Итоги реализации долговой политики за 2018 - 2020 годы характеризуются следующими показателями:
Таблица 1
Показатель | На 01.01.2019 | На 01.01.2020 | На 01.01.2021 |
Государственный долг (млрд руб.) | 15,8 | 13,8 | 11,8 |
Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (долговая нагрузка) (%) | 76,1 | 62,0 | 50,2 |
Доля общего объема долговых обязательств по государственным ценным бумагам Ивановской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, в сумме доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (%) | 33,9 | 26,4 | 7,1 |
Доля долговых обязательств, возникающих из государственных ценных бумаг Ивановской области, кредитов, привлеченных от кредитных организаций, в общем объеме долговых обязательств (%) | 44,5 | 42,7 | 14,1 |
Доля долговых обязательств, возникающих из кредитов, привлеченных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в общем объеме долговых обязательств (%) | 52,7 | 57,3 | 85,9 |
Отношение годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию государственного долга к общему объему налоговых, неналоговых доходов областного бюджета и дотаций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 23,1 | 11,5 | 6,7 |
Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (%) | 1,5 | 0,98 | 0,3 |
Основным итогом реализации долговой политики в 2018 - 2020 годах стало снижение объема государственного долга на 4 млрд рублей.
По итогам исполнения областного бюджета за 2020 год выполнены условия дополнительных соглашений, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации в рамках реструктуризации задолженности Ивановской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, проведенной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.12.2017 N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - соглашения о реструктуризации бюджетных кредитов).
В целях оптимизации структуры государственного долга и сокращения стоимости его обслуживания, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.06.2021 N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" между Министерством финансов Российской Федерации и Департаментом финансов Ивановской области было заключено дополнительное соглашение N 1 к Соглашению от 14 декабря 2020 г. N 01-01-06/06-994 о предоставлении бюджету Ивановской области из федерального бюджета бюджетного кредита для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации от 01.07.2021, предусматривающее продление сроков погашения задолженности по бюджетному кредиту, предоставленному Ивановской области из федерального бюджета для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации в декабре 2020 года, с 2021 года по 2029 год (включительно), что позволит в 2021 году сократить объемы погашения бюджетных кредитов и направить в 2021 - 2024 годах высвободившиеся средства в сумме 1,7 млрд рублей на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов.
В соответствии с Законом Ивановской области от 23.12.2020 N 89-ОЗ "Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" ожидается, что по итогам 2021 года объем государственного долга не превысит целевые показатели, установленные соглашениями о реструктуризации бюджетных кредитов.
По результатам оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации в 2020 году, Ивановская область отнесена к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости.