(с изменениями на 6 ноября 2024 года)
(в ред. законов Республики Марий Эл от 19.10.2023 N 49-З, от 06.11.2024 N 46-З)
Принят
Государственным Собранием
Республики Марий Эл
23 сентября 2021 года
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам, имеющим трех и более детей, с их согласия иной меры социальной поддержки взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно в виде целевой денежной выплаты, предусмотренной статьей 5 настоящего Закона (далее - альтернативная мера социальной поддержки).
Правовую основу предоставления альтернативной меры социальной поддержки в Республике Марий Эл составляют Конституция Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Марий Эл, настоящий Закон, другие законы Республики Марий Эл, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл.
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
альтернативная мера социальной поддержки - мера социальной поддержки граждан, имеющих трех и более детей, взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно в виде целевой денежной выплаты, предусмотренной статьей 5 настоящего Закона;
уполномоченный орган - орган исполнительный власти Республики Марий Эл, уполномоченный Правительством Республики Марий Эл на предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в соответствии с Законом Республики Марий Эл от 27 февраля 2015 года N 3-З "О регулировании земельных отношений в Республике Марий Эл";
гражданин, имеющий трех и более детей, - гражданин, имеющий трех и более детей и состоящий на учете в органе местного самоуправления Республики Марий Эл или уполномоченном органе в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации.
1. К полномочиям Государственного Собрания Республики Марий Эл в сфере предоставления альтернативной меры социальной поддержки относятся:
принятие законов Республики Марий Эл, регулирующих вопросы предоставления альтернативной меры социальной поддержки;
контроль за соблюдением и исполнением законов Республики Марий Эл, регулирующих вопросы предоставления альтернативной меры социальной поддержки;
иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
2. К полномочиям Правительства Республики Марий Эл в сфере предоставления альтернативной меры социальной поддержки относятся:
определение уполномоченного органа;
утверждение государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на предоставление альтернативной меры социальной поддержки;
утверждение порядка предоставления альтернативной меры социальной поддержки гражданам, имеющим трех и более детей, взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно в виде целевой денежной выплаты на компенсацию гражданам, имеющим трех и более детей, расходов на приобретение ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта либо на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), включающего в том числе порядок индексации целевой денежной выплаты, порядок и способы подачи заявления на получение целевой денежной выплаты, перечень представляемых документов для получения целевой денежной выплаты;
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 19.10.2023 N 49-З)
иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Марий Эл.
3. К полномочиям уполномоченного органа в сфере предоставления альтернативной меры социальной поддержки относятся:
разработка и реализация государственных программ, содержащих мероприятия, направленные на предоставление альтернативной меры социальной поддержки;
реализация в пределах полномочий альтернативной меры социальной поддержки при соблюдении условий, предусмотренных статьей 6 настоящего Закона;
формирование и ведение реестра граждан, получивших альтернативную меру социальной поддержки, в порядке, установленном Правительством Республики Марий Эл.
1. Альтернативная мера социальной поддержки оказывается гражданам, имеющим трех и более детей, в виде целевой денежной выплаты на компенсацию гражданам, имеющим трех и более детей, расходов на приобретение ими земельного участка для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства с возведением жилого дома в границах населенного пункта либо на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее соответственно - земельный участок, целевая денежная выплата).
(в ред. Закона Республики Марий Эл от 19.10.2023 N 49-З)
2. Размер целевой денежной выплаты составляет 250 000 рублей и подлежит ежегодной индексации (далее - размер целевой денежной выплаты).
1. Альтернативная мера социальной поддержки предоставляется с согласия гражданина, имеющего трех и более детей, выраженного путем представления в уполномоченный орган заявления на получение целевой денежной выплаты.
С заявлением должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующего гражданина состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
2. Гражданин, имеющий трех и более детей, вправе приобрести земельный участок по своему усмотрению в пределах территории Республики Марий Эл.
Земельный участок приобретается в общую долевую собственность состоящего на учете гражданина, имеющего трех и более детей, супруги (супруга), несовершеннолетних детей и совместно проживающих совершеннолетних и не состоящих в браке детей в равных долях.
Размер приобретаемого земельного участка не может быть меньше предельного минимального размера земельного участка, установленного градостроительным регламентом применительно к определенной территориальной зоне муниципального образования в Республике Марий Эл, в границах которого расположен такой земельный участок, на дату заключения договора купли-продажи земельного участка.
Договор купли-продажи земельного участка должен быть заключен не ранее даты вступления в силу настоящего Закона.
3. В случае, если стоимость приобретенного земельного участка меньше размера целевой денежной выплаты, гражданину, имеющему трех и более детей, компенсируются фактически затраченные средства на оплату приобретенного им земельного участка.
4. Целевая денежная выплата на погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) производится в отношении только одного ипотечного жилищного кредита (займа), оформленного на гражданина, имеющего трех или более детей, и (или) его супругу (супруга), путем полного или частичного погашения обязательств по ипотечному жилищному кредиту (займу) гражданина в размере его задолженности, но не более размера целевой денежной выплаты, указанного в пункте 2 статьи 5 настоящего Закона. Указанные средства направляются на погашение задолженности по основному долгу, а в случае, если такая задолженность меньше размера целевой денежной выплаты, указанного в пункте 2 статьи 5 настоящего Закона, оставшиеся средства направляются на погашение процентов, начисленных за пользование этим кредитом (займом).
Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) производится в отношении кредитных договоров (договоров займа), целью которых является:
1) приобретение по договору купли-продажи на территории Республики Марий Эл у юридического или физического лица жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства с земельным участком, на котором расположен объект, либо приобретение жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или соглашению (договору) об уступке прав требований по указанному договору в соответствии с положениями Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
2) строительство на территории Республики Марий Эл объекта индивидуального жилищного строительства;
3) приобретение по договору купли-продажи на территории Республики Марий Эл у юридического или физического лица объекта индивидуального жилищного строительства, строительство которого не завершено;
4) приобретение на территории Республики Марий Эл доли (долей) в праве общей собственности на объект недвижимости, указанный в подпункте 1 настоящего пункта, при условии, что в результате приобретения такой доли (долей) объект недвижимости поступает в собственность гражданина, имеющего трех и более детей, либо в общую собственность данного гражданина и его супруги (супруга), либо в общую собственность гражданина, имеющего трех и более детей, и его детей, либо в общую собственность супругов и их детей.
(п. 4 введен Законом Республики Марий Эл от 19.10.2023 N 49-З)
4.1. Полное или частичное погашение обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) в соответствии с настоящим Законом осуществляется в случае, если кредитором (заимодавцем) по кредитному договору (договору займа), указанному в пункте 4 настоящей статьи, является:
1) кредитная организация в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности";
2) единый институт развития в жилищной сфере, определенный Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 225-ФЗ "О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - единый институт развития в жилищной сфере);
3) утратил силу. - Закон Республики Марий Эл от 06.11.2024 N 46-З.
(п. 4.1 введен Законом Республики Марий Эл от 19.10.2023 N 49-З)
5. Целевая денежная выплата предоставляется гражданину, имеющему трех и более детей, однократно и является основанием для снятия гражданина, получившего целевую денежную выплату, с учета в органе местного самоуправления или уполномоченном органе как лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно.
1. Финансирование альтернативной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом, является расходным обязательством Республики Марий Эл и осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.