(с изменениями на 19 декабря 2022 года)
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 28.03.2022 N 138-а, от 19.12.2022 N 639-а)
В целях реализации Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" администрация Костромской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое положение о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Костромской области.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящим пунктом установлены иные сроки вступления в силу.
Глава 7 положения о региональном государственном геологическом контроле (надзоре) на территории Костромской области (приложения к настоящему постановлению) вступает в силу 1 марта 2022 года.
Губернатор
Костромской области
С.СИТНИКОВ
Утверждено
постановлением
администрации
Костромской области
от 21 сентября 2021 г. N 414-а
ПОЛОЖЕНИЕ О РЕГИОНАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕОЛОГИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ (НАДЗОРЕ) НА ТЕРРИТОРИИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановлений администрации Костромской области от 28.03.2022 N 138-а, от 19.12.2022 N 639-а)
1. Настоящее Положение устанавливает порядок организации и осуществления регионального государственного геологического контроля (надзора) на территории Костромской области (далее - государственный контроль (надзор)).
К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора), применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), Федерального закона от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
(в ред. постановления администрации Костромской области от 19.12.2022 N 639-а)
2. Государственный контроль (надзор) осуществляется департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области (далее - департамент).
3. Предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение организациями и гражданами обязательных требований в области использования и охраны недр, установленных Законом о недрах, Водным кодексом Российской Федерации (в части требований к охране подземных водных объектов), Налоговым кодексом Российской Федерации (в части нормативов потерь при добыче полезных ископаемых и подземных водных объектов) и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Костромской области, принятыми ими в пределах полномочий по регулированию отношений в области использования и охраны недр на территории Костромской области, а также требований, содержащихся в лицензиях на пользование недрами и иных разрешительных документах, предусмотренных указанными нормативными правовыми актами (далее - обязательные требования).
4. К разрешительным документам, содержащим обязательные требования, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора), относятся оформляемые в отношении участков недр местного значения:
1) проектная документация, предусмотренная статьями 23.2 и 36.1 Закона о недрах;
2) документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, предусмотренные статьей 7 Закона о недрах;
3) план и (или) схема развития горных работ, предусмотренные статьей 24 Закона о недрах;
4) решение о согласовании нормативов потерь твердых полезных ископаемых и подземных вод, превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации, предусмотренной статьей 23.2 Закона о недрах.
5. Объектами государственного контроля (надзора) являются деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, участки недр местного значения, предоставленные в пользование (далее соответственно - контролируемые лица, объекты контроля, а при совместном упоминании - объекты государственного контроля (надзора)).
6. Учет объектов государственного контроля (надзора) осуществляется:
1) при ведении перечня участков недр местного значения в отношении участков недр, содержащих общераспространенные полезные ископаемые;
2) при внесении сведений об объектах контроля в информационные системы государственного контроля (надзора), создаваемые в соответствии с требованиями статьи 17 Федерального закона N 248-ФЗ.
7. Должностными лицами департамента, уполномоченными принимать решение о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются директор департамента, заместитель директора департамента.
8. От имени департамента государственный контроль (надзор) вправе осуществлять:
1) директор департамента, являющийся главным государственным инспектором в области охраны окружающей среды;
2) заместитель директора департамента, являющийся заместителем главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды;
3) начальник отдела государственного надзора и мониторинга окружающей среды департамента, являющийся старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды;
4) заместитель начальника отдела государственного надзора и мониторинга окружающей среды департамента, являющийся старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды;
5) консультант отдела государственного надзора и мониторинга окружающей среды департамента, являющийся государственным инспектором в области охраны окружающей среды;
6) главный специалист-эксперт отдела государственного надзора и мониторинга окружающей среды департамента, являющийся государственным инспектором в области охраны окружающей среды.
9. Права и обязанности должностных лиц, указанных в пункте 8 настоящего Положения (далее - инспекторы), устанавливаются статьей 29 Федерального закона N 248-ФЗ.
10. При осуществлении государственного контроля (надзора) применяется система оценки и управления рисками.
11. Департамент для целей управления рисками причинения вреда (ущерба) при осуществлении плановых контрольных (надзорных) мероприятий относит объекты государственного контроля (надзора) к одной из следующих категорий риска причинения вреда (ущерба) (далее - категории риска):
1) значительный риск;
2) средний риск;
3) умеренный риск;
4) низкий риск.
Отнесение объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска осуществляется департаментом на основании сопоставления их характеристик с критериями отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска.
12. Объекты государственного контроля (надзора), отнесенные к объектам III и IV категории в соответствии с критериями отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, установленными статьей 4.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2398 "Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий", относятся к следующим категориям риска:
1) к категории умеренного риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих незначительное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам III категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах;
2) к категории низкого риска - объекты контроля, соответствующие критериям отнесения объектов, оказывающих минимальное негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории, а также деятельность контролируемых лиц на таких объектах.
13. Объекты государственного контроля (надзора), которые относятся в соответствии с пунктами 11, 12 настоящего Положения к категориям умеренного, низкого риска, подлежат отнесению к категориям среднего, умеренного риска соответственно в случае, если объект размещается:
1) в границах особо охраняемой природной территории регионального значения;
2) в водоохранной зоне водного объекта или его части.
14. Объекты государственного контроля (надзора), отнесенные в соответствии с пунктами 11-13 настоящего Положения к категориям среднего риска, умеренного риска, низкого риска, подлежат отнесению к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска соответственно при наличии одного из следующих решений, вступивших в законную силу в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения об отнесении объекта государственного контроля (надзора) к категории риска:
1) постановление о назначении административного наказания, за исключением административного наказания в виде предупреждения, юридическому лицу, его должностным лицам, индивидуальному предпринимателю, гражданину за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указанными в части 1 статьи 23.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного должностными лицами департамента или судом на основании протокола об административном правонарушении, составленного должностными лицами контрольного органа;
2) обвинительный приговор, предусматривающий признание должностного лица организации, индивидуального предпринимателя или гражданина виновным в совершении преступления, предусмотренного статьями 246, 247, 250, 255 Уголовного кодекса Российской Федерации;
3) решение о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами, принятое в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии либо установленных правил пользования недрами при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного контроля (надзора) на территории Костромской области;
4) решение суда, предусматривающее обязанность контролируемого лица по возмещению вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, либо направленное контролируемому лицу требование о добровольном возмещении такого вреда, которое не признано недействительным.
15. Объекты государственного контроля (надзора), отнесенные в соответствии с подпунктом 1 пункта 14 настоящего Положения к категориям значительного риска, среднего риска, умеренного риска, подлежат отнесению к категориям среднего риска, умеренного риска, низкого риска соответственно после устранения в установленный срок выявленного нарушения обязательных требований, подтвержденного результатами контрольного (надзорного) мероприятия.