Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года



4.2. Государственные механизмы реализации стратегии


Одним из необходимых условий достижения стратегических целей Алтайского края к 2035 году является совершенствование государственной системы управления с целью повышения его эффективности, гибкости и прозрачности. В современных социально-экономических и организационных реалиях, когда нарастает частота смены технологий и бизнес-моделей в корпоративном и государственном секторах, существенно увеличивается и необходимость оперативности принятия решений, изменения ментальности, компетенций и подходов к решению задач государственными служащими, гибкости самой организационной среды и изменения сложившейся конструкции органов исполнительной власти.


Организационный и кадровый потенциал системы государственного и муниципального управления Алтайского края обеспечил устойчивую реализацию административной реформы в части снижения избыточного государственного регулирования, устранения административных барьеров и развития системы предоставления государственных и муниципальных услуг. Так, с 2008 года особое внимание в крае уделяется вопросам повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. С 2014 года внедрена оценка регулирующего воздействия. По итогам 2020 года Алтайский край вошел в 30 лучших регионов страны и в первую тройку регионов СФО по рейтингу качества осуществления оценки регулирующего воздействия и экспертизы нормативных правовых актов, подготовленному Минэкономразвития России.


В перспективе совершенствование деятельности органов власти Алтайского края предполагает в первую очередь функциональную и структурную оптимизацию, а также внедрение системы бережливого управления, гибких и Вики-технологий, направленных на выявление и устранение всех видов потерь в органах исполнительной власти, оптимизацию повторяющихся и рутинных административных процессов, сокращение времени реализации проектов.


При этом основным механизмом, обеспечивающим внедрение проактивного государственного управления, должно стать развитие программно-целевого и проектного подходов, включающих реализацию программ, проектов и организацию деятельности с использованием новых передовых управленческих технологий и принципов управления, направленных на результат (синергия проектного и бережливого менеджмента). Проектный подход предполагает наличие персональной ответственности за реализацию определенного проекта в срок, возможности контроля реализации проекта (создание контрольных точек) и оценки результатов его реализации (ключевые показатели эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации).


Проектная деятельность в Алтайском крае осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 года N 1288 "Об организации проектной деятельности в Российской Федерации": создан проектный офис и ведомственные проектные офисы, Совет при Губернаторе Алтайского края по стратегическому развитию и национальным проектам, определены ответственные за реализацию приоритетных направлений в регионе, а также порядок взаимодействия органов исполнительной власти при реализации региональных проектов, утверждены региональные составляющие национальных проектов по основным направлениям, отраженным в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2021 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". С 2021 года в Алтайском крае реализуется 46 региональных проектов (в 2020 году - 52 региональных проекта).


В плановом периоде внедрение механизмов проектного управления в крае будет осуществляться по следующим основным направлениям:


обеспечение реализации региональных проектов;


расширение функциональных механизмов реализации проектной деятельности в органах исполнительной власти путем информатизации, развития компетенций участников проектной деятельности (посредством организации и проведения образовательных семинаров), организации участия в дистанционных образовательных программах, развития механизмов материального стимулирования участников проектной деятельности.


Развитие программно-целевого подхода предполагает приведение государственных программ края в соответствие приоритетам, целям и задачам, установленным национальными проектами и стратегией. Показатели выполнения стратегических задач социально-экономического развития региона закреплены в соответствующих государственных программах, по которым осуществляется ежегодный мониторинг их достижения и оценка эффективности их реализации. При этом реализация стратегии должна осуществляться путем разработки Плана мероприятий по ее реализации, в котором будут конкретизированы основные направления деятельности органов власти региона посредством комплексов мероприятий, увязанных по срокам, ресурсам и исполнителям, а также перечень крупных инвестиционных проектов. Мониторинг и контроль реализации стратегии осуществляется в установленном Правительством Алтайского края порядке на основе оценки исполнения Плана мероприятий по реализации стратегии (включает в себя подготовку ежегодного отчета о ходе его исполнения).


Одной из основных задач повышения эффективности государственного управления в перспективе является совершенствование межведомственного взаимодействия. На сегодняшний день проблема согласованности интересов различных органов государственной власти затрудняет формирование общих приоритетов развития, вовлечение в процесс управления заинтересованных сторон. Для решения указанной задачи необходим переход от традиционно присущих государственному управлению функций регулирования и контроля к координированию и согласованию интересов. Это возможно путем внедрения эффективных механизмов, например, создания системы устойчивого информационного взаимодействия органов государственной власти, в том числе с помощью современных средств массовых коммуникаций, общих баз данных и отработанной системы взаимодействия на региональном и местном уровне.


Формирование и развитие управленческих компетенций государственных и муниципальных служащих и, как следствие, рост их производительности труда становится еще одним важнейшим фактором повышения эффективности государственного управления. Повышение квалификации госслужащих должно носить не только непрерывный характер, который способствует развитию управленческого и личностно-профессионального потенциала сотрудников, но и быть направлено на воспитание чиновников нового типа - созидателей, использующих новые модели принятия решений, основанные в том числе на творческом подходе в своей ежедневной деятельности. Решение этой задачи потребует, с одной стороны, повышения престижа государственной и муниципальной службы, создания региональных центров профессиональных компетенций, а, с другой, - использования многофакторного подхода к персональной оценке эффективности деятельности и мотивации государственных служащих, основанной на установлении связи профессионального и личностного потенциала государственных служащих, результатов их комплексной оценки с элементами материального и нематериального стимулирования.


Другими факторами совершенствования государственного управления выступают качество, доступность и комфортность предоставления государственных услуг. Ориентация на граждан и бизнес, их пожелания и ожидания должна стать основой для дальнейшего совершенствования системы предоставления государственных услуг. Необходимо обеспечить такой уровень доступности госуслуг, при котором граждане и представители субъектов предпринимательства несли бы минимально возможные расходы на их получение, а также существенно повысить уровень доверия к органам власти через создание единой прозрачной информационной среды, минимизирующей коррупционные риски в деятельности органов власти.


На эффективность государственного управления также непосредственно влияют снижение избыточного государственного регулирования и сокращение административного воздействия на бизнес. В рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности акцент риск-ориентированного подхода будет смещен на профилактику нарушений, переход от всеобъемлющего контроля к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. Это позволит снизить количество проводимых контрольных мероприятий в отношении бизнеса и акцентироваться на надзорных мероприятиях в отношении потенциальных нарушителей законодательства, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде.


Внедрение новых подходов потребует совершенствования нормативной правовой базы в сфере контрольно-надзорной деятельности, широкого использования информационных технологий, планирования контрольнонадзорных мероприятий в зависимости от уровня риска причинения вреда, а также внедрения новых элементов системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.