 | 39,7 | 40,3 | 41,4 | 59,8 | 63,4 | 64,7 | 66,0 |
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | 66,1 | 72,3 <*> | x | 71,9 | 74,3 | 74,2 <*> | x | 73,6 |
________________
* за II квартал
<1> оценка Департамента экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Депэкономики Югры)
<2> в соответствии с Методологическими положениями по расчету показателей денежных доходов и расходов населения от 02.07.2014 (с изменениями от 20.11.2018) расчет реальных денежных доходов населения предполагает ежеквартальные показатели
По итогам 2020 года устойчивость социально-экономического развития автономного округа подтверждает оценка рейтингового агентства ООО "РИА Рейтинг" медиагруппы МИА "Россия сегодня" - 3-е <3> место по социально-экономическому положению субъектов РФ.
________________
<3> https://riarating.ru/regions/20210531/630201367.html
Автономный округ находится в группе лидирующих субъектов Российской Федерации, заняв 9-е место <4> по качеству жизни населения.
________________
<4> https://riarating.ru/regions/20210216/630194647.html
По итогам 2020 года денежные доходы на душу населения и средняя заработная плата 1 работника превысили среднероссийские показатели в 1,5 раза. Среднедушевые денежные доходы 1 жителя обеспечили 3,4 величины бюджета прожиточного минимума.
По данным Росстата, за январь - июнь 2021 года в номинальном выражении среднедушевые денежные доходы населения составили 54,4 тыс. рублей, среднемесячная начисленная заработная плата - 84,5 тыс. рублей.
Сформированная в автономном округе комплексная система правового и институционального сопровождения и поддержки инвестиционной деятельности позволила региону занять 6-е место <5> среди субъектов Российской Федерации в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата 2020 года.
________________
<5> https://asi.ru/government_officials/rating/
По итогам января - июня 2021 года среди субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - Югра занимает 3-е место по объему инвестиций в основной капитал с номиналом в 476,5 млрд. рублей и 4-е место по объему инвестиций на душу населения с номиналом в 283,4 тыс. рублей.
Основным результатом реализации социально-экономической политики стало обеспечение макроэкономической устойчивости секторов экономики и социальной сферы, условий привлечения инвестиций, развития конкуренции, сбалансированности бюджета, исполнения социальных обязательств перед населением.
Прогноз социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры разработан в 2 вариантах: консервативном и базовом (таблица 2).
Базовый вариант характеризует наиболее вероятный сценарий развития экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Показатели | 2020 отчет | 2021 оценка | прогноз | ||
2022 | 2023 | 2024 | |||
Валовой региональный продукт, % | |||||
базовый | 91,3 | 101,2 | 102,7 | 100,1 | 100,1 |
консервативный | 102,0 | 99,9 | 99,5 | ||
Индекс промышленного производства, % | |||||
базовый | 91,6 | 101,4 | 103,2 | 99,8 | 99,5 |
консервативный | 102,2 | 99,7 | 98,9 | ||
Добыча нефти, млн. тонн | |||||
базовый | 210,7 | 213,0 | 220,0 | 219,0 | 218,0 |
консервативный | 218,0 | 217,0 | 215,0 | ||
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей | |||||
базовый | 1034,9 | 1022,4 | 1046,6 | 1088,2 | 1118,8 |
консервативный | 1030,7 | 1055,1 | 1064,7 | ||
Реальные денежные доходы населения, % | |||||
базовый | 99,3 | 102,7 | 102,6 | 102,5 | 102,2 |
консервативный | 102,3 | 102,3 | 102,0 | ||
Реальная заработная плата, % | |||||
базовый | 103,5 | 101,5 | 101,8 | 102,0 | 102,0 |
консервативный | 101,5 | 101,7 | 101,7 | ||
Индекс потребительских цен на конец года, в % к декабрю | |||||
базовый | 103,9 | 104,3 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
консервативный | 103,6 | 104,0 | 104,0 | ||
Оборот розничной торговли, % | |||||
базовый | 96,2 | 103,2 | 102,9 | 102,7 | 102,7 |
консервативный | 102,7 | 102,5 | 102,5 | ||
Объем платных услуг населению, % | |||||
базовый | 87,3 | 111,3 | 104,8 | 103,0 | 103,0 |
консервативный | 104,2 | 102,8 | 102,8 | ||
Цены на нефть марки "Юралс" (мировые), долларов США за баррель | |||||
базовый | 41,4 | 66,0 | 62,2 | 58,4 | 55,7 |
консервативный | 58,3 | 54,2 | 51,3 | ||
Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США | |||||
базовый | 71,9 | 73,6 | 72,1 | 72,7 | 73,6 |
консервативный | 73,1 | 73,8 | 74,7 |