Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035 года



3. Целевой сценарий социально-экономического развития Алтайского края


При разработке стратегии за основу принят человеко-ориентированный подход. Человек находится в центре всех процессов. Являясь драйвером регионального развития, именно человеческий капитал создает максимальную добавленную стоимость и обеспечивает экономический рост в долгосрочной перспективе.


В связи с возрастающим вкладом технологического развития в совокупную факторную производительность нарастает глобальная конкуренция за экономически активных людей, обладающих высокими профессиональными компетенциями. Поэтому именно со стороны человеческого капитала в перспективе до 2035 года ожидаются и главные вызовы для регионального развития, связанные как с количеством человеческих ресурсов, так и качеством трудовых ресурсов - их знаниями, умениями, компетенциями.


Основной демографической проблемой в регионе остается сокращение абсолютной численности населения в результате процессов естественного воспроизводства и миграции. Общий коэффициент смертности в крае сохраняется высоким - 16,5 процента в 2020 году (10-е место в СФО). Динамику итоговых показателей рождаемости определяют сокращение числа женщин в возрастной группе с максимальной рождаемостью, сдвиг рождаемости к более старшим возрастам и массовое распространение малодетности. Суммарный показатель рождаемости в регионе - 1,42 (8-е место в СФО), что не позволяет поддерживать простое воспроизводство населения. Миграционный прирост в регионе отрицателен и не является источником компенсации потерь от естественной убыли населения.


Алтайский край более 20 лет живет в режиме депопуляции: с 1996 года ежегодные потери населения в среднем составляют около 15 тыс. человек. Сложность демографической ситуации обусловлена рядом факторов: исторических (эхо Гражданской, Первой и Второй мировых войн, а также репрессий 1930 - 1940 годов), экономических (низкие доходы населения по сравнению с соседствующими субъектами СФО, трудности в улучшении жилищных условий), географических (удаленность края от центра страны и выходов к морю) и др. С большой вероятностью дальнейшее сокращение численности населения продолжится в перспективе, однако на демографическую динамику возможно повлиять мерами целенаправленной демографической политики.


Сохранить демографический потенциал региона позволит реализация следующих направлений:


1) укрепление института семьи:


повышение престижа материнства и отцовства; привлечение внимания общественности к высокой духовности и жизненному потенциалу социально здоровых семей, имеющих позитивный опыт семейной жизни; формирование благоприятных для демографического развития брачно-семейных и репродуктивных ориентаций у подрастающего поколения;


создание экономических и социальных условий, мотивирующих на рождение детей и создание многодетных семей:


набор социальных гарантий, обеспечивающих реальную систему мер поддержки семьи при рождении и воспитании детей, меры адресной социальной поддержки семей с детьми, а также специальные меры, которые могли бы стимулировать рождение 2-го и 3-го ребенка;


2) обеспечение социальных гарантий:


создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей женщин, имеющих малолетних детей, и родителей, воспитывающих детей-инвалидов (посредством развития инфраструктуры детских садов и других образовательных сервисов для детей), позволяющих сохранить высокий уровень оплачиваемой занятости женщин и не откладывать реализацию репродуктивных планов;


улучшение здоровья населения и увеличение продолжительности жизни: меры региональной политики, направленные на охрану и укрепление здоровья населения (пропаганда здорового образа жизни; популяризация здорового питания; вовлечение граждан в систематические занятия физкультурой и спортом; повышение доступности медицинской помощи, развитие ее профилактического направления, в том числе в рамках проведения ежегодной диспансеризации населения), способствующие сокращению смертности и росту продолжительности жизни;


3) управление миграционными процессами:


стимулирование привлечения мигрантов как на постоянное место жительства в Алтайский край, так и для временного покрытия дефицита в труде, путем предоставления возможности жилищного обустройства на территории региона, а также обеспечения адекватных условий для жизни и работы.